Фомина Татьяна Анатольевна
Условия развития инклюзивного образования
Аннотация. Задачи обеспечения равного доступа к образованию входят в программу деятельности международных и национальных организаций. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены требования к инклюзивной форме обучения на всех ступенях образования.
Ключевые слова. Инклюзивное образование школьников, информационные ресурсы открытого доступа
Инклюзивное образование предполагает «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1, ст.2, п.27]. Проблема равенства возможностей свойственна не только российскому обществу. Не случайно одна из прогрессивных организаций планетарного масштаба – организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах инвалидов, признав «право инвалидов на образование < > без дискриминации и на основе равенства возможностей на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [2, ст. 24, п.1].
С принятием в 2006 г. Конвенции «О правах инвалидов» человечество заявило об обязательствах «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» [там же, ст. 1]. Конвенция требует включенности детей-инвалидов в систему бесплатного и обязательного начального и среднего образования [там же, ст. 24, п. 2, пп. а, б]. Материалы международного документа стали программой деятельности для государств, подписавших документ ООН. В нашей стране инклюзивное образование регулирует отдельная 79 статья закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], которая предусматривает общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в том числе «совместно с другими обучающимися» [там же, ст. 79, пп.2, 4]. Особую актуальность решению поднимаемых проблем придал дистанционный формат обучения в период пандемии covid-19, когда все жители страны испытали неудобство в ограничении контактов, возможности передвижения, прочувствовав на собственном примере негативное воздействие, цитируя конвенцию, отношенческих и средовых барьеров, мешающих полному и эффективному участию в жизни общества [2, п. е].
Современные технологии, предлагающие электронные книги и дистантный формат образования, относятся к числу тех особых условий что способствуют смягчению негативного эффекта социальной изоляции и в равной степени важны для всех учащихся. Несомненно, что бесплатное общее образование обеспечивают и доступные информационные ресурсы, например, Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина – признанного центра электронных ресурсов для гуманитарного образования. Основанная в 2006 г., она представляет собой «общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также как мультимедийный многофункциональный (культурно-просветительский, научно-образовательный и информационно-аналитический) центр, имеющий статус национальной библиотеки России» [3].
Законодательные положения требуют работы с книгами в электронном формате только в библиотечных стенах [4, с. 1275]. Однако развитая сеть удалённых центров доступа открывает ресурсные возможности и для потребителей в регионах. В Кемеровской области центры открыты в 17 населённых пунктах, и в 16 из них они действуют в 14 общеобразовательных школах (Арлюк, Журавлёво, Калтан, Кемерово, Киселёвск, Малиновка, в 2-х школах Междуреченска, Осинники, Плотниково, Тайга, Топки, п. Юргинский, Яя), в 4-х гимназиях (Анжеро-Судженск, с. Елыкаево, Кемерово, Междуреченск), 3 лицеях (Берёзовский, Киселёвск, Осинники), кадетском училище г. Кемерово [5].
На сайте Президентской библиотеки Кемеровская область представлена коллекцией «Кемеровская область. Страницы истории» [6]. 12 оцифрованных экземпляров из фондов Российского государственного исторического архива, Российской государственной, Российской национальной, научных библиотек Тюменской и Омской областей, вышедшие в свет с 1868 по 1916 гг., представляют фактографические сведения, характеризующие административное, социально-экономическое, демографическое и этнографическое положение исторических регионов Мариинского и Кузнецкого уездов. Эти данные могут послужить развитию исследовательских интересов юных краеведов.
Например, Карта Томской губернии / Переселенческое управление. [Санкт-Петербург: Переселенческое управление, изд. после 1911], содержит информацию о землях крестьян-старожилов, инородцев и казаков; переселенческих участках (общинных, хуторских и отрубных), образованных до и после 1912 г. Представлены сведения о гидротехнических изысканиях глубоким и мелким бурением, о разрешениях на сооружение железных дорог.
Картографические данные уточняют Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Томская губерния. Санкт-Петербург: в типографии Карла Вульфа, 1861-1885. 1868. Судя по записи под № 2060, в деревне заводского ведомства Абашева (Фролова) при реке Иня по сведениям на 1859 г. насчитывалось 55 дворов, с населением 137 душ мужского пола и 152 – женского.
В списке топографических терминов, употребляемых в Томской губернии в XIX в., прилагаемая к Спискам населенных мест, встречается слово «падун», которым обозначались «мелкие ключи, дающие начала речкам». Очевидно, что и местоположение ст. Падунской с истоками малых рек Иткус и Чертанда повлияло на ее наименование.
