Мастер-класс «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения»
«если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Амонишвили Ш.А.
1.Вступительное слово
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Пожалуйста, займите то место, где и с кем вам будет комфортно работать. Чувствуйте себя свободно и успех в нашей совместной работе будет обеспечен.
2.Эмоциональный настрой
Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется, был и будет как у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что ,
к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ , так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной.
Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки, , чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. , почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни.
Ведь итоговое сочинение- это метапредметное сочинение, целью которого является проверка умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же нужно сделать для успешного написиния этой работы?
Хочу напомнить слова Амонишвили Ш.А.(они уже звучали 4 года назад на моем мастер-классе «Образование через творчество «Как наше слово отзовется»») : «…если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами, которые я использую при обучении итоговому сочинению , частично сочинению 15.3 в 9 классе, которые помогают мне развивать творческую и познавательную активность учеников и делать уроки интересными и непринужденными.
Итак, тема моего мастер-класса «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения».
Цель мастер-класса: Популяризация применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества..
Использование этих методов и приемов направлено на:
· Активное восприятие учащимися учебного материала;
· Творческое осмысление учебного материала;
· Саморазвитие ученика;
· Повышение интереса к процессу обучения;
· Развитие креативности;
· Повышения уровня грамотности;
· Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
· Развитие социальной компетенции.
В основе работы лежат следующие принципы:
· создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
· включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму;
· равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса;
· отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
· подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся.
Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ.
Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения
1. Метод смысловых ассоциаций.
2. Метод «Кластера».
3. Метод конструирования вопросов, конструирование тем.
4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
5 Метод «Ключевых слов»
6. Метод выведения тезиса.
7. Метод «Вопрс-ответ».
8 .Метод « Заполни таблицу».
9.Прием «Снежный ком».
10.Прием «Чтение с пометками».
11.Прием «Толстый и тонкий вопрос».
12.Прием «Закончи предложение»
Я в своей работе использую все выше перечисленные методы и приемы .Метод смысловых ассоциаций, метод « Кластера» , метод « Ключевых слов» и « конструирования определения понятий», прием « Чтение с пометками» уже применяю с учащимися 8-9 классов при обучении сжатому изложению и заданию 15.3.Эти же методы и приемы использую при работе с 10-11классом.
Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ.
Мне кажется, что использование этих методов и приемов помогает обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творчестве, поэтому я предлагаю вам, уважаемые коллеги, принять участие в практической работе .
3.Практическая часть.
4.Рефлексия деятельности
Если вам сегодня сопутствовал успех, то улыбнитесь мне. Если вам было комфортно работать, то пожмите друг другу руки. И я думаю, что это закономерно, так как вы все сегодня были правы, вы все были успешны.
Я буду рада, если мастер-класс заинтересовал вас, если вы узнали что-то новое, если проблема, поднятая мною, для вас актуальна. И если наша встреча не оставила вас равнодушными, тогда творите, удивляйте, дарите радость познания своим ученикам, делайте сами открытия, радуйтесь успехам других, будьте счастливы.
Но, как сказал Р.Бах, «даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле.»
Попробуйте, и у вас все получится! Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.