ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Общеизвестно, что сказка с её фантастическим миром, наполненным чудесами, тайнами и волшебством, является самым любимым литературным жанром детей. Ребенок всегда с нетерпением ожидает «погружения» в воображаемый нереальный мир, чтобы активно действовать в нем, творчески преобразовывать его. Сказка позволяет маленькому человеку свободно мечтать и фантазировать, что развивает его творческие способности. Со сказочными героями ребенок учится преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Основная цель сказки – формирование правильного морального, поведенческого и речевого образа в соответствии с сюжетом и персонажами сказочной истории. Именно поэтому сказочные истории активно используются в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками. Каждый специалист находит для себя в сказке важный и значимый компонент коррекционно-развивающего воздействия на маленького ребенка. На современном этапе весьма популярным является сказкотерапия. Под сказкотерапией мы понимаем процесс поиска смысла, расширение знаний об окружающей действительности и системе взаимоотношений в нем; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия позволяет специалисту в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение. На логопедических занятиях с использованием сказкотерапии идет постоянное воздействие, прежде всего на собственно речевое развитие ребенка. Задача логопеда – это развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка, обогащение и активизация словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной устной речи, нивелирование трудностей контактов с окружающими взрослыми и детьми. Работа над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках, способствует развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.
Одной из задач, которую решает сказкотерапия, является оказание помощи ребенку в выявлении и осознании своих психологических проблем (неуверенности, застенчивости, агрессивности и т.п.). Другая задача (с позиции логопеда) – это, прежде всего, коррекция речевых проблем ребенка. Каждый ребенок может взять из предложенной логопедом сказочной истории только то, что важно для него лично, что созвучно его проблемам. Сказки – доступный и понятный детям жанр с точки зрения его смысла и содержания, но они многогранны и не так просты, как кажется на первый взгляд. Зачастую их смысл трактуется весьма неоднозначно. Поэтому сказки, которые используются на занятиях, затрагивают различные проблемы, с которыми в реальной жизни сталкивается (или же может столкнуться) ребенок. Это и трудности в общении с окружающими, и различные страхи, и внутренние переживания, и возрастные трудности. Необходимо ориентироваться не только на возраст детей, но и на имеющиеся у них проблемы, интересы, уровень речевого развития и т.п.
Подбор сказок может быть различным. Например, целый цикл сказочных историй, в которых действуют одни и те же герои (лисичка, медведь, заяц и т.п.), попадающие в различные ситуации. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, ассоциирует себя с ними. Часто повторяющиеся в этих сказочных историях события принимают форму «ритуальных» моментов, команд, позволяющих успешнее руководить детьми на каждом занятии. Так, например, введение определенных звуковых сигналов (звон колокольчика, звучание дудочки и т.п.) может являться сигналом идентификации, по которому дети воплощаются в героев сказки. А звучание медитационной мелодии или звук бубенцов – сигнал к выходу из «образа», превращение в обычных детей.
Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три этапа. Первый этап является подготовительным. Цель этого этапа - объединение детей в группу. Логопед объясняет детям правила поведения на занятии, действия в той или иной ситуации, знакомит участников группы с «ритуальными моментами». Игры и сказки, используемые на подготовительном этапе, носят в большинстве своем не проблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. Далее логопед предлагает детям прослушать сказку и рассказать её всей группой (каждый участник группы по очереди рассказывает лишь кусочек сказочной истории). После пересказа сказки детям предлагается выполнить рисунки по сказке, отразить в них свое отношение к сказочным героям, их приключения и обсудить их. Все это может служить материалом для формулирования вопросов и группового обсуждения в дальнейшем. Завершается занятие подведением его итогов. Основной этап работы начинается, когда дети уже адаптировались, познакомились друг с другом и почувствовали себя свободно. Цель этого этапа – помочь ребенку в решении речевых проблем. На занятиях, проводимых в рамках данного этапа, используются различные игры. Речевые игры направлены на коррекцию и развитие речи ребенка. Здесь возможно проведение специальных логопедических упражнений в игровой форме.
Необходимо соблюдать требование того, что сказки детям дошкольного возраста логопед должен именно рассказывать, используя мимику, жесты. Это обеспечивает адекватное и целостное восприятие произведения детьми, создает яркие и живые образы. А сами сказки, используемые на занятиях, должны быть короткими (не более 7- 10 минут), простыми и доступными по своему содержанию, вызывать у детей интерес. Использование сказкотерапии позволяет эффективно решать коррекционно - развивающие задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.