Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования.
Мы живём в обществе, зависимом от науки и технологии,
в котором никто ничего не знает
ни о науке, ни о технологии.
Карл Саган.
(слайд №1)
Наше время – это время больших перемен. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить. Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Быстрым темпом развиваются компьютерные технологии. Успех в обучении во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся.
(слайд №2)
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Поэтому перед педагогом ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Особенно актуальна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся основной задачей, которой стало воспитание творческой личности средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какая из них лучше, поэтому для достижения положительных результатов я стараюсь использовать комбинации из современных и традиционных технологий, делая каждый урок не похожим на предыдущий.
( слайд №3) На мой взгляд, в условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии:
Рассмотрим более подробно каждую из них. (слайд №4)
(0000еееее(слайд №4)(ите
1. Информационно-коммуникационные технологии : Эти технологии подойдут для любого этапа урока физики, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в изучении или повторении материала многократно повышает эффективность обучения.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют победить главного «врага» учителя — гаджеты. Я предлагаю не бороться со смартфонами — а сделать их полноценными участниками урока, помощниками в изучении физики.
К примеру на своих уроках:
- при изучении равномерного прямолинейного движения предлагаю детям использовать шагомеры и секундомеры, а при изучении атмосферного давления — барометр и высотомер. Со многими мобильными приложениями легко разобраться, нет необходимости калибровки.
- провожу онлайн-тестирование. Отправляю учащимся на телефон индивидуальное задание — и получаю результат сразу после выполнения работы. По результатам теста можно выявить индивидуальные ошибки каждого ученика и по результатам анализа ошибок учащиеся получают индивидуальное домашнее задание.
-поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
(Слайд №5,6)
Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:
· мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
· подготовка дидактических материалов для уроков;
· использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
· работа с электронными учебниками на уроке;
· поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
На всех уроках я использую мультимедийный проектор, благодаря которому записи всем в классе хорошо видны, более чётки и ясны.
Показываю детям фрагменты из фильмов или обучающие ролики.
Информационно-коммуникационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамику и выразительность, легко интегрируются в любой урок.
(слайд №7)
2. Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления — это совокупность приемов, позволяющих заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для получения, обработки и обобщения информации, способствовать развитию критического мышления.
Существует 3 стадии формирования критического мышления:
1. Вызов (слайд №8)
На данной стадии основными функциями являются:
· мотивационная (побуждение к работе);
· информационная (ученики вспоминают ранее полученные знания);
· коммуникационная (обмен информацией).
( слайд №9) К примеру, на этой стадии при проведении урока «Атмосферное давление» в 7-м классе предлагаю ученикам ответить на прямые и косвенные вопросы:
Прямые вопросы |
Косвенные вопросы |
1.Что мы называем атмосферой Земли? |
1. Имеет ли воздух вес? |
2.Что такое давление? |
2. Оказывает ли атмосфера давление? |
3.Как связаны давление, сила и площадь? |
3. Почему высоко в горах не рекомендуется варить мясо? |
Ещё можно
воспользоваться приемом «Верите ли вы…». (слайд №10)
К примеру на этой же теме « Атмосферное давление» задаю вопросы, верите
ли вы:
• что каждый день на плечах носите воздух массой более 100 кг?
• что масса воздуха в классе примерно 200 кг?
• что мы живем на дне воздушного океана?
2. Осмысление (слайд №11)
На данной стадии основными функциями являются:
· информационная (получение новых знаний);
· систематизационная (группировка новых знаний по разделам и категориям);
· мотивационная (сохранить интерес).
Проведение учащимися эксперимента на данной стадии отвечает всем вышеизложенным функциям. Ученики могут работать как в группе, так и индивидуально.
На своем уроке при изучении темы «Атмосферное давление» предлагаю провести опыт «тяжелая газета». Для проведения опыта понадобится длинная линейка и газета. На край стола кладут линейку, большая часть которой лежит на столе. Накрывают сверху расправленной газетой. Если давить на край линейки медленно, то она поднимет газету. Но если ударить быстро — линейка может сломаться.
