Формирование и развитие гармоничной личности, способной к самостоятельной жизни и правильному выбору будущей профессии.
Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина и др.
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.
Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, по точному замечанию И.Е. Шварца, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.
Если учесть, что число лиц с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается, а потребности рынка, формирующего образовательный заказ, быстро меняются, вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего времени особую актуальность и требует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.
В акмеологическом словаре А.А.Дергача профессиональное самоопределение трактуется как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и кем работать. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни.
В трудах А.В.Батаршева выделяются психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:
· осознание ценности общественно-полезного труда;
· общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
· сознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
· общая ориентировка в мире профессионального труда;
· выделение дальней профессиональной цели (мечты);
· согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);
· знание о выбираемых целях;
· знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.
Разные виды деятельности сортируются и оцениваются:
· с точки зрения интересов старшеклассников «Я люблю исторические романы, буду я историком»;
· с точки зрения его способностей «У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?»;
· с точки зрения его системы ценностей «Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?».
Этап: практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента:
1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему,
2) выбор специальности.
Чем же обусловлен наш выбор профессии? По мнению Е.А.Климова, этот жизненный выбор определяется действием следующих факторов:
· позиция старших членов семьи относительно будущего выбора;
· позиция товарищей, друзей и подруг;
· позиция учителей, школьных работников;
· личные профессиональные планы;
· личные способности;
· уровень притязаний личности на общественное признание;
· информированность о мире профессий;
· склонности, то есть интересы, подкрепленные определенными способностями.
В работах Л.М.Волкова, Л.С.Козинцева описаны объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии). Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители. Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.
Таким образом в формировании жизненных ориентиров и профессионального самоопределения играет социокультурная и психологическая ситуация развития. Основная ситуация развития для подростка складывается в семье.
Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, считает Г.В.Резапкина. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.
При организации профориентационной работы с подростками, имеющими особенности здоровья необходимо учитывать следующие факторы:
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:
· профессионально – ориентационные беседы;
· занятия в кружках, мастерских;
· экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
· встречи со специалистами;
· участие в «днях открытых дверей»;
· участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
· использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Рекомендуемые профессии и специальности для обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: нервно-психическое напряжение, требующее длительного и интенсивного сосредоточения внимания, памяти, связанное с обилием информации, подсчетами, особенными требованиями к комбинаторике, необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений, относительно сложными контактами с окружающими людьми, работы движущихся механизмов, в соседстве с глубиной и на высоте, с режущими инструментами, вблизи огня и др. Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксилогических химических веществ, электромонтажных полей, высоких и низких температур, неблагоприятные метеорологические условия. Тяжелые физические нагрузки, длительная вынужденная рабочая поза, длительное пребывание на ногах (прочие нарушения, движения в нижних конечностях), рабочие операции, связанные с точностью движений (при нарушении тонкой моторики рук).
Рекомендуемые профессии и специальности:
- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин);
- слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ);
- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр строительный, монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, столяр строительный, лепщик архитектурных деталей, штукатур);
- электротехническое производство (обмотчик элементов электрических машин);
- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр деревообрабатывающего производства мебели, изготовитель декоративных элементов мебели);
- общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки);
- производство фарфоровых и фаянсовых изделий (живописец, отводчик);
- общие профессии керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар);
- производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);
- трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий из полотна);
- местная промышленность – народные художественные промыслы. Производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, ковровщица, разрисовщик ткани, ткач;
- производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, затяжчик обуви);
- швейное производство (вышивальщик, копировщик, пошивщик шорно-седельных изделий, швея);
- общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины);
- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);
- рекламно-оформительские и макетные работы (исполнитель художественно-оформительских работ);
- производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек);
- общие профессии производства художественны изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик);
- производство художественных изделий из дерева и бересты (выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте, сборщик изделий из кожи и меха);
- зеленое хозяйство (озеленитель);
- сельское хозяйство;
- животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта);
- хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по переработке и хранении картофелю, овощей, плов, ягод);
- профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады;
- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, младшая медицинская среда (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений).
Выводы:
Таким образом, изучив особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, можно отметить, что профессиональное самоопределение старшеклассников — это важный этап, связанный с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием, процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности.
Рассмотрев психолого-педагогическую литературу по профессиональному выбору старшеклассников можно выделить следующие факторы влияющие на этот выбор: позиция старших членов семьи относительно будущего выбора; уровень образованности родителей; материальные условия семьи; социальное положение; позиция товарищей, друзей и подруг; позиция учителей, школьных работников; личные профессиональные планы; информированность о мире профессий; личные способности; склонности, то есть интересы, подкрепленные определенными способностями; уровень учебной подготовки; оценка своих объективных возможностей; состояние здоровья.
На наш взгляд, эффективная профессиональная траектория детей с ОВЗ может выстроиться:
- во-первых, при реализации принципа непрерывности образования, который позволяет создать систему «детский сад – школа – училище — вуз»;
- во-вторых, при преодолении межведомственных барьеров по проблеме профессиональной реабилитации детей с ОВЗ. Необходимо объединить ресурсы всех учреждений, занимающихся проблемами профессионального образования и профориентации, относящихся к разным министерствам;
- в-третьих, необходимо создать центр, который являлся бы координатором по профориентации и подготовке выпускников коррекционных школ к поступлению в училища, колледжи, вузы, на базе которого можно было бы создать единую ресурсную базу в рамках профориентационной, методической и реабилитационной работы.
Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями. В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и конечно же медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.