ФГБОУ ВО
«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Институт дополнительного профессионального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей программы повышения квалификации
«Совершенствование
профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО и профессионального стандарта»
Учебно-методическое пособие
«Использование современных технологий
в логопедической коррекции обучающихся с ОВЗ»
Авторы:
Колчина Гульнара Равилевна, высшая кв. категория;
Кузнецова Оксана Борисовна, Ⅰ кв. категория;
Научный руководитель:
Садыкова Асия Нурулловна
Набережные Челны,
2022
Оглавление
Введение………………………………………………………………………........................... 3
Анализ ситуации ………………………………………………………………………………. 3
Актуальность проекта …………………………………………………………………………. 4
Цель использования современных технологий в логопедической работе … ……………….4
Задачи проекта …………………………………………………………………………………. 4
Целевая группа проекта ……………………………………………………….. ………………5
Объект исследования ……………………………………………………………………………5
Предмет исследования ……………………………………………………………………….... 5
Проектное решение……………………………………………………………… ……………..5
Ⅰ. Инновационные технологии в логопедической практике …………………………….5
Ⅰ.Ⅰ. Арт-терапия ……………………………………………………………………………..7
Ⅰ.ⅠⅠ. Музыкотерапия ………………………………………………………………………... 7
Ⅰ.ⅠⅠⅠ. Техники изо-терапии ………………………………………………………………….8
Ⅰ.Ⅳ. Телесноориентированные техники ………………………………… ………………9
Ⅰ.Ⅳ.Ⅰ. Биоэнергопластика ………………………………………………………….....9
Ⅰ.Ⅳ.ⅠⅠ. Стрейчинг ………………………………………………………………………9
Ⅰ.Ⅳ.ⅠⅠⅠ. Упражнения для релаксации …………………………………………………9
Ⅰ.Ⅳ.Ⅳ. Дыхательные упражнения ……………………………………………………9
Ⅰ.Ⅴ. Кинезиологические упражнения ………………………………………………………9
Ⅰ.ⅤⅠ. Логопедический массаж …………………………………………………………..…10
Ⅰ.ⅤⅠⅠ. Пальцевый массаж и самомассаж…………………………………………………..10
Ⅰ.ⅤⅠⅠⅠ. Логоритмика ………………………………………………………………………..11
Ⅰ.Ⅸ. Криотерапия …………………………………………………………………………..11
Ⅰ.Ⅹ. Сказкотерапия …………………………………………………………………………11
Ⅰ.ⅩⅠ. Куклотерапия …………………………………………………………………………12
Ⅰ.ⅩⅠⅠ. Мнемотехника ……………………………………………………………………….12
Ⅰ.ⅩⅠⅠⅠ. Песочная терапия ………………………………………………….. ………………12
Ⅰ.ⅩⅣ. Смехотерапия ……………………………………………………………………… 13
Ⅰ.ⅩⅤ. Аромотерапия …………………………………………………………………….... 13
Ⅰ.ⅩⅤⅠ. Цветотерапия (хромотерапия)……………………………………...........................14
Ⅰ.ⅩⅤⅠⅠ. Информационная технология …………………………………………………….14
Ⅰ.ⅩⅤⅠⅠⅠ. Кинезиотейпирование ……………………………………………………………15
ⅠⅠ. Мозжечковая стимуляция. ………………………………………………………….16
Основные функции мозжечка. Характеристика нарушений функций мозжечка ……………………………………………………………………………………………....16
Кому нужна мозжечковая стимуляция? Виды мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция улучшает……………………………………………………………………...17
ⅠⅠⅠ.. Программа упражнений с применением оборудования «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)………………………………………………………….18
Что происходит с мозгом во время коррекции?................................................................18
Жизненный цикл и этапы реализации проекта ……………….........................................18
Сроки реализации проекта. Этапы реализации проекта. Программа проектных мероприятий ……………………………………………………………………………….19
Бюджет проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта. ……………………………………….20
Приложение 1. Использованная литература и источники информации……………….21
Приложение 2. Диагностический инструментарий……………………………………...22
Приложение 3. Практический инструментарий…………………………………………33
Введение
В настоящее время требования к образовательному процессу в детском саду основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. С учетом социального заказа государства и семьи на образовательные услуги, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе, в общении;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
В нынешнее время отмечается тенденция роста количества детей дошкольного возраста с ОВЗ. Ограничение в здоровье зачастую приводят к проблемам в развитии ребенка. В связи с этим, работа по сохранению, укреплению и восстановления здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ.
