Использование техники «колесо баланса» в работе классного руководителя
Оценка 4.7

Использование техники «колесо баланса» в работе классного руководителя

Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл +1
02.08.2023
Использование техники «колесо баланса»  в работе классного руководителя
В статье представлена опыт использования коучингового инструмента "Колесо баланса" в воспитательной работе классного руководителя.
Статья Курочкина ЮД.docx

Использование техники «колесо баланса»

в работе классного руководителя

Современная действительность…Современные дети: умные, оригинальные, креативные, но отличающиеся информационной зависимостью, противоречивостью, неустойчивостью, материальной ориентированностью. А значит, необходимы новые современные технологии взаимодействия с подростками, которые помогут реализовать приоритетные задачи современной образовательной системы. Одной из таких технологий является коучинг, который позволяет создать отношения, свободные от оценок, помогает обучающимся внутренне принять духовные ценности и придать им значимость.

Коучинговый подход максимально соответствует потребностям времени, позволяет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных во ФГОС общего образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. В своей воспитательной практике я использую такой коучинговый инструмент как «колесо баланса», он является универсальным и позволяет решать разные задачи посредством анализа дефицитов и ресурсов подростка. В данной статье я раскрою некоторые способы его использования в работе классного руководителя.

Применение техники «колеса баланса» может быть использовано для решения следующих задач, список которых не являются исчерпывающим:

1. Визуализация и самоанализ обучающихся своей образовательной деятельности, выявление дефицитов в учебе и компетенций для построения осознанного индивидуального образовательного маршрута;

2. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся;

3. Профессиональное самоопределение и выстраивание личной профессиональной траектории обучающимися.

Колесо жизненного баланса — это круг, разделенный на некоторое количество секторов.

Какие могут быть виды «колеса баланса»?

1. Колесо баланса учебы (сектора: алгебра, русский язык, химия  т.д.), компетенций (в учебной деятельности, во внеурочной деятельности, в самообразовании, в будущей профессии и т.д).

2. Колесо баланса ценностей (сектора: здоровье, семья, труд, деньги, самореализация и т.д.)

3. Колесо баланса профессионального самоопределения (сектора: мнение родителей и друзей, рынок труда, информированность, способности и т.д.)

Применение данной техники осуществляется по следующему алгоритму:

1. Предварительная подготовка: определение цели работы, содержания секторов;

2. Шкалирование каждого сектора от 1 до 10 баллов, где 0 – это очень плохо, а 10 – самый лучший результат. Соедините все полученные точки между собой так, чтобы они замкнулись внутри круга.

3. Определение обучающимися секторов, которые необходимо улучшить. Ручкой другого цвета на том же листе отметить точками те баллы, которые хотелось бы получить через 3 (или 6, 12) месяцев. Может оказаться так, что обучающийся выбрал несколько «западающих» секторов. В таком случае необходимо определить один-два,  которые имеют для него наибольшее значение или позитивно отразятся на всех других секторах.

4. Составление плана действий. На отдельном листе написан выбранный сектор, который обучающийся заполняет, отвечая на вопросы. По желанию он может озвучивать ответы.

1).Поставь цель: она должна быть конкретна и измерима.

2) Почему это важно для тебя сейчас?
3) Как эта сфера влияет на остальную твою жизнь?
4) Что в этой сфере получается хорошо?
5) Что получается хуже?
6) Что исчезнет вследствие этого улучшения?
7) Как вы будете чувствовать себя вследствие этого улучшения?

8) Что будет вас мотивировать на получение результата?

9) Какие конкретные шаги вам нужно сделать, чтобы перейти к желаемому значению?
10) Как вы поймёте, что получили результат?

11) Пожелайте себе что-нибудь сегодняшнему из будущего, когда вы осуществите эту деятельность. Что Вы можете себе сказать?

12) Какова ценность данной работы сегодня на занятии?

Применяя технику «колесо баланса» необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Формулируя вопросы, содержание секторов, следует учитывать возраст обучающихся. Техника успешно применяется среди подростков 13-18 лет.

2. На этапе шкалирования секторов классный руководитель должен избегать оценочных высказываний, даже если показатели очень завышены или занижены.

3. Важно периодически возвращаться к анализу «колеса баланса» и отмечать, что получается, что и как необходимо улучшить.

4. Любое низкое значение – это точка старта. Каждый движется возможным и наилучшим для него темпом.  

5. Технику можно использовать на классных часах.

Применение техники возможно не только в индивидуальной, но и в коллективной работе. «Колесо баланса» может быть составлено классом и оформлено на ватмане. В каждом секторе колеса дети совместно определяют задачи класса на предстоящий год (поездки, победы в конкурсах, успеваемость, достижения и т.п.) и оценивают по шкале от 0 до 10 уровень, который уже есть и уровень желаемого. Рядом с колесом располагается пирамида логических уровней, в которой дети отвечают на вопросы:

-что мы хотим

-каким образом мы это реализуем?

-почему это важно для нас?

-какой результат мы хотим получить?

В течение года на классных часах необходимо возвращаться к задачам, определять препятствия и шаги для их достижения, а в конце года шкалировать уровень достигнутых результатов.

Таким образом, использование техники «Колесо баланса» стимулирует рефлексию обучающихся, связанную с анализом, оценкой, прогнозированием своих образовательных и жизненных потребностей, целей, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создают условия для самостоятельной, успешной деятельности, проектирования индивидуального образовательного маршрута, индивидуальноличностного саморазвития, обеспечивающих развитие индивидуальности обучающегося.


 

Использование техники «колесо баланса» в работе классного руководителя

Использование техники «колесо баланса» в работе классного руководителя

Что исчезнет вследствие этого улучшения? 7)

Что исчезнет вследствие этого улучшения? 7)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2023