"использование современных технологий в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами" педсовет

  • docx
  • 13.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала педсовет рассматривание картины.docx

 

«Использование современных технологий  

в системе речевого развития детей

 старшего дошкольного возраста

 в процессе ознакомления с картинами»

(педагогический совет)

 

«Главное, что должно дать образование  и о чем часто забывают, - это не багаж знаний, а  умение владеть этим багажом»

                                                                                               А.Н. Несмеянов

Одной из самых сложных проблем в обучении детей – научить связно и

выразительно говорить. И очень важно помочь ребенку, как можно успешнее, овладеть этим прекрасным даром. Развитие связной речи ребенка осуществляется в организованной образовательной деятельности, а также в повседневной жизни.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой, для того, чтобы ребенок мог овладеть не только устной, но и письменной речью. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходит значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания, умения, а значит, совершенствуется речь, которая формируется в процессе общения.

        Как же все-таки добиваться, чтобы дети научились связно и выразительно говорить, при этом овладели умением рассказывать по картине? Как заинтересовать  детей? Кажется – что может быть проще. Однако на самом деле это не совсем так – рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Традиционная методика обучения рассказыванию по картинке рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога, а затем выслушиваются рассказы 4-5 детей. Практика показывает, что ребенок не строит свой  рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

 Детские  рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют распространенные и сложные предложения, текст изобилует наличием слов-повторов («ну», «потом», «вот» и т.д.), длительными паузами между предложениями. Вопросы к  детям педагог задает предельно конкретные: Кто нарисован? Что делает? Такие  вопросы не будят мысль ребенка, не вызывают желание высказываться, теряется интерес не только к событиям, запечатленным на картине, но и вообще к речевой деятельности.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.   Новый подход  в этом направлении  реализуется через использование инновационных технологий.

Основополагающим моментом в предлагаемых  технологиях будет то, что обучение ребенка основывается на алгоритмах мышления и осуществляется в процессе его партнерской деятельности с педагогом.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

 

Слайд №2  ЦЕЛЬ:   развить  связную речь ребенка, творческое воображение, а так же такие качества мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. 

  

Слайд №3.   При рассматривании картин  с использованием  современных технологий  в развитии речи ребенка решаем следующие задачи: научить детей :

        -использовать нестандартные, оригинальные решение;

        -учиться находить выход из любого положения;

-находить и решать противоречия, не бояться  отрицательного в объектах и явлениях;

       - научить системному подходу, т.к. видеть мир в взаимосвязи его    компонентов;

         -  иметь собственное мнение, независимое от других;                         умение реализовать свои потенциальные возможности

       - формировать умение видеть и использовать окружающие ресурсы.

  учить дошкольников изобретать придумать новое).

       - «оживлять» предметы и явления .

       - решать сказочные  и творческие  задания .

       - опираться на приобретенные знания и интуицию

 

Остановимся на этапах работы по составлению рассказов по сюжетной картине.

Картину в группу приносят заранее, и размещают на уровне глаз детей и

проводим подготовительную работу по этапам. Она выглядит как система игр со всей  группой или подгруппой детей в течение 1-2 недель Структура занятия следующая  Дети рассматривают картину, работа  по картине проводится поэтапно. На каждом из этапов представлена мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине

.

Слайд № 4.  На первом этапе «Определение объектов на картине». Используем

прием «Смотрю на картинку, и называю объекты». Это этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий. Для мотивации детей  к выделению объектов используем приемы «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность называния объектов на картине может быть любой.

Выявлять части одного объекта можно с помощью игровых приемов: «Аукцион», «Кто самый внимательный» и др. Прием «Игра с подзорной трубой». Глядя через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети  рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней.

 

Слайд №5. Следующий прием «Часть и целое» Если дети называют предмет, то уточняем, составной частью какого предмета он является.

На втором этапе «Установление взаимосвязей между объектами на картине ».

Используя прием «Один объект связан с другим» для начала выделяем два

объекта на картине и предлагаем объяснить, почему они между собой связаны.

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине

предлагаются следующие творческие задания:  *пришел волшебник Объединения и соединил два предмета.

 

Слайд №6  «Ищу друзей»- найти объекты, которые между собой связаны по

эмоциональному расположению и т.п. Работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами - рассуждениями.

Модель таких рассказов:

*утверждение, что с чем связано; *ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых..., потому что»;

«во-вторых..., потому что»; «в-третьих,...» и т.п.; ( Дети вышли  играть потому, что

 во-первых  воскресенье, во-вторых  хорошая погода, в-третьих им нравиться кататься и играть зимой на улице.

*вывод-подтверждение. Всем ребятам правиться зима.

Медведь спит потому что во-первых  пришла зима; во-вторых в берлоге тепло; в-третьих ему нечего кушать  зимой в лесу.

Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.

 

Слайд №7. Третий этап «Составление сравнений и метафор по картине».

Алгоритм составления сравнений:

1. Выбери предмет, изображенный на картине

2. Что ты можешь сказать, например, о его форме?

3. Какие еще предметы, похожие по форме, ты знаешь?

4. Составь словосочетание: «Предмет по форме похож на ...»(это его признак)Какие предметы , похожие по форме, ты знаешь (Круглые по форме колесо, солнце, Колобок, неваляшка… и т.д. Снеговик по форме похож на неваляшку …) 

 

Слайд №8. Алгоритм составления загадок.

   Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.

Найди в них общее.  Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».

 Правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку».

Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими.

Модель №1

1. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности – признаки, цвет, форму, его части...

2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку:

-Какой  объект? Что такое же у других объектовтов?

