Использование технологии BYOD в учебном процессе
Введение
В практику школьной жизни постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. У учеников, даже первого класса, есть мобильные телефоны. Почти все старшеклассники имеют смартфоны, электронные книги и планшеты. Ученики приносят в школу все больше мобильных устройств, причем используют они их не только для развлечения (игр и общения в соцсетях), но и для работы на уроках, и для подготовки домашних заданий.
В такой ситуации естественным для педагога действием является использование некоторых возможностей мобильных устройств школьников для организации работы на уроке и сознательное включение мобильных устройств учеников в образовательный процесс. Таким образом становится понятным, что технология BYOD (Bring your own device [1]), когда учащиеся приносят свои мобильные устройства и с помощью них происходит какая-то запланированная работа в учебной деятельности, является одной из актуальных в ИКТ-технологий в образовательном процессе.
Смартфоны и планшеты - это, по факту, мобильные персональные компьютеры, имеющие сенсорный экран, модуль wi-fi для обеспечения доступа в сеть Интернет, фотокамеру, датчик звука (микрофон), датчик GPS, операционную систему с возможностью устанавливать различные приложения.
Смартфон имеет разъём для сим-карты (сим-карта может быть и в планшете, если вы используете подобную модель), что обеспечивает возможность звонков, а также пользование мобильным Интернетом GPRS.
Большинство существующих смартфонов и планшетов имеют минимальный базовый функционал (не требующий установки дополнительного программного обеспечения), который можно использовать фактически на всех устройствах подобного класса, что облегчает планирование образовательной деятельности с использованием данных устройств. Базовый набор функций смартфонов и планшетов включает в себя возможность съемки фотографий и видео, обработки текстов; работу с браузером и просмотр сайтов (как правило, мобильных версий); установленные приложения для общения в соцсетях; карты (с возможностью определять по ним свое местоположение).
Плюсы и минусы технологии BYOD
+ |
- |
1. Если наши дети живут в мобильном мире цифровых технологий вне школы, то почему в стенах школы этот мир должен измениться? Пусть личные мобильные устройства станут привычными и в учебно-воспитательном процессе! |
1. Может возникнуть неравноправие при использовании личных мобильных устройств. У кого-то будет возможность купить дорогое многофункциональное устройство, а кто-то будет пользоваться устройством с ограниченными функциями. А кому-то родители не могут купить мобильное устройство. Пожалуй, это самая большая проблема! |
2. При использовании модели BYOD школе не нужно закупать технику дополнительно. Родители сами обеспечивают своего ребенка техническими средствами обучения. Просто отлично для школьного бюджета! |
2. Если зарядки аккумулятора личного мобильного устройства не хватает, то обеспечить зарядку в условиях школы будет проблематично. |
3. Когда используется личное мобильное устройство, то каждый сам отвечает за его сохранность, техническое обслуживание, программное обеспечение. Практика показывает, со своими вещами всегда обращаются очень аккуратно! |
3. Есть вероятность того, что обучающийся забудет устройство дома. Если чужим учебником можно воспользоваться, то личное мобильное устройство на время одолжить однокласснику будет сложнее. |
4. Многие проблемы в современном мире решаются с помощью мобильных устройств. Тогда почему мы должны запрещать нашим ученикам решать учебные задачи на уроках с помощью личных мобильных устройств? Может быть, в самом деле, на уроке иностранного языка искать перевод слов удобнее в он-лайн словаре, а на уроке географии интереснее работать с Google картами... |
4. При использовании модели BYOD ученика сложнее удержать в рамках урока. Все время будет соблазн «уйти в сторону» от урока, например, заглянуть в социальные сети. |
5. В условиях модели BYOD учитель не навязывает какой-либо конкретный инструмент для решения учебных задач. Каждый обучающийся выбирает удобное для себя устройство, сетевой сервис. Назовем это «свобода выбора».
|
5. Для учителя возникает ряд сложностей при планировании урока, если он не знает технических характеристик личных мобильных устройств обучающихся. |
6. Модель BYOD позволяет оперативно работать с информацией и представлять результаты работы. |
6. Использование ручки и бумаги для решения учебных задач не требует дополнительных условий. Например, никакой роли не играет энергообеспечение.
|
7. Особое значение имеет модель BYOD при построении индивидуальных образовательных траекторий. |
7. Не все личные мобильные устройства поддерживают работу необходимых сервисов или требуют дополнительной настройки. |
8. Использование цифровых носителей информации, а не бумажных изданий учебных пособий, позволяет сэкономить не только средства, но и способствует охране окружающей среды. Так мы сбережем зеленые легкие планеты – леса. |
8. Успешность урока с использованием модели BYOD зависит и от внешних факторов. Например, от качества работы провайдера, обеспечивающего доступ в Интернет. |
9. Снижаются расходы на канцелярские товары, расходные материалы. Мелочь, а приятно! |
9. Выполнение учебных заданий в условиях модели BYOD может свестись к копированию информации из сетевых источников информации и приведет к нарушению закона об авторских правах. Наши дети не умеют еще правильно пользоваться плодами чужих трудов. |
Вывод: Модель BYOD имеет практически столько же «плюсов», сколько и «минусов». Технология перспективна, успешность её реализации зависит от готовности участников учебно-воспитательного процесса. Использование модели BYOD зависит не только от желания учителя, но и готовности как учителя, так и обучающихся, их родителей к использованию личных мобильных устройств в образовательных целях. От учителя требуется высокий уровень информационной культуры, знание технических характеристик мобильных устройств, программного обеспечения и сетевых сервисов.
Как модель BYOD (Bring you own device)
изменила учебный процесс?
