Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования.
Оценка 5

Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования.

Оценка 5
Работа в классе
docx
19.11.2024
Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования.
Доклад на августовскую конференцию
доклад на семинар 21.08.24. окончат..docx

Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования.

 

Мы живём в обществе, зависимом от науки и технологии,

 в котором никто ничего не знает

 ни о науке, ни о технологии.

Карл Саган.

(слайд №1)

Наше время – это время  больших перемен. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить.  Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Быстрым темпом развиваются компьютерные технологии. Успех в обучении  во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся.

      

(слайд №2)

 Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Поэтому перед педагогом ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

      Особенно актуальна  в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся основной  задачей, которой  стало воспитание творческой личности  средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.

       На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какая из них лучше, поэтому для достижения положительных результатов я стараюсь использовать комбинации из современных и традиционных технологий, делая каждый урок не похожим на предыдущий.

 

( слайд №3)  На мой взгляд,  в условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии
  2. Технология развития критического мышления
  3. Проектная технология
  4. Технология развивающего обучения
  5. Здоровьесберегающие технологии
  6. Технология проблемного обучения
  7. Игровые технологии

Рассмотрим более подробно каждую из них. (слайд №4)

(0000еееее(слайд №4)(ите

1. Информационно-коммуникационные технологии :  Эти технологии подойдут для любого этапа урока физики, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в изучении или повторении материала многократно повышает эффективность обучения.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют победить главного «врага» учителя — гаджеты. Я предлагаю не  бороться со смартфонами — а сделать  их полноценными участниками урока, помощниками в изучении физики.

К примеру на своих уроках:

-  при изучении равномерного прямолинейного движения  предлагаю детям использовать шагомеры  и секундомеры, а при изучении атмосферного давления — барометр и высотомер. Со многими мобильными приложениями легко разобраться, нет необходимости калибровки.

  - провожу  онлайн-тестирование. Отправляю  учащимся на телефон индивидуальное задание — и получаю результат сразу после выполнения работы.  По результатам теста можно  выявить индивидуальные ошибки каждого ученика и по результатам анализа ошибок учащиеся получают индивидуальное домашнее задание.

-поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;       

(Слайд №5,6)                                                         

 

 

 

 

Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:

·     мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;

·     подготовка дидактических материалов для уроков;

·     использование  готовых программных продуктов по своей дисциплине;

·     работа с электронными учебниками на уроке;

·     поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.
  • виртуальные лабораторные работы

На всех уроках я использую мультимедийный проектор, благодаря которому записи всем в классе хорошо видны, более чётки и ясны.

Показываю  детям фрагменты из фильмов или обучающие ролики.

Информационно-коммуникационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамику и выразительность, легко интегрируются в любой урок. 

(слайд №7)

 2. Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления — это совокупность приемов, позволяющих заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для получения, обработки и обобщения информации, способствовать развитию критического мышления.

Существует 3 стадии формирования критического мышления:

1. Вызов (слайд №8)

На данной стадии основными функциями являются:

·         мотивационная (побуждение к работе);

·         информационная (ученики вспоминают ранее полученные знания);

·         коммуникационная (обмен информацией).

 

( слайд №9) К примеру, на этой стадии при проведении урока «Атмосферное давление» в 7-м классе  предлагаю  ученикам ответить на прямые и косвенные вопросы:

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

1.Что мы называем атмосферой Земли?

1. Имеет ли воздух вес?

2.Что такое давление?

2. Оказывает ли атмосфера давление?

3.Как связаны давление, сила и площадь?

3. Почему высоко в горах не рекомендуется варить мясо?

                                    

Ещё можно воспользоваться приемом «Верите ли вы…». (слайд №10)

К примеру на этой же теме « Атмосферное давление» задаю вопросы, верите ли вы:

• что каждый день на плечах носите воздух массой более 100 кг?
• что масса воздуха в классе примерно 200 кг?

• что мы живем на дне воздушного океана?lyudi ch.1 61 Skyteach

 

2. Осмысление (слайд №11)

На данной стадии основными функциями являются:

·         информационная (получение новых знаний);

·         систематизационная (группировка новых знаний по разделам и категориям);

·         мотивационная (сохранить интерес).

 

Проведение учащимися эксперимента на данной стадии отвечает всем вышеизложенным функциям. Ученики могут работать как в группе, так и индивидуально.

 

На своем уроке при изучении темы «Атмосферное давление» предлагаю провести опыт  «тяжелая газета». Для проведения опыта понадобится длинная линейка и газета. На край стола кладут линейку, большая часть которой лежит на столе. Накрывают сверху расправленной газетой. Если давить на край линейки медленно, то она поднимет газету. Но если ударить быстро — линейка может сломаться.

