Использование системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
Оценка 5

Использование системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

Оценка 5
Педсоветы +2
docx
история +2
5 кл—11 кл
26.05.2021
Использование системно-деятельностного подхода   на уроках истории и обществознания.
представлено описание работы педагога из личного опыта работы с детьми с элементами системно-деятельностного подхода.
Назаренко_МБОУ СОШ 4_ доклад_Системно-деятельностный подход.docx

Светлана Николаевна Назаренко,

Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 4,г. Радужный , Ханты-Мансийский автономный округ- Югра,РФ

 

 

 

 

 

 

 

Использование системно-деятельностного подхода   на уроках истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021

Учебные стандарты школ России перед школьным социально-гуманитарным образованием ставят следующие функции:

-                     в сфере деятельности: ориентировка в основных видах социальной активности, формирование знаний, необходимых для выполнений типичных видов деятельности каждого гражданина и дальнейшего самообразования, осознания личных и социальных возможностей их осуществления;

-                     в сфере общения: обогащение содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;

-                     в сфере самосознания: формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей в формировании самооценки и саморегуляции.

Среди задач, реализуемых в процессе преподавания предметов общественного цикла, сегодня на первый план выходят:

-                  содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;

-                  формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование;

-                  формирование у учащихся картины жизни общества и человека в нем, адекватной современному уровню знаний.  

Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня.

В XXI веке, веке информации на первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности. Изменяются функции участников педагогического процесса: ученик ориентирован на формирование навыков отбора, анализа, синтеза информации; учитель ориентирован на управление среды формирования навыков учащихся на основе единой технологии обучения. Несомненно, сегодня меняется роль учителя, его отношение к ученику: он теперь не источник информации, а организатор ее получения, побудитель к действию. В этом сущность деятельностного подхода.

Структура урока на основе деятельностного подхода к обучению включает в себя следующие этапы:

I.                   Мотивационно- ориентированный этап.

1. Организационный момент. Воодушевляющее начало. Начало урока – это априорная настройка на восприятие темы. Это может быть фрагмент фильма, стихотворение, песня, музыка

Пример: урок по обществознанию 6 кл. по теме «Как общаются люди». В самом начале урока показан фрагмент фильма из серии «Ералаш «выпуск 199 «Ну и фрукт» и задается вопрос «Почему внук не понял дедушку?»

Или урок обществознания по теме «Современная семья» 5 класс.

Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук.
За то, что ты — сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

 Вопрос: О чем пойдет речь на уроке и т.д.

Какова проблема на уроке «Роль семьи в жизни человека и общества

II.                Что касается постановки проблемы. Дети зачастую не могут сами определить проблему урока, здесь необходима роль учителя.

Постановка проблемы. Выбор способов решения. Является ключевым этапом урока, построенного в соответствии с требованиями технологии деятельностного подхода.

  Начиная изучать предмет главу «Право» в девятом классе, мы ставим вопрос о роли и значении права в жизни общества, который в условии деятельностного подхода может быть сформулирован в качестве ключевой проблемы урока: «В чем необходимость изучения права для тех, кто не собирается стать юристом в будущем?».

Из приведенных учащимися аргументов в защиту своей позиции делается обобщающий вывод о значении института права в жизни общества. Или изучение темы «Правоотношения» мы начинаем с приведения конкретных примеров различных жизненных обстоятельств и решаем, являются ли они примерами правоотношений или нет. В конечном итоге приходим к выводу о том, что в реальной жизни право регулирует более 70% отношений, возникающих в обществе.

Урок «Правосознание и правовая культура» - учитель инициирует дискуссию, в ходе которой учащиеся сами формулируют проблему, которая ставится в центр урока: «Каким должен быть уровень правосознания в обществе»?», кроме того, определяют основные составляющие правовой культуры, а также перечень качеств личности, помогающие реализации целей, стоящих перед обществом.

Такие уроки практически исключают подачу учителем готовой информации и побуждают учащихся к ее самостоятельному поиску. Это развивает навыки самостоятельного мышления, в ходе которого формируется позиция самого ученика

Фрагмент урока в 6 классе «В рыцарском замке»:

Учащиеся рассматривают две противоположные точки зрения:

Фрагменты из кодекса чести рыцаря:

-Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.

-Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.
-Рыцарь должен быть милосердным и кротким и не отказывать тем, кто просит о помощи.

Рыцарь не может ударить поверженного противника, а также противника, молящего о пощаде.

(Из рассказа XIII в. об одном из немецких рыцарей)

«Звали этого рыцаря Рудольф. Это был настоящий тиран (деспот, мучитель).

Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из-под колёс грязь запачкала его одежду, и тогда этот полный гордыни рыцарь, вне себя от гнева, выхватил меч и отсёк крестьянину руку».

 

После чего, вместе, пытаемся сформулировать учебную проблему: Рыцарь Средневековья? Кто он? Герой или тиран? 

8 класс Тема: «Династический кризис. Выступление декабристов».

 Декабристы герои или клятвопреступники?

III.             Построение проекта выхода из затруднений.

Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельности, в ходе которой обсуждаются основные аспекты проблемы и учащиеся приходят к определенным выводам, что помогает им сформулировать общие решения.

Каждый этап завершается первичным закреплением, которое осуществляется через комментирование каждой ситуации, проговаривания вслух алгоритмов действий. Не секрет, что на этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала (Что делаю? Почему? Что должно получиться?). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, от степени самостоятельности действий ученика.

IV.             Решение проблемы, применение знаний и умений.

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке истории и обществознания:

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории и обществознания, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Например, прием «Мозаика»

Задание.  Текст заранее делится на фрагменты. Каждой группе раздается фрагмент. 1.Каждый член группы знакомится со своим фрагментом и решает какое место в тексте он может занимать.

2. Фрагменты прочитываются вслух. Проводиться дискуссия по поводу сочетания фрагментов.  

3. После работы сравниваем с оригиналом и выполняем задание

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

Первичное закрепление обычно осуществляется через комментирование алгоритмов действий.

V.                Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

После выбора приемлемого метода решения проблемы следует этап самостоятельной работы учащихся по группам с распределением функций внутри них: это могут быть аналитики, оформители, ораторы

Результатом работы может стать отчет группы в виде кластера (схематического рисунка, отражающего сущность проблемы). Эксперты подведут общие итоги работы и сделают вывод о решении проблемы урока в целом. После чего группы представляют результаты работы

 

Инновационное развитие методики преподавания истории и обществознания ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Интерактивные методы:

·                     Дискуссии

·                     Дебаты

·                     Ролевые игры

·                     Различные виды групповых работ

·                     Деловые игры

·                     Турниры знатоков

VI.             Рефлексия.

Задача последнего этапа – самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: «Я могу» и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этапе рефлексии учащиеся получают листы с заданиями двух типов:

первый уровень – воспроизводящий, состоящий из вопросов. Например, «Перечислите общие ценности демократического государства и гражданского общества», «Определите форму связи гражданского общества и демократического государства»;

второй уровень – самооценка, здесь учащийся должен определить, как он понял тему, оценив себя по 10 – балльной системе.

Каждый учитель, работающий в рамках деятельностного подхода или использующий его элементы, имеет свои наработки и огромный простор для творчества.

Ситуация деятельности – это ситуация развития, а это в свою очередь, не только организация самостоятельной учебной деятельности учащихся, но и преодоление сопутствующих ей трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил, в результате чего и происходит формирование личности учащегося и его гражданской позиции, что является очень важным для современной России и перспективы ее развития.

То есть уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностного подхода, помогают наиболее полно реализовать образовательные цели современного общества в соответствии с новейшими образовательными стандартами.

Технологическая карта урок обществознания   по учебнику Соболева О.Б., Иванов О.В.

 «Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс

Тема программы: «Утро пятиклассника»

Тема урока: «Доброе утро».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

 Вид урока: Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Цель методическая: использование активных и интерактивных методов обучения

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I.Прослушивание песни « С добрым утром»

 

 

 

 

 

 

 

 

II Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Выявление трудностей.

 

– Как вы думаете – что может объединять эти слова?

 Сон

Недосыпание

Бессонница

Утренний этикет

завтрак

   О чём наш урок?

Стр.14 в 1

 

Поздно утром только сони

Спят, свернувшись калачом,

Мы встаём, лишь солнце тронет

Нас своим косым лучом. (Я.Белинский)

 

Как называют группы людей, о которых идёт речь в стихотворении? Можем ли мы назвать первых плохими, а вторых хорошими и почему?

 

 

Записывает главный вопрос урока на доске:

 

От чего зависит утреннее настроение? Как связаны в нашей жизни вчерашний и сегодняшний день?

Опираясь на знания, ученики могут сказать, что это утро и настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и рассуждают.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Записывают вопрос в тетради.

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением информацию.

2. Находить достоверную информацию.

3. Анализировать (выделять главное).

4. Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.

5. Делать выводы.

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

 

 

 

 

 

 

 

III.Планирование  деятельности    (построение проекта выхода из затруднений)

– Какие у вас есть предположения,

 решения проблемы?

 

  Дети высказывают предположения.

Совместно с учителем составляют план урока.

План урока:

1.Для чего нужен сон.

2.Режим сна.

3. Пробуждение.

4. Зарядка.

4.Завтрак.

Ученики могут выдвинуть любые

версии, принимаются и абсурдные.

 

IV.Решение проблемы                                 (реализация построенного проекта).

 

Для чего нужен сон.

Прочитайте п.1 параграфа.