Анализ ситуации:
В условиях внедрения ФГОС повысились требования к дошкольному образованию, актуализировался целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школьному обучению. Многие исследователи отмечают стремительный рост детей с речевой патологией, в разных регионах страны колеблется в пределах от 30,7% до 92,6% от общего числа детей. Анализ ситуации выявил увеличение частоты случаев отклонений в речевом развитии у детей в среднем на 35-48%.
В настоящее время определённо существует противоречие между значительным числом детей с речевыми нарушениями в образовательных организациях и невозможностью охватить логопедическими коррекционно-развивающими мероприятиями всех нуждающихся в безотлагательной помощи. Однако, одной из наиболее острых проблем эффективности коррекции и освоения детьми с ОВЗ АООП ФГОС ДО, это увеличение числа детей с речевой патологией (с сочетанными или множественными нарушениями в развитии), которые зачастую на сегодняшний день находятся в условиях компенсирующих групп для детей с ТНР или еще хуже, в условиях массовых групп.
Актуальность проекта:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями (в том числе и с сочетанными множественными нарушениями в развитии) остается стабильно высоким.
Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов, в логопедической работе, является внедрение в коррекционно-развивающий процесс современных технологий. Междисциплинарный подход использования современных технологий, позволяет предотвратить или минимизировать ограничения деятельности ребенка и улучшить качество коррекционно-развивающей работы на всех этапах образовательного процесса. Логопеду важно выбрать наиболее эффективные технологии.
Целью использования современных технологий в логопедической работе, является: гармонизация и сочетание максимально эффективных условий коррекционно-развивающего процесса, стимулирующего речевое, познавательное и личностное развитие ребенка с ОВЗ.
Задачи проекта:
1. Изучение научно-методической литературы о современных технологиях в логопедии и междисциплинарном подходе;
2. Подбор и выявление эффективности и значимости диагностических методик и нейропсихологических основ в логопедической практике; определение ожидаемого результата;
3. Проработка возможности эффективного взаимодействия всех специалистов и педагогов дошкольного учреждения;
4. Внедрение и апробация междисциплинарного подхода в логопедической практике по:
· Развитию лексики в соответствии с программой данного возраста;
· Автоматизации звукопроизношения в слогах, словах, чистоговорках, стихах;
· Развитию фонематического слуха и слоговой структуры;
· Разучиванию стихов с использованием мнемотехники;
· Отработке темпо-ритмической стороны речи;
· Развитию грамматики (счет предметов, предложно-пажежные конструкции и т.д.);
· Начальному обучению грамоте: называние букв или чтение слогов по таблице
Целевая группа проекта:
В нашем проекте рассматриваются дети дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР).
Объект исследования:
Современные технологии.
Предмет исследования:
Эффективность использования мозжечковой стимуляции в логопедической практике в плане речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Проектное решение:
Исследовать эффективность и значимость использования современных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике
– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности коррекционно-развивающего и образовательного процессов за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
• арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• криотерапия;
• информационные технологии.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
• сказкотерапия;
• куклотератия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия);
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия).
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения, возможно, использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Телесноориентированные техники:
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• стрейчинг (растяжки) – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• классический ручной;
• точечный;
• аппаратный.