Ученики пробуют объяснить этот эксперимент, обсуждают его друг с другом, выдвигают различные гипотезы и обсуждают их. Я стараюсь регулировать и направлять учащихся, помогая прийти к правильному выводу, итогом может стать обобщающая таблица, которая заполняется всем классом.
3. Рефлексия (слайд №12)
На данной стадии освновными функциями являются:
· коммуникационная (обмен мнениями о полученной информации);
· мотивационная (не останавливаться на достигнутом, а углублять свои знания);
· оценочная (оценить личный вклад в изучении новой темы).
На этой стадии ученики:
· пробуют применить свои новые знания для решения качественных и расчетных задач;
· оценивают, как можно применить эти знания при дальнейшем изучении физики (например, принцип работы насосов);
· могут оценить свою деятельность на уроке, заполнив лист самооценки.
3. Проектная технология ( слайд №13)
Применение проектной технологии помогает разнообразить учебный процесс, так как ориентировано на индивидуальность учеников, позволяет учащемуся примерить на себя роль исследователя. Ученик может работать над проектом сам или совместно с другими учениками, объединившись в микрогруппу.
(слайд №14)
На первом этапе ученикам нужно выбрать тему проекта, определить ее важность, цели и задачи. Задача учителя: помочь с выбором темы проекта.
Ученикам в 9-м классе
предлагаю следующие темы, в зависимости от интересов( слайд №15)
• Дыхание с точки зрения законов физики.
• Еда из микроволновки: польза или вред?
• Конструирование радиоуправляемых автомоделей.
• Рисунки на пшеничных полях.
• Физические явления и процессы в фильмах/сериалах/книгах/играх/аниме…
• Физика в рисунках.
• Съемка научного ролика для соцсетей.
Стараюсь вовлекать учеников в поиск новых тем для исследования, побуждая их наблюдать за явлениями вокруг себя и изучать их.
На втором этапе учащиеся собирают необходимую информацию. Он может включать: запись интервью, просмотр видеороликов и фильмов, изучение научных изданий. Учитель консультирует учеников, направляет в поиске, дает понять, что источников получения информации очень много и они имеют разный формат.
На третьем этапе ученик оформляет свой проект и готовится к защите. Здесь важно показать, что форм отчета также много: рефераты, математические расчеты, презентации, макеты, модели…
(слайд №16)
Последний (четвертый) этап — ученики защищают свои проекты. Важной частью этого этапа является оценка проекта самим учеником: всех ли целей он достиг, справился ли со всеми задачами.
4. Технология развивающего обучения (слайд №17)
Человек
учится не только в школе — ему предстоит учиться всю свою жизнь. Поэтому
основная задача технологии развивающего обучения — подготовить учеников к самостоятельному
освоению новых знаний и применению их в повседневной жизни. Очень важно
внедрять эту технологию на разных этапах урока.
На своих уроках при закреплении нового материала задаю вопросы ученикам: «Где
встречаются данные технологии?» или «Где нам пригодится изученный закон?».
Важно показать, что физика не в книжках — она вокруг нас, на каждом шагу.
В качестве повторения и обобщения определенного раздела физики на своих уроках предлагаю ученикам разбиться на две группы: первая составляет вопросы по изученной теме, вторая на них отвечает. Потом группы меняются ролями.
Заранее следует объяснить учащимся, насколько важно умение составлять и задавать вопросы (умение задать глубокий вопрос показывает развитость интеллекта человека), и проговорить критерии оценивания.
Критерии оценивания вопросов: (слайд №18)
· вопросы, отражающие причинно-следственные связи (например, «Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?»), — «отлично»;
· вопросы аналитического и сравнительного характера (например, «Чем отличаются молекулы воды в жидком и твердом агрегатном состоянии?») — «хорошо»;
· вопросы констатирующего характера (например, «Что такое диффузия?») — «удовлетворительно» или совсем не оцениваются.
Иногда, на любом этапе урока можно предложить ученикам «поменяться местами»: ученик становится учителем и объясняет тему ребятам, у которых с ней возникли сложности, или помогает решить задачу, которая вызвала затруднение.
