Методическая разработка
«Использование игровых технологий на уроках физики».
Выполнила учитель физики МБОУ «СОШ № 14» Барбашова Наталия Михайловна
Мытищи 2021 г.
План методической разработки
Введение
Цели и задачи разработки.
Игровые приемы на уроках физики в 7-8 классах .
Основной раздел Теоретический материал.
Опыт по результативности применения игровой технологии на уроках физики.
Требования.
Условия возникновения опыта.
Обоснование выбора темы.
Учет возрастных особенностей.
Трудоёмкость. Результативность.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Цели и задачи разработки
Игровые приемы на уроках физики в 7-8 классах
1. Уроки-путешествия в историю физики, посвященные рассказам про ученых - физиков.
2. Использование материала электронных учебников.
3. Создание мультимедийных презентаций.
4. Решение занимательных задач по физике.
5. Решение количественных задач.
6. Проведение интеллектуальных игр.
7. Разработка карточек с физическими величинами.
Основной раздел
Теоретический материал.
Основные государственные документы, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
· школа является важнейшим фактором развития личности;
· школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
· систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы требует инноваций. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
· ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
· самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
· самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В современных условиях целесообразно применять личностно ориентированные технологии.
Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
В настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:
· Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
· Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
· Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
· Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
· Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
· Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Одной из таких технологий является игровая технология.
Опыт по результативности применения игровой технологии на уроках физики.
Формировать у школьников познавательный интерес к физике позволяет организация игровой деятельности. Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, которая стимулирует познавательную и творческую активность ребёнка, которая, может проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов действия в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой задачи.
Принцип активности в процессе обучения физики и других дисциплин является основным в дидактике. Он предполагает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Особенно важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата.
Сама по себе активность возникает редко. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. используемой педагогической технологии.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В любой игре заложены одновременно и воспитательные, и образовательные возможности. Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности.
Требования
Использование игровых приёмов и ситуаций на уроках должно подчиняться определенным:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
-Учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал используется в качестве её средства.
-В учебной деятельности обязателен элемент соревнования, с помощью которого дидактическая задача переводится в игровую.
-Успешное выполнение дидактического задания должно быть обязательно связано с игровым результатом.
-Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции (доступность, привлекательность, цель должна быть достижимой, а оформление красочным).
-Обязательный учёт возрастных особенностей учащихся.
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности.
Педагогическая технология игрового обучения заключается в обязательном выполнении следующих этапов подготовки и проведения дидактической игры:
-Определение цели
-Мотивация
-Характеристика содержания и оснащения игры
-Описание условий организации игры
-Оценка результатов
Организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели
Рассмотрим каждый этап отдельно.
Цели познавательной игры отражают педагогические и методические задачи урока, с учётом того, что игра может занимать лишь его часть. Особое внимание следует уделять постановке воспитательных и развивающих целей, так как в процессе игрового обучения часто имеет место, проявляется дух коллективизма, дружеской взаимопомощи, ответственности перед командой.
Мотивация. Для того чтобы цель обучения была принята учащимися, необходимо вызвать у них такие мотивы, которые вызовут желание осуществлять познавательную деятельность. От того, как учитель сможет организовать положительную мотивацию, связанную с целью предстоящей игры, зависит глубина включения учащихся в содержание урока. Игра предполагает свободу выбора, поэтому правильная мотивация должна этому способствовать.
Содержание и оснащение игры должно удовлетворять вышеперечисленным требованиям к использованию игровых приёмов
Описании условий организации игры включает в себя указание форм организации работы с учащимися: индивидуальная или коллективная, в паре или микрогруппе. Важно отметить вид игры - ролевая, деловая, игра-путешествие, игра-соревнование и т.д. Также условия протекания, регламент,
Оценка результатов игры очень важна, поскольку результат игровой деятельности имеет двойное значение. Для учителя он свидетельствует о степени развития учащегося и о степени овладения предметным знанием. Учащимся же результат дает степень удовлетворения собой и своей деятельностью. Результаты познавательной игры можно оценить с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри. Важна оценка результатов самим учителем. Он обязательно должен похвалить победителей, указать причины ошибок учащихся.
Организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели. Нельзя завершать учебную деятельность лишь оценкой результатов. Необходимо проанализировать всю работу. Если получен положительный результат, то нужно закрепить его, зафиксировать опыт приобретения данного результата. В случае неудачи важно найти ошибку, исправить её, скорректировать дальнейшую работу, чтобы исключить появление подобных ошибок. Для этого и планируется организация самоконтроля учащихся. Теория познавательного интереса на данном этапе предполагает постановку перспективной цели, которая актуализируется в дальнейшей работе.
Условия возникновения опыта.
В каждом классе вместе обучаются способные, мотивированные ученики и слабо, а также дети с задержкой психического развития.
Уже с седьмого- восьмого класса учащиеся, постепенно теряют интерес к изучению предмета. Для семиклассников физика новый предмет. Начало курса не связано с изучением сложных процессов и формул, нет объёмных вычислительных операций. Поэтому на первых уроках все без исключения дети активны, заинтересованы. Со временем элемент новизны предмета исчезает, учебный материал усложняется и для определённой категории детей становится малопонятным.
Мотивация к активному изучению предмета и получению более высоких результатов у учащихся 9-11 классов ослаблена из-за того, что физика не является обязательным предметом для всех при сдаче государственных экзаменов в школе и крайне редко предмет включается в списки вступительных экзаменов в Вузы и техникумы, материал становится все сложнее. Поэтому, используя только традиционную организацию учебных занятий, нельзя добиться стопроцентной заинтересованности детей своим предметом, поддержать устойчивое желание каждого ученика заниматься физикой.
