"Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии"
Оценка 4.6

"Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии"

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
16.11.2023
"Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии"
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма непростой процесс. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, по точному замечанию И.Е. Шварца, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.docx

Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии.

Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина и др.

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.

Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, по точному замечанию И.Е. Шварца, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз.

Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.

Если учесть, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается, а потребности рынка, формирующего образовательный заказ, быстро меняются, вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего времени особую актуальность и требует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.

В акмеологическом словаре А.А.Дергача профессиональное самоопределение трактуется как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и  кем работать. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни.

В трудах А.В.Батаршева выделяются психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

·                     осознание ценности общественно-полезного труда;

·                     общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

·                     сознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

·                     общая ориентировка в мире профессионального труда;

·                     выделение дальней профессиональной цели (мечты);

·                     согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);

·                     знание о выбираемых целях;

·                     знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Разные виды деятельности сортируются и оцениваются:

·                     с точки зрения интересов старшеклассников «Я люблю исторические романы, буду я историком»;

·                     с точки зрения его способностей «У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?»;

·                     с точки зрения его системы ценностей «Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?».

Этап: практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента:

1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему,

2) выбор специальности.

Чем же обусловлен наш выбор профессии? По мнению Е.А.Климова, этот жизненный выбор определяется действием следующих факторов:

·                     позиция старших членов семьи относительно будущего выбора;

·                     позиция товарищей, друзей и подруг;

·                     позиция учителей, школьных работников;

·                     личные профессиональные планы;

·                     личные способности;

·                     уровень притязаний личности на общественное признание;

·                     информированность о мире профессий;

·                     склонности, то есть интересы, подкрепленные определенными способностями.

В работах Л.М.Волкова, Л.С.Козинцева описаны объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии). Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители. Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.

Таким образом в формировании жизненных ориентиров и профессионального самоопределения играет социокультурная и психологическая ситуация развития. Основная ситуация развития для подростка складывается в семье.

Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, считает Г.В.Резапкина. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.

При организации профориентационной работы с подростками, имеющими особенности здоровья необходимо учитывать следующие факторы:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
  • поддержка со стороны педагогов.

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:

·       профессионально – ориентационные беседы;

·       занятия в кружках, мастерских;

·       экскурсии  на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;

·       встречи со специалистами;

·       участие в «днях открытых дверей»;

·       участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;

·         использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

Рекомендуемые профессии и специальности для обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: нервно-психическое напряжение, требующее длительного и интенсивного сосредоточения внимания, памяти, связанное с обилием информации, подсчетами, особенными требованиями к комбинаторике, необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений, относительно сложными контактами с окружающими людьми, работы  движущихся механизмов, в соседстве с глубиной и на высоте, с режущими инструментами, вблизи огня и др. Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксилогических химических веществ, электромонтажных полей, высоких и низких температур, неблагоприятные метеорологические условия. Тяжелые физические нагрузки, длительная вынужденная рабочая поза, длительное пребывание на ногах (прочие нарушения, движения в нижних конечностях), рабочие операции, связанные с точностью движений (при нарушении тонкой моторики рук).

Рекомендуемые профессии и специальности:

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин);

- слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ);

- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр строительный, монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, столяр строительный, лепщик архитектурных деталей, штукатур);

- электротехническое производство (обмотчик элементов электрических машин);

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр деревообрабатывающего производства мебели, изготовитель декоративных элементов мебели);

- общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки);

- производство фарфоровых и фаянсовых изделий (живописец, отводчик);

- общие профессии керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар);

- производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);

- трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий из полотна);

- местная промышленность – народные художественные промыслы. Производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, ковровщица, разрисовщик ткани, ткач;

- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, затяжчик обуви);

- швейное производство (вышивальщик, копировщик, пошивщик шорно-седельных изделий, швея);

- общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины);

- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);

- рекламно-оформительские и макетные работы (исполнитель художественно-оформительских работ);

- производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек);

- общие профессии производства художественны изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик);

- производство художественных изделий из дерева и бересты  (выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте, сборщик изделий из кожи и меха);

- зеленое хозяйство (озеленитель);

- сельское хозяйство;

- животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта);

- хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по переработке и хранении картофелю, овощей, плов, ягод);

- профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады;

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, младшая медицинская среда (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений).

Выводы:

Таким образом, изучив особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, можно отметить, что профессиональное самоопределение старшеклассников — это важный этап, связанный с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием, процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности.

Рассмотрев психолого-педагогическую литературу по профессиональному выбору старшеклассников можно выделить следующие факторы влияющие на этот выбор: позиция старших членов семьи относительно будущего выбора; уровень образованности родителей; материальные условия семьи; социальное положение; позиция товарищей, друзей и подруг; позиция учителей, школьных работников; личные профессиональные планы; информированность о мире профессий; личные способности; склонности, то есть интересы, подкрепленные определенными способностями; уровень учебной подготовки; оценка своих объективных возможностей; состояние здоровья.

На наш взгляд, эффективная профессиональная траектория детей с ОВЗ может выстроиться:

- во-первых, при реализации принципа непрерывности образования, который позволяет создать систему «детский сад – школа – училище — вуз»;

- во-вторых, при преодолении межведомственных барьеров по проблеме профессиональной реабилитации детей с ОВЗ. Необходимо объединить ресурсы всех учреждений, занимающихся проблемами профессионального образования и профориентации, относящихся к разным министерствам;

- в-третьих, необходимо создать центр, который являлся бы координатором по профориентации и подготовке выпускников коррекционных школ к поступлению в училища, колледжи, вузы, на базе которого можно было бы создать единую ресурсную базу в рамках профориентационной, методической и реабилитационной работы.

Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями. В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и конечно же медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора.


 

Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии

Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии

Разные виды деятельности сортируются и оцениваются: · с точки зрения интересов старшеклассников «Я люблю исторические романы, буду я историком»; · с точки зрения его способностей…

Разные виды деятельности сортируются и оцениваются: · с точки зрения интересов старшеклассников «Я люблю исторические романы, буду я историком»; · с точки зрения его способностей…

Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, считает

Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, считает

Рекомендуемые профессии и специальности : - профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин); - слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной…

Рекомендуемые профессии и специальности : - профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин); - слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной…

Выводы: Таким образом, изучив особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, можно отметить, что профессиональное самоопределение старшеклассников — это важный этап, связанный с определением своего места в…

Выводы: Таким образом, изучив особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, можно отметить, что профессиональное самоопределение старшеклассников — это важный этап, связанный с определением своего места в…

Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество

Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023