Использование современных технологий в воспитании обучающихся младших школьников.
« Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит, вырастить угрозу для общества»
Теодор Рузвельд.
(Слайд 1)
Все мы знаем о статистике последних лет, которая показывает серьёзные проблемы в нравственном и моральном состоянии общества. Распад и разложение семьи приводят к усилению отклонений в психическом здоровье детей. Дети становятся своенравными и непослушными.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.
1. Поэтому в своей работе я стараюсь делать упор на духовно – нравственное развитие и воспитание школьников. Для достижения цели использую следующие виды внеурочной деятельности и формы её организации:
1). Во-первых, диагностические опросы. Нами использовалась методика «Диагностика нравственной мотивации», где в качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность». Полученные результаты опроса отражены в графике (слайд). Здесь мы видим уровень нравственной мотивации, с которой ребенок пришел в первый класс (самый низкий показатель 1 балл, самый высокий 4 балла). Для того чтобы увидеть динамику этого показателя у каждого ребенка нами запланированы исследования в конце каждого учебного года по этой же методике. И вот какие результаты на начало 3-го класса. Если в 1кл. с высоким баллом был 1чел., с низким уровнем -5, то во 2кл. с высоким-5чел., с низким-2 и 3кл.- высокий уровень у 14 детей и низкий у 1-го. Данные качества (ответственность и доброжелательность) мы формируем в соответствии с планом воспитательной работы (слайды 2, 3, 4).
2). Совместные праздники с родителями (слайд 6).
2. Использую познавательные экскурсии, направленные на развитие познавательных интересов мл. шк., приобщение их к культурным ценностям прошлого нашего города (слайд с фото 6).
3.Цикл этических бесед для 1-го кл. «Что значит быть школьником?», для 2-го кл. о добре и зле., о дружбе. Для 3-го- «Современный этикет», 4-й кл.- « Религиозные учения» - курс ОРКСЭ, который включает проектную деятельность, как заключительный этап. На фото вы видите детей, принимавшие участие в районном конкурсе: это Даша Коротанова с темой «Благодатный огонь Иерусалима», Глухов Антон «Талисманы нашей жизни», Егор Сердюков «Проповедники веры». Темы у всех ребят интересные познавательные и они могут выступить на любом из классных часов, приглашайте (слайд 7).
4.Технология исследовательской и проектной деятельности широко применяется в воспитательной работе, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения. Данная технология известна моим ребятам по конкурсу «Первые шаги в науку» (слайд 8) Данилова Ирина с работой по теме «Этот удивительный мир вышивки крестом» и Кокшарова Алина « Влияние компьютерных игр на детей».
1) Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы занимает спортивно-оздоровительная деятельность: это и физминутки, Дни здоровья, весёлые старты и прогулки в парк, и совместные катания на санках с родителями, ( слайды с фото 9, 10, 11), курсы «Полезные привычки», «Правильное питание», направленные на оздоровление мл. шк., воспитание у них ценностного отношения к своему здоровью и стремление вести здоровый образ жизни.
Готовясь к этому педсовету, я рассмотрела много технологий. Меня заинтересовала одна из них – это синема технологии, (слайд 12) в переводе с англ.- старое кино.
В чём же суть этой технологии? (слайд 13).
CINEMA – технологии в своей основе заключает проживания и переживания. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как событие. Событие-это момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе - и ценностно ориентированная встреча Взрослого и ребенка.
Цель технологии (слайд 14).
Структура CINEMA – технологии (социальное воспитание, осмысление социальных проблем) (слайд 15, 16).
Этапы 1. Этюд. 2. Экспликация. 3. Рефлексия.
Формы реализации * Cinema-клуб. Школьный кинозал. * Кино-академия.
4. Умения, навыки и способы деятельности, которыми учащиеся овладевают или совершенствуют в ходе данного мастер-класса:
· совершенствование системы отношений к окружающему миру через зеркало драматических отношений мира Детства и мира Взрослости;
· расширяет круг знаний, содержащих информацию о событиях не только чужой, но и своей жизни;
· совершенствует умение выработать иерархию материальных и духовных ценностей;
· совершенствует умение переводить обсуждение того или иного факта, явления, события фильма в рамки реального опыта учащихся;
· совершенствует навыки обдумывания и оценки не только чужих поступков, но и своих, себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения;
· свободная манера общения во время классного часа способствует желанию жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию, саморазвитию, развитию творческих способностей.
5. Ожидаемый результат (слайд 17).
Предложенная форма актуализирует духовные усилия каждого ребенка, он проявляет себя как индивидуальность, способная не просто оценить мир, но и желающая изменить его во имя улучшения будущей жизни.
После того, как кинорежиссер Никита Михалков летом 2012 года выступил в рамках круглого стола «О развитии национального кинематографа», возникла идея ввести в школах специальные факультативные занятия, знакомящие детей с историей отечественного и зарубежного кино. В качестве основы для реализации проекта было решено составить список из ста фильмов. К настоящему времени список оказался сформирован и представлен для ознакомления на сайте Министерства культуры РФ.
Далее судьбу проекта «100 фильмов» будут решать в Министерстве образования России.
МОСКВА, 17 января. Газета «Комсомольская правда». Минобрнауки РФ составит экспертные комментарии по списку из 100 фильмов, рекомендованных к просмотру в школе. Об этом рассказал журналистам министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
"Мы только начинаем работу. По каждому фильму надо будет провести экспертное обсуждение. Думаю, к началу следующего учебного года мы сможем уже кое-что предложить", — отметил он.
"Наша школа должна научиться работать в ситуации, когда в классе находятся люди разных культур. Проект "100 фильмов" — один из важных этапов на этом пути", — подчеркнул министр.
Пока готовится этот проект, нам можно взять уже сейчас элементы этой технологии:
Например: для 1- 2кл.- просмотр мультфильмов, 3-4кл.- выбрать самые интересные старые детские фильмы, которые смотрели мы сами когда-то в детстве, и 1раз в месяц организовать их просмотр с последующим обсуждением. Было бы желание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.