Применение игровой технологии на уроках позволяет решить выше перечисленные проблемы. Это не только возможность заинтересовать учащихся содержанием предмета, но и способствовать их социальной адаптации, освоению детьми новых социальных ролей.
Обоснование выбора темы.
Систематическая организация игровой познавательной деятельности позволяет разрешить противоречие между современными требованиями дидактики в организации высокого уровня мотивации и формировании осознанной потребности в усвоении знаний и умений и традиционными формами организации учебных занятий, направленных на передачу готовых знаний.
Во всём многообразии современных форм преподавания на первое место в паре учитель- ученик поставлен учитель: он планирует путь обучения ученика, он выбирает методику и средства обучения и т. д. Происходит как бы постоянное давление на личность ребёнка. Более перспективно в настоящее время личностно- ориентированное обучение, в центре внимания которого целостная уникальная личность, стремящаяся к самоактуализации, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основополагающей теорией личностно-ориентированного обучения является теория педагогики сотрудничества. Игра - это один из преобладающих методов педагогики сотрудничества.
При серьёзном учёте возрастных особенностей учащихся и других требований к использованию игровых технологий в 7,8-ых классах у школьников формируется устойчивый интерес к рассмотрению физических явлений, в 9,10-ом классах специально подобранное содержание игр способствует развитию интереса к объяснению этих явлений, а в 11-ом классе - к их мировоззренческому толкованию.
Учет возрастных особенностей.
Разработка и проведение дидактических игр предполагает обязательный учёт возрастных особенностей учащихся. Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст взросления. У подростков нет той непосредственности восприятия явлений окружающей действительности, как у младшего школьника, поскольку его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относиться к ценностям науки, собственной деятельности. Их познавательные интересы неоднородны, они могут отличаться и в предметной направленности, и в уровне развития, и в самом характере. По интересам подростков можно разделить на теоретиков, стремящихся проникнуть в истину, познать причины, закономерности, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний. Использование на уроках разнообразных сюжетных игр позволяет учитывать данные особенности подростков.
В старших классах у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к другому полу, сверстникам, взрослым. Развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного, инженера, журналиста, судьи и т. д.
Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Ученик выступает как активный участник, субъект игры..
Трудоёмкость.
Игра способствует решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, освоению способов решения задач и т.д. Только в этом случае она будет являться обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой определённую трудность при составлении и проведении дидактической игры. Впервые моменты всё внимание учащихся сосредоточено на игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученик постепенно включался в процесс изучения какого-либо материала. Важно создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддерживал бы интерес учащихся в течение всей игры. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр (ролевых, деловых) - как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку.
Результативность.
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляются терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Заключение
Известно изречение древних: лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. Эта истина применима к процессу обучения. Никакая пылкая фантазия относительно формы проведения урока не сможет восполнить главного – устремленности школьника к овладению знаниями. Все приемы для достижения этой цели хороши.
Интерес к науке – физике вызывают рассказы про ученых: обзор их жизни; взгляды на науку, общество; открытия ученых и применение их на практике.
Ребята готовят доклады про ученых – физиков, получая за это положительные оценки.
Современная электронная техника помогает так же поддержать интерес. Существующие электронные учебники предлагают моделирование физических процессов, разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками; видеофрагменты и анимации с демонстрацией экспериментов; высококачественные фотографии и иллюстрации; мультимедийные презентации.
Ребята так же с удовольствием готовят свои небольшие мультимедийные презентации по изучаемым темам, тем самым закрепляя пройденный материал и самостоятельно более углубленно подходят к данной проблеме.
Изучение физики невозможно без решения задач. В 7 классе, когда ребята еще любят играть, можно давать им задачи – шутки из сборника задач Г. Остера «Занимательные задачи».
В своей работе практикую решение количественных задач на уроке.
Большим успехом пользуются у ребят интеллектуальные игры, как на целый урок, так и как часть урока, несколько минут, например: решить ребус, отгадать физическую загадку и т.д.
Использую сценарии игры-путешествия по теме “Сила тока, напряжение, сопротивление»,
«Физика за чашкой чая» которые проводится как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели, команды готовятся заранее к проведению игры.
Итогом завершения учебного года является проведение урока «Крестики-нолики» в 7 классе. На этот урок ребята готовят по группам дело по желанию. Это может быть сообщение на пройденную тему, постановка опыта, изготовление модели, рассказ о научном открытии, интересная задача с решением и т. д.
Не смотря на все поставленные важные цели, главным остается воспитание гармоничной личности, нравственной, готовой прийти на помощь людям в трудной ситуации.
6. Список использованной литературы
1.Разумовский В.Г. Творческий поиск учителей: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 288.
2.Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе: библиотека учителя физики. М. Просвещение, 1981. С. 203.
3.Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике: учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1986. С. 207.
4.Остер Г. Задачник по физике: книга для учащихся. М. Астрель, 1999. С. 126.
5.Применение информационных технологий в обучении // Педагогический журнал «Учитель»: www.ychitel.com/inet_obr/obr5.htm.
6.Можно ли угодить всем // Журнал «Технологии творчества».2001.№1
www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm.
7.Использование информационных технологий в общеобразовательной школе //Журнал «Физика в школе»: www/schoolpress.ru/fizika/main.html.
8.Повышение интереса учащихся при обучении физике //Журнал «Методист»: www/physics.uni-altai.ru./Metodist/issue.
9.Занимательность на уроках физики // Газета « Первое сентября».2008 №13
www.fiz/1september.ru.
10.Перельман Я.И. Занимательная физика: учебное пособие в 2-х книгах М. : Наука,1979.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.