Что же такое технология проблемного обучения?
Проблемно-диалогическая
технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и
решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает,
что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.
|
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
|
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока? |
|
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? |
|
|
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
|
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
|
Постановка проблемы |
Актуализация изученного |
-Прочитайте слова на доске? |
-Соль, Анна, майка, объявил |
|
-Объясните орфограммы |
Объясняют |
||
|
-Что это? (Читает загадку о березе) |
-Это береза! |
||
|
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). |
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. |
||
|
-Что же мне делать, ребята? |
-Надо перенести. |
||
|
-А что значит перенести? |
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. |
||
|
-Какой знак нам нужен? |
-Знак переноса. |
||
|
Задание на новый материал. |
-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. |
|
|
Проверка задания. |
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). |
Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
|
|
Побуждение к осознанию |
-Задание было одно? |
-Да |
|
|
-А выполнили его как? |
-Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) |
||
|
Побуждение к проблеме |
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? |
-Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) |
|
|
Тема |
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске). |
|
|
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
|
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
|
Постановка проблемы |
Подводящий к теме диалог. |
-Посмотрите на два столбика слов на доске |
На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
|
-Что заметили общего? |
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. |
||
|
-В чем различие? |
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. |
||
|
Тема |
-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример:
Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
|
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
|
Постановка проблемы |
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения |
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. |
|
|
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? |
-О дательном |
||
|
Тема |
-Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) |
-Дательный падеж |
|
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
|
Структура диалога |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез |
|
|
устной |
практической |
||
|
Общее побуждение |
-Какие есть гипотезы? |
-Согласны с этой гипотезой? Почему? |
-Как можно проверить эту гипотезу? |
Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».
|
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
|
Постановка проблемы |
Материал для выдвижения гипотез |
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? |
Разбиваются по группам, начинают работу. |
|
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. |
Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! |
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. |
|
|
Представление гипотез группами. |
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. |
Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) |
|
|
Побуждение к проверке. |
-Как проверить, какой из двух способов верный? |
Молчат. |
|
|
Подсказка к плану. |
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором? |
Можно проверить на калькуляторе! |
|
|
-Проверьте! Что получилось? |
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). |
||
|
Вывод |
-Значит, как надо умножать на двузначное число? |
Формулируют правило (Открытие нового знания) |
|
|
Учебник |
-Сравните свой вывод с учебником. |
-Все верно. |
|
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример:
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
|
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
|
Постановка проблемы |
Подводящий без проблемы диалог. |
-Прочитайте стихотворение по учебнику. |
Читают |
|
-Определите, какой частью речи является каждое слово. |
Определяют |
||
|
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). |
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия. |
||
|
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). |
-Междометия и местоимения. |
||
|
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам). |
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют). |
||
|
Вывод |
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске). Дайте определение. |
Формулируют определение. (Открытие нового знания) |
|
|
Учебник |
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного? |
-Междометия не относятся к служебным частям речи. |
|
|
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске). |
|
||
|
Задание на формулирование темы |
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять? |
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема). |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.