Что дает сон человеку?

Что необходимо для полноценного сна?

 

Во сколько вы встаете если:

-вам надо идти в школу?

- в выходные дни?

Прочитайте абзац 3 на стр.8 выполните задание

 

1.К какому хронотипу вы можете отнести себя, других членов вашей семьи?

 

 

 

2.По подсчетам социологов жаворонки более трудолюбивые. Как выдумаете почему?

 

 

Дети читают, отвечают на вопросы.

 

 

 

отвечают на вопросы

 

 

        

Читают.

 

Объясняют, что обозначают понятия: совы», «жаворонки»,

«голуби».

Называют свой тип и объясняют почему?

Отвечают на вопрос.

 

 

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Прочитайте надпись к иллюстрации.                          (Церемония пробуждения французского короля)

-Кто   изображён на иллюстрации?

-Прочитайте текст

Ответьте на вопрос.

1) Как пробуждение влияет на настроение?

2) Как должно проходить утро?

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. 

 

 

 

 

 

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. (Звучит песня «Улыбка»)

Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

 -  Что еще помогает сохранять хорошее настроение?

(добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца)

Физминутка.

Сохранить настроение помогает и зарядка

Работа по группам

1 гр.Стр.11«Как Соня делала зарядку»

2 гр. ТПО №8

«Зачем надо делать зарядку?

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

 

Мама говорит «Сынок,                                                                       Кашу скушать ты не смог,                                                                          Свой компот ты не допил,                                                            Не набрался на день сил

И теперь до зоопарка не дойдешь…                                 Мне очень жалко».                                                                                                           Вмиг сынок допил компот и отправил кашу в рот,                                        Сам оделся у дверей

«Я готов смотреть зверей!»

Б. Бумс

О каком приеме пищи говорится в стихотворении? Почему этот прием очень важен? Почему мама не могла дать сыну на завтрак чипсы и газировку?

–  Как  должен питаться подросток?

 

 Ответы детей

 

 

 

 

 

V.Первичное усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте стихотворение А.Дементьева.

 Как связаны в нашей жизни вчерашний и сегодняшний день?

 Просыпаюсь не от солнца, а от радости, вскакиваю и смотрю в окно. Небо, окольцованное радугой, Солнца, птиц и синевы полно…

Вот попробуй что-нибудь пойми.
Но от счастья никуда не деться.

«Ты вчера с хорошими людьми

Повстречался», - вдруг сказало сердце.

 

 

Анализ стихотворения и формулирование ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Первичное закрепление

 Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей, от того, что он делает. Согласитесь ли вы с таким  суждением ?

Высказывают собственное  мнение.

Личностные УУД

1. Оценивать события .

VIII Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?    

Вывод по проблеме

 

 

IX.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

&1 ТПО № 7,8,9

(Для сильных учеников дополнительно)

Что в вашем понимании означает

слово «здоровье»?

 Составьте схему вашего идеального утра.

Записывают домашнюю работу

 

X. Рефлексия.

 

 

Что бы вы взяли из нашего разговора для себя? 

-Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово.

 Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

        Это так чудесно, если с вами рядом

 Станет добрым и веселым хмурый человек.

 Высказывают своё отношение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок обществознания в 6 классе.

§15. Как общаются люди.

Прочитайте учебник текст §15 Как общаются люди и выполните задания.

1.      Дайте определение понятия «общение».

Общение –это____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.      Перечислите все возможные обращения, с которыми можно начать вопрос к постороннему человеку. Например: приятель, любезный,____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3.      Заполните схему «Структура общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Заполните схему «Общение через Интернет»

 

5.      Разгадайте кроссворд:

1.      Сведения о чем-либо.

2.      Острый спор.

3.      Средство связи.

4.      Главное средство человеческого общения.

5.      Разговор двух или нескольких лиц.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      От греческого «порядок»

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Светлана Николаевна Назаренко,

Светлана Николаевна Назаренко,

Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей в формировании самооценки и саморегуляции

Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей в формировании самооценки и саморегуляции

Начиная изучать предмет главу «Право» в девятом классе, мы ставим вопрос о роли и значении права в жизни общества, который в условии деятельностного подхода может…

Начиная изучать предмет главу «Право» в девятом классе, мы ставим вопрос о роли и значении права в жизни общества, который в условии деятельностного подхода может…

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий

Турниры знатоков I.

Турниры знатоков I.

Технологическая карта урок обществознания по учебнику

Технологическая карта урок обществознания по учебнику

План урока: 1.Для чего нужен сон

План урока: 1.Для чего нужен сон

Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу

Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу

V .Первичное усвоение новых знаний –

V .Первичное усвоение новых знаний –

Урок обществознания в 6 классе

Урок обществознания в 6 классе

Главное средство человеческого общения

Главное средство человеческого общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021