Пальцевый массаж и самомассаж:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж зондами, зондозаменителями;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии, позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
• ванны;
• распыление;
• ингаляциия;
• массаж.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
• повышение мотивации к логопедическим занятиям;
• организация объективного контроля развития и деятельности детей;
• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
• возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
• визуализация акустических компонентов речи;
• расширение спектра невебральных заданий;
• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Кинезиотейпирование – это новое направление в нейрологопедии, оно необходимо для коррекции таких нарушений как:
· Гиперсаливация (или нарушение проглатывания слюны)
· Приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания)
· Нарушения дикции (затруднено произношение губных звуков)
Логопед наклеивает специальные «дышащие» эластичные ленты (тейпы) над неработающими мышцами артикуляционного аппарата с определенным натяжением. Тейп заставляет мозг обратить внимание на неработающие мышцы, создается эффект «раздражения рецепторов». Эффект «дискомфортного натяжения» приводит к желанию подвигать органами артикуляции, «вернуть» их на место, тем самым создается стереотип движения. Мозг в ответ учится управлять мышцами артикуляционного аппарата и восстанавливает над ним сознательный контроль
Важно сохранить, как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. А также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Мозжечковая стимуляция
В проекте представлен междисциплинарный подход использования инновационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Мозжечковая стимуляция, как раз и является одной из инновационных технологий, направленной на нейро-психолого-логопедическую коррекцию в процессе развития всех компонентов речи. Данная технология позволяет логопеду использовать творческий потенциал и расширяет возможности обогащения коррекционно-развивающей среды.
Вместе с тем, в логопедической теории не выявлены содержательные особенности мозжечковой стимуляции, педагогические условия и способы ее организации, обеспечивающие ее успешное внедрение в коррекционно- педагогический процесс при работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи и влияния данного метода на их речевое развитие.
Основные функций мозжечка:
*Обеспечение любых двигательных актов;
*Регуляция позы и мышечного тонуса;
*Коррекция медленных целенаправленных движений и их координация с рефлексами поддержания позы;
*Правильное выполнение быстрых целенаправленных движений по командам коры больших полушарий в структуре общей программы движений;
*Участие в регуляции вегетативных функций;
*Обеспечение сенсорно-двигательной интеграции и эмоциональных компонентов, лежащих в основе формирования ВПФ;
*Обеспечивает скорость формирования новых эффекивных нейронных сетей.
Характеристика нарушений функций мозжечка
· Триада Лючиани: атония (снижение тонуса мышц и силы их сокращения), астения (бессилие), астазия- абазия (нарушение возможности сохранять вертикальное положение при закрытых глазах ).
· Атаксия — нарушение координации движений.
· Акиностения – нарушения,проявляющиеся в характерном треморе
· Дизартрия — расстройство организации речевой моторики.
· Адиадохокинез — замедление реакций при смене одного типа движений на прямо противоположные.
· Дистония - непроизвольное повышение или понижение мышечного тонуса.
· Триада Шарко: нистагм, инерционный тремор, скандированная речь.
· Дисметрия — расстройство равномерности движения, выражающееся в излишнем либо недостаточном движении.
Кому нужна мозжечковая стимуляция?
n Детям с трудностми в обучении (дислексия, дисграфия, дискалькулия)
n Детям с РАС
n Детям с СДВГ
n Детям с ЗРР, ЗПР, ЗПРР
n Детям с нарушениями речи
n Детям с когнитивными расстройствами и нарушениями поведения
n Детям с нарушениями ОДА
n Детям с интеллектуальными нарушениями
n Лицам перенесшим инсульт
n Лицам с дизартрией, с алалией
Нельзя применять при эпилепсии и повышенной судорожной готовности!!!
Виды мозжечковой стимуляции:
*медикаментозные методы
*физиотерапевтические
*электростимуляционные
*методики вестибулярной тренировки
*компьютеризированные техники (игры с применением интерактивных платформ)
Мозжечковая стимуляция улучшает
взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а так же взаимодействие
следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной
Улучшается:
n Концентрация внимания
n Память
n Речь
n Навыки чтения
n Математические и логические способности
n Обработку информации
n Способность к планированию
n Работа эмоционально-волевой сферы
Программа упражнений с применением оборудования «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)
Оборудование
было разработано американским ученым Френком Белгау, более 30 лет назад.
