Использование различных дидактических методов при обучении младших школьников приемам сложения и вычитания

  • docx
  • 11.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала phpiaOKv4_Izuchenie-priemov-slozheniya-i-vychitaniya-chisel-v-predelah-10.docx

Изучение приемов сложения и вычитания чисел в пределах 10.

В начальном курсе математики изучение вычислительного приема происходит после того, как школьники усвоят его теоретическую основу (определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них). Причем в каждом конкретном случае учащиеся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительного приема,  конструируют различные приемы для одного случая вычислений, используя различные теоретические положения.

С позиций традиционного обучения основным способом введения нового вычислительного приема является показ образца действия.

Приемы:

1.      присчитывания и отсчитывания по 1

2.      присчитывания и отсчитывания группами для случаев а + - 2, 3, 4

3.      сложение вида а + 5, 6, 7, 8, 9

4.      приема вычитания вида а – 5, 6, 7, 8, 9.

 

Подготовительная работа: раскрытие конкретного смысла действий сложения и вычитания, запись и чтение примеров, случаи вида «+, - »1, где результаты находятся на основе свойства натурального ряда. Начинается с первых уроков рассмотрения нумерации.

Методические приемы:

Практическая работа с предметными картинками на объединение множеств и удаление подмножества из множества.

Например:

а) положи слева 5 синих кружков, справа 3 красных кружка. Придвинь кружки друг к другу. Что ты сделал? Выполнил действие сложение.

б) объединение в вазы, корзины, гаражи…

положи на парту 5 квадратов, убери 3 квадрата. Выполнил действие вычитания. При сложении предметов становится больше, при вычитании – меньше.

 

Этапы рассмотрения вычислительных приемов:

1)подготовительные упражнения;

2)введение приемов вычисления;

3)закрепление знания приемов, выработка вычислительного навыка;

4)составление и заучивание таблиц.

 

Методические приемы:

1.      Решение выражений, иллюстрируя действия предметными картинками.

2.      Решение выражений при помощи натурального ряда

практическая работа

·         сколько всего кругов? Как узнали? 3 + 2 = 5

Поменять круги местами. 2 + 3 = 5

3.      Сравнение выражений

3 + 2                                          4 + 3

2 + 3                                          3 + 4

Сравнить значение сумм? Чем сходны, отличаются?

4.      Решение задач практического характера.

 

Табличное сложение однозначных чисел.

Ошибочное решение

Причина ошибки

6+2=4, 7-2=9.

Ученики не усвоили самих действий сложения и вычитания или же знаков этих действий.

5+2=6, 8-3=6.

Присчитывают и отсчитывают по единице и первым называют данное число, а не следующее при сложении и предыдущее при вычитании.

4+5=4, 6-3=6.

Записывают вместо результата один из компонентов из-за невнимательности.

3+6=10, 9-7=4.

Используют нерациональные приемы присчитывания и отсчитывания по единице.

 

При формировании вычислительных навыков табличного сложения и вычитания учителя используют подход, характерный для традиционной системы: школьники выучивают таблицы сложения и вычитания и закрепляют их в процессе решения примеров. Познавательная деятельность учащихся в этом случае характеризуется активной работой памяти и напряжением произвольного внимания. Такой подход не обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков.

Программы развивающего обучения (под ред. Н.Ф. Виноградовой, Н.Б.Истоминой и др.) реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами, самостоятельно составляют таблицы, дается установка на запоминание таблиц, а непроизвольное запоминание их происходит в процессе выполнения различных вычислительных упражнений, активно используя приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Упражнения.

1.

first3_1

По какому признаку разбили фигуры на две группы?

4+4=8,   6+2=8,   5+3=8.

2. По какому правилу записан каждый ряд чисел?

а). 1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6:

б).2, 5, 3, 6, 4, 7, 5, 8, 6:

3.Что могут на рисунке обозначать цифры 4, 2, 8, 9, 1?

first3_2

4. Запиши верные равенства, используя числа 3, 8, 5.

5. Запиши верные равенства используя числа 7, 3, 4, 1.

6. Вставь пропущенные числа.

8-6=:+:,     5+2=:+:,

9-4=:+:,     8-4=:+:.

7. Вместо точек поставь числа.

:-:=:+:,     :+:=:+:,

:+:=:-:,     :-:=:-:.

 

 

Никулина А.Д. указывает на значимость устных упражнений. Например, можно проводить игру с хлопками, когда учитель называет примеры с правильными и неправильными ответами. В случае правильных ответов дети хлопают, если ответы неправиль­ные, не хлопают. Эффективно применение карточек с записанными примерами на сложение и вычитание. Учитель показывает карточку с примером, а учащиеся поднимают карточку с ответом.

 

 

Изучение сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Приемы:

1.      Сложение однозначных чисел (вида 9 + 3) с переходом через разряд.

2.      Прибавление однозначного к двузначному (вида 13+4).

3.      Вычитание однозначного числа из двузначного (вида 12 – 5).

4.      Вычитание однозначного из двузначного (вида 19-6).

