Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений
Ростовской области
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
«Орловский казачий кадетский корпус»
Использование современных образовательных технологий
на уроках математики
Учитель: Сердюк И.В.
2021-2022 учебный год
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к обучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие студенты пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определенных усилий для приобретения знаний.На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.
Технология проблемного обучения.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Необходимо строить урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности. Для создания проблемной ситуации на уроке я использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Например:
8 класс Тема: «Площадь трапеции»
Я обращаюсь к вам с просьбой: помогите сделать ремонт в квартире. Нет, конечно, не надо ничего ломать строить, просто помогите рассчитать, сколько мне нужно краски различных цветов, для того, чтобы покрасить потолок вот так:
Что для этого нужно знать и уметь? (знать формулы площадей различных фигур).
Давайте приступим к делу. Итак:
· Зелёной краски мне понадобится :
· Голубой -
· розовой краски :
· оранжевой?
· жёлтой?
Мы не знаем формулу для вычисления площади трапеции. Что будем делать? (разобьём трапецию на фигуры, площадь которых мы умеем находить)
Далее изучение нового материала. Творческая работа по группам.
В группах обсудить способы нахождения предложенной трапеции, используя дополнительные построения и изученные ранее формулы нахождения площадей и кратко записать пояснения к каждому чертежу.
Результат работы выносится на доску.
Проектная деятельность
Использование метода проектов на уроках математики позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности.
Ребята провели исследовательскую деятельность, в результате которой убедились в том, что задачи, составленные ещё в XIX веке, можно и использовать и сейчас, необходимо развивать свои навыки «умственного счёта», ведь это умение пригодится не только в учебной деятельности, но и повседневной жизни.
Также предлагаю учащимся творческие мини - проекты для домашнего задания.«Умножение без таблицы умножения» «Экология глазами математики», «Математика и спорт» «Математика ремонта», «Параболы в арочных мостах», «Рассчитываем,экономим». Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, ребусы, газета, журнал и др.
Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать.обучающиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания – и есть критерий успешной работы.
Устный счёт с использованием игровых моментов
«Лучший счётчик».
Темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей».
Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Лучший счётчик». Дома каждый ученик должен подобрать по данной теме три - четыре примера для устного счёта. Класс делится на 2 команды. В каждой команде выбирается «счётчик», который будет защищать честь своего коллектива.
Примеры для устного счета предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьётся. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается.
Число «счетчиков», для одного тура определяется по договоренности. Побеждает та команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров.
Среди «счетчиков» устанавливается личное первенство. Такая игра проводится обычно в начале урока и служит своеобразной разминкой для дальнейшей работы.
Эту игру можно проводить и в последующих классах. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», «Арифметические действия с обыкновенными дробями» и др.
«Геометрический аукцион».
Игра проводится после изучения очередной темы. Учитель объявляет: «Сейчас проведем игру по принципу чайнворда». Задание состоит в том, чтобы составить цепочку геометрических терминов по такому принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, на которую заканчивается предыдущий. Буква «Ь» во внимание не берется, в этом случае начальной считается предпоследняя буква. Учитель напоминает основное условие: принимаются только те термины, которые имеют прямое отношение к изученному материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд пойдет тот термин, который назовут последним. Соревнование заканчивается, когда на доске записана цепочка геометрических терминов и следующих предложений нет. В процессе записи терминов над каждым из них ставится номер соответствующей команды. Побеждает та команда, у которой набралось наибольшее количество терминов.(треугольник, катет, теорема…….
Здоровьесберегающие технологии
Большое внимание уделяю сохранению здоровья обучающихся, с этой целью применяю здоровьесберегающие технологии: традиционные физкультминутки, гимнастику для глаз, создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата, использование различных видов деятельности
Вывод: Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.