Важно, чтобы ученик объяснял материал своими словами, а не заученными книжными формулировками.
Также во время практики и отработки решения задач можно выбрать пару сильных учеников, которые станут «консультантами» и будут помогать другим ученикам с решением задач в течение урока.
5. Здоровьесберегающие технологии (слайд №19)
При изучении физики ученикам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки, что может негативно сказываться на здоровье. Поэтому перед учителем встает задача не только мотивировать ученика на обучение, но и обеспечить ему здоровьесберегающие условия получения знаний. На помощь приходят здоровьесберегающие технологии.
Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает процесс обучения интересным и занимательным.
В обязанности учителя входит подготовка кабинета к уроку: проверка освещенности кабинета и состояния парт, проверка учебного оборудования, проветривание помещения.
Свой урок начинаю с организационного момента, во время которого ученики проверяют готовность к уроку, при необходимости наводят порядок на рабочем столе, убирают лишнее.
Во время урока провожу физкультурные минутки — небольшие перерывы, которые снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. (слайд №20) Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей рук. Во время физкультурных минуток можно включать тихую расслабляющую музыку.
Ещё, я считаю, что важно включать в уроки физики элементы профилактики стресса. С такой задачей справляется работа в парах или группах. Например, хороший антистрессовый метод, когда слабый ученик при решении задач у доски сможет получить поддержку и помощь от более сильного одноклассника. При этом акцент стоит сместить на усердие и поиск правильного решения задачи, а не на страхе сделать ошибку.
На своих уроках стараюсь не
забывать и о смене деятельности на уроке, не желательно допускать однообразия.
За один урок физики можно сделать 4–5 смен деятельности. Начать урок с
видеофрагмента, потом провести устный опрос, эксперимент, математически
обосновать полученные знания и закрепить их — решением задач.
Не менее важен и настрой учителя. Ученики способны улавливать эмоциональный настрой педагога, а положительные эмоции облегчают усвоение материала, улучшают психологический климат в классе.
(слайд№ 21 ) 6. Технология проблемного обучения
Для развития интеллектуальных умений учащихся применяется технология проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что я не сообщаю знания в готовом виде, а ставлю перед учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив проблемную ситуацию, я раскрываю логику решения, показываю противоречия и источники их возникновения, аргументирую каждый шаг к решению проблемы.
(слайд
№22)
• 8-й класс, «Теплоемкость»: «Можно ли вскипятить воду в бумажном
стаканчике?»;
• 7-й класс, «Взаимодействие тел»: «Если между молекулами есть промежутки, то
почему они не распадаются на отдельные молекулы?»;
• 7-й класс, «Плавание тел»: «Почему железная кочерга, брошенная в воду,
утонет, а многотонный железный корабль — нет?»;
• 8-й класс, «Теплопроводность»: «Если температура всех тел в комнате
одинакова, то почему по ощущению металлическая батарея и стол кажутся разной
температуры?»;
• 9-й класс, «Реактивное движение»: «Что общего у воздушного шарика и ракеты?».
Проблемные ситуации могут возникать и в рамках традиционного урока спонтанно. При этом важно предложить ученикам самостоятельно подискутировать и выяснить истину. Задача учителя — удержать обсуждение в рамках рассматриваемой темы и направить на верные выводы и решения.
7. Игровые технологии (слайд №23)
Игра — один из древнейших и лучших методов познания мира и обучения. Применение игры на уроках физики позволяет решить ряд задач:
· осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний;
· исключить болезненные реакции на неправильные ответы;
· повысить мотивацию к изучению физики.
Чаще всего игровые технологии я применяю при закреплении пройденного материала в конце разделов. Могут быть частью урока или занимать все время занятия. Использование игровых технологий в преподавании физики усиливает познавательную деятельность учеников и повышает интерес к предмету. Но самое важное — ученики понимают, что физика — это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые красочные опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.
Ограничений в применении технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ, применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотности учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.