Использование средних статистических
характеристик при решении различных задач
Цель: продолжить формировать умения находить среднестатистические характеристики ряда (среднее арифметическое, размах, мода) при решении различных задач.
Ход урока
I. Устная работа.
Для упорядоченных рядов:
а) 0; 0; 1; 2; 3; б) 1; 2; 2; 2; 3; 3; в) 1; 2; 3; 4; 5; 5
найдите размах, среднее арифметическое, моду.
II. Проверочная работа.
Вариант 1
1. В таблице приведен возраст сотрудников одного из отделов:
Фамилия |
Возраст |
1. Башмачкин |
42 |
2. Галошев |
24 |
3. Каблуков |
30 |
4. Сапогов |
24 |
5. Тапочкин |
40 |
Найдите среднее арифметическое, размах и моду этого ряда.
2*. Постройте ряд из четырех чисел, у которого размах равен 2, а среднее арифметическое равно моде.
Вариант 2
1. В таблице приведено количество очков, набранных в чемпионате некоторыми баскетболистами.
Фамилия |
Количество очков |
1. Дождева |
48 |
2. Градова |
26 |
3. Лунева |
20 |
4. Метелева |
40 |
5. Снежкова |
26 |
Найдите среднее арифметическое, размах и моду этого ряда.
2*. Постройте ряд из четырех чисел, у которого размах равен 2, а среднее арифметическое в два раза больше моды.
III. Формирование умений и навыков.
1. № 177.
Решение:
Среднее арифметическое равно:
X = 42,45.
Размах A = xmax – xmin = 48 – 36 = 12.
Мода М = 45 (встречается 3 раза).
Среднее арифметическое – это условная величина (она не целая, хотя число деталей может быть только «целым»); она показывает центр «рассеивания» наблюдаемых величин (сумма отклонений от неё равна нулю); также это можно назвать средней выработкой рабочими деталей.
Размах характеризует разброс наблюдаемых значений, а мода показывает, какое число изготовленных деталей встречается чаще всего в данной смене рабочих.
Ответ: » 42,45; 12; 45.
2. № 179.
Решение:
Найдем средний балл каждого выпускника по формуле среднего арифметического:
Ильин: X = = 4,4;
Семенов: X = 3,5;
Романов: X = = 3,8;
Попов: X = 4,7.
Чтобы выявить наиболее типичную оценку для каждого выпускника, найдем для каждой совокупности моду, то есть оценку, встречающуюся чаще других:
Ильин: М = 4 (9 раз из 15);
Семенов: М = 3 (9 раз из 15);
Романов: М = 4 (10 раз из 15);
Попов: М = 5 (10 раз из 15).
Использованы среднее арифметическое и мода.
Ответ: 4,4 и 4; 3,5 и 3; 3,8 и 4; 4,7 и 5.
3. № 180.
Решение:
Средняя урожайность пшеницы в хозяйстве равна общему сбору зерна,
деленному на общую площадь полей; общий сбор зерна равен 18 ц/га · 12
га + 19 ц/га · 8 га + 23 ц/га · 6га = 506 ц, а общая площадь участков равна 12
га + 8 га + 6 га = 26 га. Средняя урожайность в хозяйстве 19,5 ц/га.
Нельзя находить среднюю урожайность как = 20 (ц/га), так как
значения 18, 19 и 23 характеризуют участки разной величины и их «вклад» в общую
урожайность зависит от площади каждого участка.
Ответ: » 19,5 ц/га.
4. № 181.
Решение:
Среднее арифметическое равно: X = = 1,7.
Размах равен: A = xmax – xmin = 3 – 0 = 3.
Мода равна: М = 4 (встречается 4 раза из 10).
Среднее арифметическое показывает среднее количество бракованных деталей.
Размах показывает разброс количества бракованных деталей в ящиках.
Мода показывает наиболее часто встречающееся количество бракованных деталей.
Ответ: 1,7; 3; 4.
5. № 183.
Решение:
Среднее значение находим по формуле среднего арифметического:
X = = 0,9.
Составим таблицу отклонений от средней температуры воздуха в полдень в каждый из дней декады:
Число месяца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Отклонение |
–2,9 |
–1,9 |
–3,9 |
–0,9 |
0,1 |
1,1 |
1,1 |
2,1 |
3,1 |
2,1 |
Обращаем внимание, что сумма всех отклонений (вторая строка таблицы) равна нулю.
Ответ: 0,9 °С; таблица отклонений.
IV. Итоги урока.
– Какие существуют средние статистические характеристики ряда?
– Как найти среднее арифметическое ряда?
– Что такое размах ряда? Что он характеризует?
– Что такое мода ряда? Что она характеризует?
Домашнее задание: № 178, № 182
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.