Использование современных образовательных технологий.
Оценка 4.9

Использование современных образовательных технологий.

Оценка 4.9
docx
15.04.2020
Использование современных образовательных технологий.
использование современных образовательных технологий.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)

Булатова Е.Н., Россия, Северодвинск, МБДОУ № 66

Мир, в котором живет и воспитывается современный ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, действовать и применять свои знания в различных сферах деятельности. А нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом и стать проводником в мир новых современных технологий.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.

Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная коммуникативная задача современного учителя-дефектолога. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, то и, учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания и компетентность. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.

Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии, описанные ниже, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: развивают умение брать на себя ответственность по собственной инициативе, осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий: технология проектов, информационно-коммуникативными технологиями, дифференцированного подхода, здоровьесберегающими технологиями.

Технология проектов

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, необходимо обращать внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследовать следующие цели:
-активизация познавательных процессов;
-формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи:
-развитие и обогащение сенсорного опыта детей.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, мы должны идти в ногу со временем и  использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

 Цели использования информационных технологий в работе с дошкольниками:
-повышение наглядности используемого материала;
-разнообразие содержания материала;
-разнообразие форм подачи материала.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции,  компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

·         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

·         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

·         движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

·         проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим

·         компьютер являются стимулом познавательной активности детей;

·         предоставляет возможность индивидуализации обучения;

·         ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

·         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

·         позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

·         компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.

В работе с дошкольниками используем готовые (hpp://www.viki.rdf.ru) и самостоятельно созданные («Транспорт», «Дикие и домашние животные»,  «Перелётные птицы») презентации, в зависимости от тематики включаем в занятия аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.

Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения,  адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для дошкольников со зрительной депривацией. Одной из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

·         осуществление полисенсорного восприятия материала;

·         возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

·         знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;

·         возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;

·         активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

·         материалы компьютерных презентационных слайд- фильмов удобно использовать для вывода  информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционного тифлопедагогического занятия. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Применение информационно - коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно -педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Технология дифференцированного подхода

У многих детей с нарушениями зрения неустойчивое внимание, недостаточно развита память, они испытывают трудности в выполнении традиционных заданий - в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению.     Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии, воспитанников можно разделить на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также материал для диагностики результатов развития.

Так же в своей коррекционной работе используем инновацию – «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», которые созданы с учётом особенностей зрительного и тактильного восприятия изображений детьми с нарушением зрения (тактильные вставки, яркие контрастные цвета, крупные иллюстрации, не перегруженные мелкими деталями, когнитивное тиснение по контуру изображений). Иллюстрации с чётким контуром, вырубка рисунков стимулирует совместную работу анализаторов, что очень важно при формировании образов у детей с нарушением зрения. Совершенствуется опыт детей по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а также использованию эталонов в характеристике реальных предметов и явлений. Движущиеся объекты стимулируют прослеживающую функцию зрения. Объёмные конструкции обогащают представления детей об объёмных признаках и свойствах предметов, конкретизируют знания о явлениях окружающей жизни.

Представляет интерес и серия книг «Волшебный карандаш», оснащённая звуковым сигналом, наушниками и микрофоном. Комплекты книг  предназначенный для детей с различными нарушениями зрения, в том числе и для детей с глубокими нарушениями зрения. «Волшебный карандаш» - умный помощник маленьких читателей. Он прочитает им стихи, познакомит с героями сказок, назовёт буквы, подскажет правильные ответы к загадкам. Благодаря этому удивительному устройству малыши смогут запомнить имена сказочных персонажей и будут увереннее чувствовать себя при выполнении занимательных заданий. Разнообразные сигналы карандаша превратят выполнение заданий в весёлую игру. Все действия с ним развивают воображение, мышление, память, благотворно влияют на мелкую моторику рук у ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы в школе и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свою коррекционную непосредственно образовательную деятельность строим, ставя перед собой именно эту цель: как сделать их здоровьесберегающими?

В своей практике здоровьесберегающее обучение включаем: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-джок.

Проведение дыхательной гимнастики. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии, подходят для физминуток, динамических пауз.

1,50Нагрузка на глаза у ребенка с нарушениями зрения огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Поэтому выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе используем игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В.Ф.Базарным, Э.С.Аветисовым и Г.А.Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.

Известно, что у дошкольников с нарушениями зрения вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаем в занятия элементы психогимнастики по методике М.Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников с амблиопией и косоглазием, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т.д.).

Считаем, что применение в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения здоровьесберегающих педагогических технологий,  повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохраняет и укрепляет здоровье воспитанников.

Педагог умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.

Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность воспитанников в занятиях.

Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в  педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками имеющими нарушения зрения.

 

 

 

 

Литература:

1.       Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников 5-6 лет.-Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2007.

2.       Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения: монография. М.:ГороД, 1998.

3.       Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н). hpp//www/rg/ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

4.       Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.

5.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. hpp://www.rg/ru//2013/11/25/doshk-standart-dok.html


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий: технология проектов, информационно-коммуникативными технологиями, дифференцированного подхода, здоровьесберегающими технологиями

В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий: технология проектов, информационно-коммуникативными технологиями, дифференцированного подхода, здоровьесберегающими технологиями

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: · предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей…

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: · предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей…

Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов

Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов

При применении данной технологии, воспитанников можно разделить на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей

При применении данной технологии, воспитанников можно разделить на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей

Проведение дыхательной гимнастики

Проведение дыхательной гимнастики

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам:

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020