 

1.      Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

Прием сложения включает следующие операции:

·         первая операция связана с дополнением большего слагаемого до числа 10;

·         вторая – связана с представлениями учащимся о смысле действий сложения и вычитания и с усвоением ими состава однозначных чисел. Опираясь на эти знания, учащиеся отвечают на вопрос – Сколько единиц осталось во втором слагаемом после выполнения первой операции;

·         третья операция – оставшиеся единицы второго слагаемого прибавить к 10.

 

Подготовительная работа:

-состав однозначных чисел;

-дополнение однозначных чисел до 10 (   +   = 10)

-решение выражений вида 6 + 4 + 3; 8 + 2 + 5

-решение выражений вида 10 + 2; 4 + 10

 

Методические приемы:

1.      Показ образца: Прием представляют детям в виде тождественных преобразований, используем сочетательное свойство (прибавление суммы к числу).

9 + 3 = 9 + (1 + 2) = (9 + 1) + 2= 10 + 2 = 12

Практика показывает, что семилетние дети с трудом воспроизводят такую громоздкую запись, поэтому целесообразно использовать другие формы записи:

9 + 3 = 12                                                         9 + 3 = 12

   1 + 2                                                               9 + 1 + 2

 

Прием «Лучики»

 

2.      Практическая работа (абак) дополнить 9 кругов до 10

-сколько осталось прибавить?

-что сделали со II слагаемым? (разбили)

-записать математически.

б) рассмотрение каждого случая 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

в) составление таблицы (20 случаев).

Она включает сложение одинаковых слагаемых 6 + 6      7 + 7    8 + 8    9 + 9 и прибавление меньшего числа к большему. Для прибавления большего числа к меньшему используется переместительное свойство сложения.

Особое затруднение у школьников вызывает сложение однозначных чисел с переходом через десяток, которое обусловлено количеством операций: замена числа суммой удобных слагаемых, прибавление суммы к числу, дополнение однозначного числа до 10.

Для преодоления затруднений перед изучением данной темы рекомендуем подготовительные упражнения, которые осуществляют комплексную подготовку учащихся к изучению сложения чисел для случаев вида 9+5.

1. Решите примеры удобным способом:

8+(2+3),   9+(1+4),   7+(3+4).

Почему удобно прибавлять первое слагаемое, а потом второе?

Сколько всего прибавили? А как прибавляли?

2. Объясните, сколько осталось еще прибавить в каждом примере, если всего нужно прибавить, например, 6:

8+(2+:),   9+(1+:),   6+(4+:).

3. Объясните, какой суммой удобнее заменить данное число, (например, 5), если 6+(:+:), 7+(:+:), 8+(:+:), 9+(:+:).

Данные разнообразные задания содержат комплекс вопросов, с помощью которых дети повторяют правило прибавления суммы к числу, состав чисел первого десятка, дополнение однозначных чисел до 10, а также при этом рассуждают.

 

3.      Вычитание однозначного числа из двузначного (вида 12 – 5).

Обычно используют 2 вычислительных приема. По своей сути они знакомы учащимся.

В основе первого лежит понятие о взаимосвязи суммы и слагаемых и прочное знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

В состав этого приема входят операции:

а)представление уменьшаемого в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому;

б)вычитание из данной суммы слагаемого, равного вычитаемому, в основе правило – если из суммы вычесть I слагаемое = II слагаемое.

 

Второй прием - отсчитывание по частям.

а)вычитание из данного двузначного числа его разрядных единиц (результат = 10)

б)представление вычитаемого в виде суммы слагаемых, одно из которых равно количеству разрядных единиц двузначного числа (в основе операции – знание состава однозначных чисел)

в)вычитание из 10 второго слагаемого этой суммы.

 

подготовительная работа:

-состав чисел второго десятка

-состав однозначных чисел

-решение выражений вида 12 – 2, 18 – 8,

-решение выражений вида 15 – 5 – 2, 16 – 6 – 3.

I прием: 12 – это 5 и 7            5 + 7 = 12,                  12 – 5 = 7

II прием: 12 – 2 – 3 = 7

 

  1. Приемами вычислений в пределах второго десятка без перехода через десяток.

Для ознакомления учащихся со сложением и вычитанием вида 15+3 и 15—3 вначале важно показать содер­жание вычислительных приемов с помощью записи всей последовательности операций действий:

15+3= (10+5)+3=10+(5+3) = 10+ +8=18

15—3= (10+5) —3= 10+ (5—3) = 10+ +2=12

При объяснении способа сложения или вычитания чисел обращается внимание на то, что операции выполняются в данном случае только над единицами, а десятки пере­носятся в ответ. Здесь удобно пользоваться опорным сигналом «рамка». Запись примеров может быть более или менее развернутой. Для самоконтроля учащиеся могут воспользоваться таблицей чисел от 1 до 20:

1 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 13  14  15  16  17  18  19  20

«Шагая» по числам таблицы, учащиеся проверяют правильность сложения или вычи­тания в пределах второго десятка.