Сайт Президентской библиотеки информирует о тематической коллекции документов «Индустриализация Кузбасса. 1910–1940: идеи и воплощение», подготовленной к 300-летию Кузбасса специалистами Кемеровского регионального центра Президентской библиотеки, созданного на базе Государственной научной библиотеки Кузбасса им. В. Д. Фёдорова [7]. Проект реализован в рамках ежегодно проводимого конкурса «Оцифровка документов из фондов библиотек», включает «цифровые копии книг, газетных статей, архивных документов, рассказывающие об истории изучения полезных ископаемых на территории современного Кузбасса, о начале промышленной добычи и переработки каменного угля, о возведении Кузнецкого металлургического комбината» [там же].
Российская государственная детская библиотека (РГДБ) целенаправленно формирует фонд безопасных информационных ресурсов, призванных защитить потребителя от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию [8]. Виртуальные продукты РГДБ WebЛандия, электронная библиотека детской литературы доступны и школьникам Сибири. Достоинством стратегии библиотеки, несомненно, стоит признать внимание не только к учебной тематике, но и к хобби, всевозможным увлечениям, не всегда требующим интеллектуальной деятельности, связанной в традиционном понимании с текстом и чтением. Портал WebЛандия обращается к рукодельницам и кулинарам, сценографам и футбольным болельщикам, безоговорочно признаёт и информационно обеспечивает право ребёнка на любой вид деятельности, способствующий его развитию как личности. Вполне возможно, что эмоциональное соответствие информационных продуктов в купе с со свободой выбора обеспечат и облегчат добровольное обращение к учебному материалу, представленному WebЛандией видео уроками, тематическими сайтами, обеспечивающими востребованное разнообразие образовательных технологий.
Например, изучающим иностранные языки WebЛандия предлагает калейдоскоп разнообразных тем, предметов и занятий 364-х сайтов на иностранных языках, которые помогают аудитории в возрасте от 4-6 до 14+ вместе со всем миром смотреть, слушать, читать, путешествовать и играть. Портал не торопит с освоением материала на изучаемом языке и предлагает материалы онлайн-уроки для начинающих и совершенствующихся. Игры, тренажеры, загадки, песенки, персонажи любимых сказок помогают учиться с удовольствием.
Репутация Российской государственной детской библиотеки признанного лидера качественных рекомендаций в отборе информационных ресурсов активно используется коммерческими проектами. Компания ЛитРес разработала проект «ЛитРес: Школа», каталог которой отражает 80% объема школьной программы – более 2500 бесплатных книг. Основу составляет литература, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации (2016). Она включает программные произведения с 1-го по 11-ый класс; списки для внеклассного чтения («100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения); списки произведений гражданско-патриотической направленности. По рекомендациям федеральных библиотек для детей и юношества в проект добавлены произведения лучшей современной детской литературы [9].
Как правило, успех коммерциализации деятельности связан с внедрением новых технологий. Так, например, сервис ЛитРес открывает лицензионный доступ к электронным и аудиофайлам на любых мобильных устройствах – в приложении или на сайте. Компания использует «25 приложений для чтения и прослушивания электронных книг, в т.ч. «ЛитРес: Читай!» и «ЛитРес: Слушай!» для мобильных платформ iOS, Android, Windows Phone 8, Windows 8 и Samsung Smart TV» [там же].
Оптимальные решения проблем инклюзивного образования с помощью электронных информационных ресурсов помогают современным учащимся успешно осваивать образовательную программу и преодолевать социокультурные барьеры на пути к обществу равных возможностей.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.03.22)
2. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 13 декабря 2006 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 27.03.22)
3. Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина: официальный сайт URL: https://www.prlib.ru/about (дата обращения: 27.03.22)
4. Гражданский кодекс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2f837f48edd6ec8026f7b152a88d25f900d16947/ (дата обращения: 27.03.22)
5. Центры удалённого доступа Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина URL: https://www.prlib.ru/mp (дата обращения: 27.03.22)
6. Кемеровская область. Страницы истории URL: https://www.prlib.ru/collections/467174 (дата обращения: 27.03.22)
7. Кемеровский региональный центр Президентской библиотеки подготовил новую цифровую коллекцию к 300-летию Кузбасса. URL: https://kemrsl.ru/otdel-«kemerovskij-regionalnyij-czentr-prezidentskoj-biblioteki-im.-b.n.-elczina»/ (дата обращения: 27.03.21)
8. Российская государственная детская библиотека : сайт. URL: https://rgdb.ru/(дата обращения: 27.03.22)
9. ЛитРес: сайт. URL: https://www.litres.ru/o-kompanii/(дата обращения: 27.03.22)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.