Использование рифмы в коррекционной деятельности учителя –логопеда.
Рифмы развивают фонематическое восприятие, то есть умение различать звуки и их последовательность в словах, увеличивают круг знаний об окружающем мире, развивают интерес к заучиванию стихов.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Ро-ро-ро, ро-ро-ро -
Ночью спят все до… (утра). Выпил бык воды…(ведро).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Ро-ро-ро, ро-ро-ро -
Предыдущий день - …(вчера). У ореха есть…(ядро).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Ро-ро-ро, ро-ро-ро -
У мышонка дом - …(нора). Эскалатор есть в…(метро).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Ро-ро-ро, ро-ро-ро -
У сластен в зубах…(дыра). У Мальвины друг - …(Пьро).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
В бой идут крича…(«Ура»).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
Дым поднялся от… (костра).
Вчерашний град Вот окрошка – высший класс!
Повредил виноград. В ней домашний хлебный квас.
Редиску в окрошку Ты не ешь зайчишек, лис!
Режет Сережка. Лучше гречку ешь и рис.
Есть в подарке у Марины От солнца ласковых лучей
Три огромных мандарина. Проснулся в рощице ручей.
Тигр и рысь – родня для киски, Послала бабушка Марину
Репа, редька для редиски. В лесок соседний по малину.
У мышки в норке Варежки у Вали,
Сырные корки. Валенки у Вари.
Тридцать три огромных рака, Листок под лупой рассмотри:
Все в нарядных красных фраках. Там тли пасется ровно три.
Ребята, давайте скорей играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло…(складно)
Мы поэты.
Цель: учить детей составлять четверостишия, в которых содержится целый рассказ.
Педагог:
Учитель говорит Параске:
«Какие ты читала сказки?»
Параска думает: «Ой-ой,
Я не читала ни одной!»
А сзади кто-то шепчет:
«Репка!»
Параска завопила: «Кепка!»
Сегодня мы тоже с вами будем придумывать смешные стихи. Про что или про кого вы хотите сочинить?
Помоги Незнайке сочинить стихи.
Цель: учить детей различать звуковую и смысловую стороны речи.
Педагог приносит книгу Н. Носова «Приключения Незнайки».
Педагог. Ребята, вы узнали эту книгу? Сегодня я вам расскажу, как Незнайка сочинял стихи.
…После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи…Незнайка пришел к поэту Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А ты знаешь что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
- Селедка, - ответил Незнайка.
Ребята, помогите Незнайке.
Идет игра.
Целый день Незнайка сочинял стихи и наконец придумал:
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопышка был голодный –
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Найди рифмы.
Цель: научить детей выделять из текста рифмующиеся слова, сравнивая их.
Педагог. Сегодня я вам прочитаю рассказ Б. Шергина «Рифмы», а ваша задача услышать рифмующиеся слова. Согласны?
Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко. Впереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвести. Сел он рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только молчит, когда спит. Он говорит:
- Дяденька, давайте играть в рифмы.
- Это что такое – рифмы?
- А давайте так говорить, чтобы складно было.
-Давай.
- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
- Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
- Это зачем ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи как твоего дедушку звали.
- Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
- Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
- Это дяденька для рифмы.
- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?
- Меня зовут …Федя.
Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на ероплан,
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а …Силантий.
Дядька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий.
- Что ты, дяденька, такого и слова нет – «слезантий».
- Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди и не придумывай всяких пустяков.
Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.