«Прорыв в обучении»
В комплект входит:
*Балансировочная доска
*Комплект сенсорных мешочков
*Мяч-маятник
*Цветная планка
*Мяч попрыгунчик на веревке и без нее
*Доска обратной связи с цифрами на ножках
*Стенд с кубиками
Что происходит с мозгом во время коррекции?
Упражнения на неустойчивой платформе заставляют наш мозг работать в новом режиме. Тело балансирует, пытаясь сохранить равновесие, включаются более «глубокие» зоны головного мозга. Это открывает возможности стимуляции имозжечковой зоны, ответственной за положение тела в пространстве и координацию. Постоянным поиском баланса мы развиваем сенсорные системы, воспитываем «мышечное чувство».
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Основным элементом тренажера является балансирующая деревянная доска, стоя (или сидя) на которой выполняются упражнения, связанные с синхронизацией двигательных и когнитивных функций, а так же зрительно-моторной координацией. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность иных коррекционных программ, в том числе, занятий с логопедом, психологом, дефектологом и педагогами. Цикл – 15 занятий, продолжительность от 15 до 45 минут. Программа подбирается индивидуально, исходя из возраста, особенностей и возможностей
5.1 Сроки реализации проекта: 15 дней (от 15 до 45 мин) ежедневно.
Возможно проведение до 9 таких курсов по 15 занятий с интервалом в 1,5 – 2 месяца.
5.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (первое занятие или ежедневно парциально от возможностей ребенка от 5 до 10 мин)
2. Основной (15-35 мин)
3. Заключительный (5 мин)
Таблица 1
Программа проектных мероприятий
№ |
Комплекс мер |
Место проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
|
Этап 1 |
|||
|
Диагностические пробы |
Оборудованный кабинет |
Первое занятие |
Логопед, нейропсихолог |
|
Этап 2 |
|||
|
Нейрологопедическая коррекция: 1.Знакомство с доской; 2.Упр. с мешочками; 3. Упр. с мячом маятником; 4. Упр. с планкой; 5. Упр. с доской обратной связи; 6. Упражнения со стендом с мишенями |
Оборудованный кабинет |
15 занятий (ежедневно) |
логопед |
|
Этап 3 |
|||
|
Диагностические пробы (на выходе) |
Оборудованный кабинет |
Последнее занятие |
Логопед, нейропсихолог |
Таблица 2
Бюджет проекта
Статья расходов |
Источник финансирования |
Объем собственных средств (руб.) |
Объем запрашиваемых средств (руб.) |
оборудование |
- |
От 15000 руб. до 30000 руб. |
- |
Дополнительное оборудование |
- |
До 15000 руб |
- |
обучение |
- |
8000руб |
- |
сборник методических рекомендаций |
- |
750руб |
- |
Демонстрационный материал по лексическим темам; мнемотаблицы, разрезная азбука (или плакат); слоговая таблица и т.д. |
- |
5000руб-7000руб |
|
Мольберт или передвижная магнитная доска |
- |
От 1500 руб до 3500руб |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта
Гармонизация и сочетание максимально эффективных условий коррекционно-развивающего процесса, стимулирующего речевое, познавательное и личностное развитие ребенка с ОВЗ.
Таблица 3
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 |
2 |
3 |
Критерий эффективности |
Условие (%) |
Измеритель |
выполнение заданий |
100% |
Высокий уровень речевого развития |
Приложение 1.
Использованная литература и источники информации
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109 с. : ил.
2.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.
4. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.
6. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация “леворукого” ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2001. – 77 с.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика. Изд-во г. Москва, «Владос» 1995г.
8. Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
9. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.
10. Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», Издательство: Детство-Пресс. 2011г.
12. Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». «Логопед в детском саду» – Л., 2006. – № 6 (13)
13. Кутепова Е.Н. «Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств »// Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.
14. Пособия Травкина Ж.А.
14. Интернет-ресурс http://www.logozavr.ru/
Приложение 2.
Диагностический инструментарий
Кинезиологические упражнения. Рецепропная координация.
Приложение 3.
Практический инструментарий.