Белый? Что такое же? Белый – сахар. Мягкий –перо. « Как»–  «Но не».

 Белый, но не сахар. Мягкий, но не перо. Пушистый, но не вата.

Модель №2

- Что делает? Кто или что делает так же? Укрывает – одеяло, Падает, кружиться- листик.

Идет  - дождь . « Как»–  «Но не».

Укрывает но не одеяло, падает, кружиться но не  листик, идет   но не  дождь

Модель №3.

   Признак + действие + на что похож? Чем отличается?

Белый, но не сахар, укрывает землю как покрывало, похож на вату, но не тает

 

 Слайд №9  Этап 4 «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств» Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть « считаны» разными анализаторами человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз.

В работе с картиной можно использовать прием приглашения волшебников-

помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками». Самое полное представление об объектах на картине дают глаза. Они определяют  местонахождение объекта, размер, цвет, части, и т.д.  С помощью вкусового анализатора языка можно, определять на картине съедобное несъедобное, вкусное невкусное, т.е. оценочное отношение героев картины к этому признаку. Нос  воспринимает запах, ухо звук. То и другое может быть приятным или неприятным, опасным - неопасным, резким- слабым, смешанным однородным. Рука дает тактильные ощущения: информацию о свойствах материала, температуре, форме, количестве, частях и др.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного  анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами.   Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли помогут волшебники «Я слышу», «Я чувствую запах».

Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину».  Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как. ..»; «Когда я трогаю руками,...»; «Здесь пахнет...» и др Волшебник  «Я нюхаю» свежесть. Я чувствую  аромат ели. Из окна вкусно пахнет пирогами.Я чувствую запах морковки, которой мальчик украсил  снеговика.

Я прикасаюсь к снегу и чувствую, какой он холодный. Я чувствую на ощупь, какой на реке лед гладкий. Я чувствую, какая на ощупь елочка  колючая, а веточки у неё , как маленькие  ёжики. Прикасаюсь к дереву. Ствол у него  твердый, шершавый, толстый.

            Волшебник «Я слышу». Я слышу пение птиц. Я слышу, как хрустит снег под санками, как коньки царапают лед. А так же слышно, как дети весело общаются между собой

            Волшебник «Я пробую на вкус» . Снег есть нельзя, потому что он холодный и грязный.

             Волшебник «Я вижу». Я вижу, как мальчик лепит снеговика, одна девочка катается на санках, а другая на коньках. Когда  я внимательно смотрю на картину, вижу как  вдалеке мальчик катается на лыжах

. Описывать ощущения можно от лица, как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Слайд  №10.  Этап 5 «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины».

Алгоритм составления рифмованных текстов:

1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине  ели – пели,  идет – новый год,        спит – не велит

2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом

                                                На пригорке, возле ели,

                                      На деревьях птицы пели

                            С дымохода снег идет

                            К нам приходит Новый год

                 Под  сугробом мишка спит,

                В лес  ходить нам не велит

 

3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек

4.  Можно  добавь о предмете пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины

5. Выразительно прочти стишок

 

Слайд  №11  Этап 6   «Определение местонахождения объектов на картине».

Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства центральная часть; левая - правая; нижняя - верхняя части  картины; правый - левый; верхний - нижний углы картины и т.п. ближе - дальше; впереди - сзади; около; между; за; перед; после; в глубине...

В процессе игры «Да - нет» педагог загадывает объекты на картине, а дети спомощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его  местонахождение. Вопросы задают таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». В данной игре идет постепенное суждение поля поиска через  отсечение лишнего пространства на плоскости.

 

Слайд №12  Этап 7 «Составление речевых зарисовок с использованием Разных точек зрения»

«Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» активизировать в речи  слова, обозначающие свойства характера объекта.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:

- возможные эмоциональные состояния и настроение героев: грустный - веселый; спокойный- возбужденный;

- разнообразные свойства характера: добрый - злой; трудолюбивый- ленивый;

- признаки проявления эмоционального состояния: веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех...) грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый...)

Перед тем как обучать ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица, необходимо следующие творческие задания:

- «Я назову тебе черту характера, а ты назови противоположную ей (например: добрый - злой)».

- «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь зависимости от ситуации»

Для обучения детей речевым зарисовкам от лица одного из объектов картины с заранее  заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера.

 

Слайд  №13.   Этап 8 «Описание объекта с изменением его характеристики во времени»  Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. В рассказе рекомендуется использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было будет; утро вечер; весна осень, что  изменилось,  почему. Какие новые объекты появились).

 

Слайд  №15 . Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины».

«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»

Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы ипоговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.

«Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся заранее листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки как знакомые так и не знакомые детям. Задание: возьми «лепесток», объясни, как относится к картине пословица, поговорка ?  (Текст пословицы читает воспитатель; рассуждения происходят вместе с детьми.)

 

Слайд  №14  Следующая игра - «Найди самое удачное название картины». Мы учим объяснять, в чем заключается человеческая мудрость той или иной картины, а не самостоятельно формулировать жизненное правило, поскольку жизненный опыт ребенка очень мал!

 

Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по  картине».Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление.

По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин.

Накануне  организованной образовательной  деятельности  педагог обращается к детям, что завтра картина, которая «гостила» в группе, будет прощаться с ними.

Вначале детям предлагается рассказать в какие игры с картиной они играли а затем предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.

Можно использовать игру «Профессора Вопроскина»: где дети задают друг другу как можно больше вопросов по картине.

Рекомендуем планировать не более 6 – 7 сюжетных картин в год для составления рассказам по ним, т.к. как основная цель – не рассказ, а усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам.