Доклад учителя математики Микалаускене Е.В.
«Адаптация учащихся 5 класса
на уроках математики»
2020-2021 уч.год.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одно из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя – предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
В 5 классе обучающиеся организованы по звонку и быстро включаются в работу. Дисциплина на уроке хорошая, но не смотря на это, ученики медленно воспринимают информацию, и есть необходимости повторять сказанное.
У меньшей части детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, хорошо овладевают программой, прилежны, внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе. Эти ребята положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но не учат устный материал и требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.
У 3х человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, но на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Требуют индивидуального внимания на уроках и дополнительного контроля со стороны учителя.
Уровень сформированности ЗУН по математике продемонстрировала диагностическая работа.
Работу писали 6 человек
Успеваемость – 50%
Качество – 16%
Анализ диагностической работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало решение уравнений. Обучающиеся находят неизвестный компонент, но не соблюдают алгоритм записи уравнений.
Некоторые ученики допустили грубые ошибки в записи умножения и деления чисел.
В ходе наблюдения за обучающимися на уроках математики и проверки выполненных домашних и классных работ выявились проблемы, которые затрудняют успешное обучение. Недостаточная техника чтения математических текстов, вследствие чего, у некоторых учеников возникают большие трудности в понимании текста. Неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. Большие трудности возникают при чтении и анализе математического текста в учебнике. Многие дети не считают нужным читать текст, в связи с этим не ориентируются в учебнике и не могут найти нужную информацию. Большинство детей не знают таблицы умножения, что так же затрудняет успешное обучение.
Низкая школьная мотивация была выявлена у учащихся, которые неоднократно не выполняли домашнее задание. Ковешников Артем и Павел Бендюков, относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают урок неохотно, несколько раз не выполняли письменное домашнее задание, а так же совсем не учат устное домашнее задание. Часто забывают тетради и учебники дома, очень рассеяны. Сиротенко Егор, не вовремя сдает работы и не учит устное домашнее задание, домашние работы выполняет не регулярно.
В процессе наблюдения за пятиклассниками можно выделить несколько особо важных моментов адаптационного периода, четкая организация которых, как показывает практика, положительно влияет на эффективность организации учебной деятельности:
· проверять готовность к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
· проверять правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;
· начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
· соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
· поднятая рука- это сигнал вопроса или ответа;
· у доски приучать учащихся давать развернутый, полный ответ;
· сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.);
· уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Особенность уроков математики в этот период – это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников, создание комфортных условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создание и сохранение ситуации успеха в познавательной деятельности.
В заключении хотелось бы заметить, что если учитель помнит о необходимости активизировать познавательную деятельность учащихся и, в то же время стремиться сохранять комфортные условия и ситуацию успеха ребенка в обучении, то такой современный творческий подход к проведению занятий как раз и будет эффективным условием организации успешной адаптации пятиклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.