1. В условиях модели BYOD учитель не навязывает какой-либо конкретный инструмент для решения учебных задач. Каждый обучающийся выбирает удобное для себя устройство, сетевой сервис.
2. Модель BYOD позволяет оперативно работать с информацией и представлять результаты работы.
3. Выполнение заданий on-line индивидуально или в группе обеспечивает оперативность обработки результатов, экономичность во времени, открытый доступ к результатам.
4. Разнообразие информационных ресурсов в сети Интернет способствует углублённому изучению творчества писателей.
5. Появляется возможность осуществить дифференцированный подход и варьировать учебный материал для учащихся с разными уровнями мотивации и владения учебным предметом.
6. Развивается информационная культура обучающихся.
Исходя из полученного опыта, были видны преимущества модели BYOD перед использованием школьной техники.
Во-первых, при использовании данной модели школе не нужно закупать технику дополнительно. Родители сами обеспечивают своего ребенка техническими средствами обучения. Просто отлично для школьного бюджета!
Во-вторых, работать с устройством можно не только в школе, но и вне стен классной комнаты. Можно заниматься исследовательской и проектной деятельностью всюду.
В-третьих, ученик может загрузить необходимые именно ему справочные материалы, создать закладки, сохранить текстовые материалы и т.д.
В-четвёртых, использование некоторых сетевых сервисов требует регистрации. Модель BYOD дает возможность пользователю сохранять логин и пароль на своем устройстве и не вводить его при каждом входе.
Наличие у обучающихся определенного опыта работы с сетевыми ресурсами позволило изменить отношение к информационным технологиям. Наши ученики на сегодняшний день воспринимают гаджеты как инструменты, необходимые в учебном процессе.
Основные проблемы, возникающие у учителя при работе в технологии BYOD и пути их решения
Возможные проблемы |
Варианты решения |
Физиологические |
|
Возможный вред для зрения. При ослабленном зрении (близорукости, дальнозоркости) работа с мобильными устройствами может вызвать дальнейшее падение зрения. |
Ввести ограничения по времени для работы с устройствами (10-15 минут). Спланировать задания так, что учащиеся будут работать с мобильным устройством через некоторые промежутки времени. Проводить Физкультминутки для зрения. |
Социальные |
|
Не у всех детей есть смартфоны и планшеты. Не все родители согласны с такой технологией работы |
Целесообразно продумывать командный вариант работы, чтоб каждый мог что-то сделать на мобильном устройстве. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтоб ребенок с умом использовал мобильные устройства. На родительском собрании нужно обсудить эту тему. |
Педагогические |
|
Возможность ученикам при работе с устройством учиться, а развлекаться. |
Организовать работу таким образом, чтоб у учеников не было времени на отвлечение. Такой же эффект дает командная работа. |
Планирование образовательной деятельности таким образом, чтоб использование BYOD было не только уместным, но и необходимым |
Учитель при планировании работы должен ответить на вопрос: возможно ли иной путь достижения его педагогических целей? Есть ли более эффективные и простые в использовании средства? Только оправданное использование BYOD будет иметь максимальный эффект. |
Работа в технологии 1:1 имеет свои особенности, включая организацию сетевого и реального взаимодействия в классе |
Если ученики имеют опыт сетевого взаимодействия до использования модели BYOD, можно включать ее отдельные компоненты (например, работу с текстовыми документами Google или коммуникацию через соцсети). Так же можно объединить учеников в команды. |
Сложность планирования работы «вне стен классной комнаты» или вообще вне школы. |
Нужно четко ставить образовательные цели и проанализировать тематическое планирование на год, чтоб наметить темы, в рамках которых возможна работа вне стен классной комнаты и экскурсионная работа. Даже 1 такой урок в полгода надолго запомнится ученикам, если он будет эмоционален и хорошо подготовлен. |
Технические |
|
Технические Доступ к Интернету для устройств, у которых нет GPRS (нет сим - карты) |
Возможность работы мобильного Интернета в школе. Покупка wi-fi роутера на класс и работа его от «проводного» Интернета. Современные ноутбуки (последних 2-х годов выпуска) сами могут быть точками доступа wi-fi. |
Контент-фильтрация (или осуществление функции «родительский контроль») |
Контент-фильтрация (или осуществление функции «родительский контроль») Может быть реализована централизована через школьный wi-fi. На iPad и Windows Phone есть возможность установки родительского контроля. Для Андроида можно установить приложение Kidread http:// kidread.com |
Одновременная зарядка устройств |
В классе нужен удлинитель и универсальное зарядное устройство для подключения к розетке. Портативное зарядное устройство для телефонов. |
Передача информации с мобильного устройства на другие мобильные устройства и на стационарные компьютеры (ноутбуки) для дальнейшей работы с ней |
Возможные варианты: Google + (автоматическая загрузка фотографий), отправка через VK, отправка через электронную почту. Использование проводного подключения телефонов и карт - ридера |
Общее управление устройствами и контентом на них (при одновременной работе в классе и не только) |
Программа Nearpod (http://nearpod.com/), установленная на компьютер учителя, а так же на устройства учащихся. |
Фактом является то, что ученики с большим энтузиазмом поддерживают предложения использовать личное мобильное устройство для обучения. Использование возможностей современных девайсов позволяет привнести в учебный процесс новые краски, которые позволяют сделать его более увлекательным и ярким.
Приживётся ли модель BYOD в школе? Все зависит от учителя, который может практически показать преимущества модели и убедить обучающихся, их родителей в пользе использования личных мобильных устройств в учебно-воспитательном процессе.
Источники
1. Зильберман М.А. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе http://didaktika.org/2014/p/ispolzovanie-mobilnyh-tehnologij-v-obrazovatelnom-processe/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.