Автоматизация звукопроизношения в чистоговорках:
Заучивание стихов по мнемотаблицам:
Чтение букв и демонстрация заданных движений:
Биоэнергопластика. Пальчиковая гимнастика.
Автоматизация звуков в словах:
Запуск речи. Вызывание звуков. Автоматизация звуков в слогах.
Отработка слоговой структуры:
Грамматика. Предлоги.
Игровые упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи с использованием метода Balametrics
* Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске (все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе)
* «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а — выход».
* «Рубим дрова» — [у]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поем: «У-у-у-выдох».
* «Обнимаем солнышко» — [о]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О, продвигаются вперед — выдох.
*«Держим шарик» — [э]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».
*«Неваляшка» — [ы]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «ы-ы-ы».
* «Поймай бабочку» — [и]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «И-и-и».
Комплекс упражнений, способствующий развитию активного и пассивного словаря с использованием метода Balametrics
* Игра «Скажи наоборот» – расширение словаря антонимов Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый — легкий, холодный — горячий, сухой — мокрый, твердый — мягкий и т. д.
*Игра «Животные и их детеныши» – закрепление в речи названий детенышей животных, навыков словообразовании. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (усложнение — удары мяча об пол, из-за головы). Например: у медведя — медвежонок, у волка — волчонок, у лисы — лисенок и т. д.
* Игра «Скажи ласково» – образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например: мяч — мячик, яйцо — яичко, ухо — ушко. корова — коровушка, дерево — деревце и т.д
*Игра «Ассоциации» – расширение объема словаря, речевых ассоциаций Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком, называет слово например: МАК и возвращает мяч взрослому.
Комплекс упражнений по развитию грамматической стороны речи с использования метода Balametrics.
*Игра «Подбери признак» согласование прилагательных с существительными. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово и задает вопросы (какой? какая? какие? какое?), а ребенок возвращая мяч, отвечает. Например: небо (какое?) — голубое, ясное, светлое, пасмурное и т. д.
*Игра «Посчитайка» согласование существительных с числительными Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя один предмет, ребенок возвращая мяч отвечает, как будет звучать 1–2-5 предметов. Например: одно облако, два облака, пять облаков и т. д.
* Игра «Слова-родственники» – подбор однокоренных слов Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя слов, ребенок возвращая мяч, называет однокоренное слово. Например: лиса-лисичка, лисонька, лисий, лисенок и т. д.
*Игра «Чей? Чья? Чьё?» – образование притяжательных прилагательных Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово и задает вопрос (чей?, чья? чьё?), а ребенок возвращает мяч и отвечает. Например: шапка (чья?) — мамина, поднос (чей?) — мамин, хвост (чей?) — собачий и т. д.
* Игра «Один-много» – образование существительных множественного числа родительного падежа Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: яблоко – много яблок, окно – много окон, рот — много ртов и т. д.
Упражнения направленные на развитие связной речи с использованием метода Balametrics.
* Игра «Отгадай-ка» – описывание предмета по существенным признакам Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, загадывает логопеду загадку описывая предмет, находящийся в комнате, называя существенные признаки, не глядя на него и бросает мяч. Логопед отгадывает. Например: план описания предмета — он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, пинать и т. д.
* Игра «Где начало рассказа?» – развитие последовательности, логичности в составлении рассказа по серии картин Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается ударить мячом по нужной картинке и составить развернутый, связный и последовательный рассказ.
*Игра «Опиши игрушку» – построение предложений со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку. Например: Лиса — это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест мелких животных и т. д.
* Игра «Придумай рекламу книге (платью)» – развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед называет слово, ребенок рассказывает о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали – бросает мяч.
*Игра «Если бы» – развитие связной речи, воображения, мышления и прогнозирования. Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы. Ребенок отвечает и бросает мяч. Например: «Если бы я был волшебником, то…», «Если весна не наступит никогда, то…».
*Игра «Потому что» – развитие связной речи, мышления Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением и отбивает мяч. Например: «Ты моешь руки потому, что…», «Птица прилетела к кормушке, потому что…», «Мы ложимся спать, потому что…».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.