МБОУ Одинцовская СОШ № 1 дошкольное отделение – детский сад №77
Использование технологии наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей
Подготовила:
Шевкунова А.С.
Воспитатель 1 кв.к.
Одинцово, 2022
Использование технологии наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей
Проблема развития связной речи хорошо известна. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
1. Ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Что же такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого средства, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.», т. к. наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.
Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:
• Усвоение сенсорного материала,
• Перевод его на знаково-символический язык,
• Работа с моделью.
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Особенности данного метода- применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения группы диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.
Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования:
Среди тех, что используя я в своей работе – мнемотехника (мнемодорожки, мнемотаблицы) и коллаж.
Мнемотехника произошло от греческого слова мнемоника. Мнемоника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций; обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой. Мнемодорожки это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы.
Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. В работе мы используем как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и наши собственные или придуманные вместе с детьми.
Работа с мнемотаблицами идет в несколько этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших- дети должны уметь самостоятельно.
Этапы зарисовывания мнемотаблицы самостоятельно:
1. чтение рассказа;
2. беседа с детьми по содержанию;
3. рассматривание картинок;
4. деление текста на части (подбор фраз к картинкам);
5. нахождение изображений к содержанию.
Коллаж - лист картона или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать, закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти.
Составить коллаж можно из нарисованных или вырезанных картинок. Это может сделать взрослый совместно с ребенком, как в детском саду, так и дома. Можно выполнить несколько коллажей, затем собрать их в одну папку и периодически вспоминать их и придумывать новые игры, составлять сказки, рассказы. Это доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослому. Играя, ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составлять предложения, сюжеты, рассказы, сказки.
Виды коллажей:
Развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
Обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, по обучению грамоте, по экологии и др.).
Этапы работы с коллажами:
1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший – самостоятельно).
3. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Например, «Почему они здесь изображены?», «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течение 15-30 секунд, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их месторасположения.
Ожидаемые результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, использование технологии наглядного моделирования (мнемотаблицы, коллажи и др.) в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. А также представленные приёмы работы являются средствами формирования одного из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.