ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Оценка 4.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Оценка 4.9
docx
16.12.2022
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
10.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Коллекционирование позволяет расширять границы познания, становления первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее. Своего рода – это начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений. Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций. Коллекционирование можно использовать в различных видах детской деятельности: − Познавательная – развитие познавательных процессов (сравнение, − классификация, систематизация); развитие математических представлений. − Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых) и их оформление; изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты и другие) − Коммуникативная – тематические беседы, публичная презентация, творческая сочинительная деятельность. − Игровая – игры – викторины; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры. − Трудовая – при оформлении коллекции и размещение объектов; ручной труд. − Чтение – художественной литературы по теме коллекций. Работа с родителями: Организация вовлечения детей и родителей в образовательную работу по коллекционированию строится в три этапа. Первый этап – подготовительный. Его цель: расширение представлений о коллекционировании у детей и родителей. На этом этапе погружаем в идею коллекционирования и формируем проблему. Для родителей проводятся консультации, анкетирование. Мотивируем родителей на создание семейной коллекции. Детям читаем художественно-познавательную литературу, проводим индивидуальные беседы по интересам. Воспитатель развивает в дошкольнике познавательный интерес, который проявляется в стремлении ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности. Итог 1 этапа- Осуществляют присвоение идеи или проблемы на личном уровне. Второй этап - основной. Его цель: организация системы работы по созданию коллекций. Проводится индивидуальная работа с детьми, организуется детская продуктивная деятельность. Родители готовят коллекции к показу и выбирают форму показа презентации. Предметы семейных коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания дошкольников. Достоинством семейного коллекционирования можно также считать его многофункциональность, то есть связь с образовательной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, познанию окружающего мира, экологическому воспитанию, сенсорному развитию ребенка. Далее, когда коллекция или отдельные экспонаты уже собраны, дошкольник показывает ее своим сверстникам, развивая тем самым социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делится и обменивается предметами коллекционирования. Итог 2 этапа - Выбор форм и сроков презентации коллекций. Третий этап-заключительный. Его цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности; активизация творческого взаимодействия детей и взрослых. После сбора коллекций формируются мини-музеи. Подведение итогов строится в виде тематических посиделок, где еще раз дети, родители и воспитатели обращаются к семейным коллекциям. Итог: на этом этапе дети совместно с родителями презентуют свои коллекции. Презентовать коллекции может сам ребенок, совместно с родителями или только родители. Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций: Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования: - киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек. - легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego. - плангонология – собирание разных кукол. - филолидия – собирание упаковок. - филателия – собирание почтовых марок. - бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге. - нумизматика – собирание различных монет. Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: - книжки - открытки - магнитики с картинками - листья и цветочки для гербария - модельки машин и др. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. Список литературы 1. Л.Н. Прохорова. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006. 2. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» 3. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // Мама и малыш. 2006. № 10. С. 56-60. 4. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33). 5. Культурные практики детства: Опыт организации / Под ред. А.В. Бояринцевой, Н.Б. Крыловой. М., 2009. (Новые ценности образования.Вып. 4 (42). 6. Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/ research/conferences/conference-internet-2013-april


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

На этом этапе погружаем в идею коллекционирования и формируем проблему

На этом этапе погружаем в идею коллекционирования и формируем проблему

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022