Ученики пробуют объяснить этот эксперимент, обсуждают его друг с другом, выдвигают различные гипотезы и обсуждают их. Я стараюсь регулировать  и направлять  учащихся, помогая прийти к правильному выводу, итогом может стать обобщающая таблица, которая заполняется всем классом.

3. Рефлексия   (слайд №12)

На данной стадии освновными функциями являются:

·         коммуникационная (обмен мнениями о полученной информации);

·         мотивационная (не останавливаться на достигнутом, а углублять свои знания);

·         оценочная (оценить личный вклад в изучении новой темы).

На этой стадии ученики: 

·         пробуют применить свои новые знания для решения качественных и расчетных задач; 

·         оценивают, как можно применить эти знания при дальнейшем изучении физики (например, принцип работы насосов); 

·         могут оценить свою деятельность на уроке, заполнив лист самооценки. 

3. Проектная технология ( слайд №13)

Применение проектной технологии помогает разнообразить учебный процесс, так как ориентировано на индивидуальность учеников, позволяет учащемуся примерить на себя роль исследователя. Ученик может работать над проектом сам или совместно с другими учениками, объединившись в микрогруппу. 

 (слайд №14)

На первом этапе ученикам нужно выбрать тему проекта, определить ее важность, цели и задачи. Задача учителя: помочь с выбором темы проекта.

Ученикам в 9-м классе  предлагаю следующие темы, в зависимости от интересов( слайд №15)

• Дыхание с точки зрения законов физики.
• Еда из микроволновки: польза или вред?
• Конструирование радиоуправляемых автомоделей.
• Рисунки на пшеничных полях.
• Физические явления и процессы в фильмах/сериалах/книгах/играх/аниме…
• Физика в рисунках.
• Съемка научного ролика для соцсетей.

Стараюсь вовлекать учеников в поиск новых тем для исследования, побуждая их наблюдать за явлениями вокруг себя и изучать их.

На втором этапе учащиеся собирают необходимую информацию. Он может включать: запись интервью, просмотр видеороликов и фильмов, изучение научных изданий. Учитель консультирует учеников, направляет в поиске, дает понять, что источников получения информации очень много и они имеют разный формат.

На третьем этапе ученик оформляет свой проект и готовится к защите. Здесь важно показать, что форм отчета также много: рефераты, математические расчеты, презентации, макеты, модели… 

 (слайд №16)

Последний (четвертый) этап — ученики защищают свои проекты. Важной частью этого этапа является оценка проекта самим учеником: всех ли целей он достиг, справился ли со всеми задачами.

4. Технология развивающего обучения   (слайд №17)

Человек учится не только в школе — ему предстоит учиться всю свою жизнь. Поэтому основная задача технологии развивающего обучения — подготовить учеников к самостоятельному освоению новых знаний и применению их в повседневной жизни. Очень важно внедрять эту технологию на разных этапах урока.

На своих уроках при закреплении нового материала  задаю вопросы ученикам: «Где встречаются данные технологии?» или «Где нам пригодится изученный закон?». Важно показать, что физика не в книжках — она вокруг нас, на каждом шагу.

В качестве повторения и обобщения определенного раздела физики на своих уроках  предлагаю ученикам разбиться на две группы: первая составляет вопросы по изученной теме, вторая на них отвечает. Потом группы меняются ролями.

Заранее следует объяснить учащимся, насколько важно умение составлять и задавать вопросы (умение задать глубокий вопрос показывает развитость интеллекта человека), и проговорить критерии оценивания. 

Критерии оценивания вопросов: (слайд №18)

·         вопросы, отражающие причинно-следственные связи (например, «Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?»), — «отлично»;

·         вопросы аналитического и сравнительного характера (например, «Чем отличаются молекулы воды в жидком и твердом агрегатном состоянии?») — «хорошо»;

·         вопросы констатирующего характера (например, «Что такое диффузия?») — «удовлетворительно» или совсем не оцениваются.

Иногда, на любом этапе урока можно предложить ученикам «поменяться местами»: ученик становится учителем и объясняет тему ребятам, у которых с ней возникли сложности, или помогает решить задачу, которая вызвала затруднение.

Важно, чтобы ученик объяснял материал своими словами, а не заученными книжными формулировками.

Также во время практики и отработки решения задач можно выбрать пару сильных учеников, которые станут «консультантами» и будут помогать другим ученикам с решением задач в течение урока. 

5. Здоровьесберегающие технологии  (слайд №19)

При изучении физики ученикам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки, что может негативно сказываться на здоровье. Поэтому перед учителем встает задача не только мотивировать ученика на обучение, но и обеспечить ему здоровьесберегающие условия получения знаний. На помощь приходят здоровьесберегающие технологии.

Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает процесс обучения интересным и занимательным.

В обязанности учителя входит подготовка кабинета к уроку: проверка освещенности кабинета и состояния парт, проверка учебного оборудования, проветривание помещения. 

Свой урок  начинаю  с организационного момента, во время которого ученики проверяют готовность к уроку, при необходимости наводят порядок на рабочем столе, убирают лишнее.

Во время урока провожу физкультурные минутки — небольшие перерывы, которые снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. (слайд №20) Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей рук. Во время физкультурных минуток можно включать тихую расслабляющую музыку.

Ещё, я считаю, что важно включать в уроки физики элементы профилактики стресса. С такой задачей справляется работа в парах или группах. Например, хороший антистрессовый метод, когда слабый ученик при решении задач у доски сможет получить поддержку и помощь от более сильного одноклассника. При этом акцент стоит сместить на усердие и поиск правильного решения задачи, а не на страхе сделать ошибку.

На своих уроках стараюсь не забывать и о смене деятельности на уроке, не желательно допускать однообразия.
За один урок физики можно сделать 4–5 смен деятельности. Начать урок с видеофрагмента, потом провести устный опрос, эксперимент, математически обосновать полученные знания и закрепить их — решением задач.

Не менее важен и настрой учителя. Ученики способны улавливать эмоциональный настрой педагога, а положительные эмоции облегчают усвоение материала, улучшают психологический климат в классе.

(слайд№ 21 ) 6. Технология проблемного обучения 

Для развития интеллектуальных умений учащихся применяется технология проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что я  не сообщаю знания в готовом виде, а ставлю  перед учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив проблемную ситуацию, я  раскрываю  логику решения, показываю противоречия и источники их возникновения, аргументирую  каждый шаг к решению проблемы.   

(слайд №22)
• 8-й класс, «Теплоемкость»: «Можно ли вскипятить воду в бумажном стаканчике?»;
• 7-й класс, «Взаимодействие тел»: «Если между молекулами есть промежутки, то почему они не распадаются на отдельные молекулы?»;
• 7-й класс, «Плавание тел»: «Почему железная кочерга, брошенная в воду, утонет, а многотонный железный корабль — нет?»;
• 8-й класс, «Теплопроводность»: «Если температура всех тел в комнате одинакова, то почему по ощущению металлическая батарея и стол кажутся разной температуры?»;
• 9-й класс, «Реактивное движение»: «Что общего у воздушного шарика и ракеты?».

Проблемные ситуации могут возникать и в рамках традиционного урока спонтанно. При этом важно предложить ученикам самостоятельно подискутировать и выяснить истину. Задача учителя — удержать обсуждение в рамках рассматриваемой темы и направить на верные выводы и решения. 

7. Игровые технологии (слайд №23)

Игра — один из древнейших и лучших методов познания мира и обучения. Применение игры на уроках физики позволяет решить ряд задач:

·         осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний;

·         исключить болезненные реакции на неправильные ответы;

·         повысить мотивацию к изучению физики.

Чаще всего игровые технологии я  применяю  при закреплении пройденного материала в конце разделов. Могут быть частью урока или занимать все время занятия. Использование игровых технологий в преподавании физики усиливает познавательную деятельность учеников и повышает интерес к предмету. Но самое важное — ученики понимают, что физика — это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые красочные опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.

Ограничений в применении технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам.  Современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ,  применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотности учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся.


 

Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий на уроках физики, как условие повышения качества образования

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях: · мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков; · подготовка дидактических материалов для уроков; · использование…

Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях: · мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков; · подготовка дидактических материалов для уроков; · использование…

Ещё можно воспользоваться приемом «Верите ли вы…»

Ещё можно воспользоваться приемом «Верите ли вы…»

На первом этапе ученикам нужно выбрать тему проекта, определить ее важность, цели и задачи

На первом этапе ученикам нужно выбрать тему проекта, определить ее важность, цели и задачи

Человек учится не только в школе — ему предстоит учиться всю свою жизнь

Человек учится не только в школе — ему предстоит учиться всю свою жизнь

Свой урок начинаю с организационного момента, во время которого ученики проверяют готовность к уроку, при необходимости наводят порядок на рабочем столе, убирают лишнее

Свой урок начинаю с организационного момента, во время которого ученики проверяют готовность к уроку, при необходимости наводят порядок на рабочем столе, убирают лишнее

Реактивное движение»: «Что общего у воздушного шарика и ракеты?»

Реактивное движение»: «Что общего у воздушного шарика и ракеты?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024