ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Оценка 4.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Оценка 4.7
docx
информатика
04.11.2021
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Статья посвящена вопросу использования тестовых заданий на уроках предмета «Информатика и ИКТ», как универсального инструмента мониторинга качества знаний.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования тестовых заданий на уроках предмета «Информатика и ИКТ», как универсального инструмента мониторинга качества знаний. Во вступительной части проанализировано понятия мониторинга в педагогической деятельности; рассмотрены цели и задачи проведения мониторинговых исследований. Основная часть статьи раскрывает вопрос технологии создания тестов и их применения на уроках. также в статье предложена одна из наиболее удачных, по мнению автора, классификаций тестовых заданий. В завершающей части представлены некоторые варианты тестовых заданий по отдельным темам курса «Информатика и ИКТ». Статья будет полезна молодым специалистам для организации и проведения собственных мониторинговых исследований с применением тестовых заданий.

Ключевые слова: мониторинг, оценка качества знаний, тестовые задания, информационно-компьютерные технологии.

 

Мониторинг – понятие, вошедшее в лексикон педагога относительно недавно. В последнее время мониторинговые исследования все больше вытесняют традиционные методы исследований. Мониторинг становится отдельным самостоятельным направлением, его место с достаточной долей вероятности можно определить между измерениями, исследованиями, экспериментом, информатикой и управлением.

В современной литературе по данному вопросу можно найти множество определений термина «мониторинг».

Мониторинг (от англ. monitor контролироватъ, проверять) специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

В педагогике мониторинг – поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.

Существенной сферой применения мониторинга в практике педагогической деятельности является регулирование образовательного процесса не только на уровне учебного заведения в целом, но и в конкретном классе, на конкретном уроке.

Мониторинг качества знаний учащихся является необходимым инструментом оценивания учебных достижений. Проведение таких исследований позволяет определить, продвигаемся мы вперёд или стоим на месте.

Главной целью проведения мониторинговых исследований является улучшение состояния подготовки учащихся по предметам путем определения остропроблемных зон в их изучении и целенаправленной коррекционно- профилактической работы.

Основополагающими задачами мониторинговых исследований являются:

- реализация индивидуальных возможностей каждого ученика в классе;

- определение уровня качества преподавания предмета;

- организация процесса обучения в целом;

- определение простого, четкого и однозначного механизма отслеживания продуктивности педагогической деятельности;

- возможность компетентно проводить работу по коррекции образовательного процесса в условиях внедрения Нового Государственного образования в ДНР.

На сегодняшний день изучение предмета «Информатика и ИКТ» в школах Республики способствует, прежде всего, моделированию современного информационного мировоззрения у учащихся, развитию познавательных интересов школьников в сфере использования современных информационно- компьютерных технологий, необходимых, как в процессе обучения, так и в их будущей повседневной и профессиональной жизни.

Основной проблемой мониторинга учебных достижений по предмету «Информатика и ИКТ» является, по моему мнению, то, что не определена четкая граница между теоретическими аспектами знаний учащихся и навыками их практического применения. Учащиеся чаще всего могут успешно владеть основами компьютерной грамотности (работа с разными операционными системами, прикладными программами по созданию и редактированию текстов, презентаций, электронных таблиц, компьютерной графики и т. п.), но при этом не владеть теоретической частью программного материала.

В своей работе мониторинг качества знаний учащихся по предмету

«Информатика и ИКТ» я осуществляю через использование различных тестовых заданий, как электронных, так и на печатной основе.

По определению, тест задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о способности, предрасположенности кого-либо к чему-либо, а также о знаниях, умениях испытуемого. Решая проблему освоения учащимися теоретических основ информатики, считаю целесообразным применение именно элементов тестового контроля, как наиболее действенного инструмента оценки качества знаний. Тестовые задания позволяют вырабатывать у учащихся внимательность при выборе правильного ответа (или нескольких правильных ответов в зависимости от типа задания) из нескольких предложенных вариантов, использовать логическое мышление, развивать память. Систематическое проведение тестовых заданий стимулирует учащихся к более тщательному и осмысленному выполнению домашних заданий, регулярному повторению ранее пройденного материала.

Немаловажную роль играет краткосрочный характер выполнения тестов. Длительность выполнения таких заданий в среднем составляет 8-10 минут на начальном или завершающем этапе урока. Сэкономленное время целесообразно использовать для отработки практических навыков работы за компьютером, что особенно важно и актуально для учащихся классов филологического профиля, в которых я преподаю.

Из практики моей работы можно сделать вывод, что из всех предлагаемых учащимся методов и форм контроля знаний, наибольшую популярность имеют именно тесты. Учащиеся всегда с большим интересом выполняют подобного рода задания и считают их наиболее объективными при оценке знаний.

Применение тестовых заданий на различных этапах урока позволяют решить ряд немаловажных задач преподавания предмета для учителя:

Ø  дает возможности проверить знания всех учащихся одновременно;

Ø  освобождает учителя от длительной и трудоемкой процедуры проверки работ;

Ø  проверить знания учащихся, как по отдельной теме, так и за весь курс обучения;

Ø  обеспечивает возможность избегания субъективизма в оценивании учебных достижений.

Практически каждый урок я начинаю с короткого тестирования или заканчиваю им. Тесты использую как собственно разработанные, так и готовые, рекомендованные к использованию в преподавании предмета.

При самостоятельном составлении тестовых заданий я стараюсь соблюдать следующую последовательность шагов:

Ø  определение этапа урока, на котором будет предложен тест;

Ø  выбор формы эффективного теста для данного этапа урока;

Ø  формирование тестовых заданий;

Ø  составление полного тематического теста;

Ø  анализ составленного теста, его корректировка.

Не смотря на популярность использования, применение тестовых заданий всегда имеет достаточно большой элемент случайности. Так, например, учащийся может просто угадать ответы на определенные вопросы, что приводит к искажению результатов теста. Таким образом, можно сделать вывод, что технология составления тестов очень сложна и требует предельной внимательности и глубины.

Большое значение, на мой взгляд, при составлении тестовых заданий имеют следующие моменты:

Ø материалы теста должны строго соответствовать тем источникам получения информации, которыми пользуются учащиеся;

Ø каждое задание в тесте должно заключаться в требовании ответа только на один конкретный вопрос;

Ø формулировка вопроса должна быть предельно понятной учащимся (в том числе элементы формальных языков, терминология, графические изображения и т. п.).

На сегодняшний день существует определенный набор классификаций тестовых заданий. Для оперативной проверки качества усвоения материала учащимися считаю наиболее продуктивным использование тестов в классификации П. И. Самойленко.


 

Рис.1. Классификация тестовых заданий по П. И. Самойленко

Ниже представлен ряд примеров тестовых заданий по всем типам выше указанной классификации:

-     на установление последовательности:

1. Расположите ОС в порядке их создания.

 

 

 

 

 

 
а) Windows XP

б) Windows Millenium в) МS DOS

г) Windows 95

Задания такого типа являются достаточно популярными при выборе учителем типа тестов. Здесь учащемуся достаточно расположить элементы списка в определенной последовательности. Недостатком же является то, что тесты на установление правильной последовательности можно применять при изучении не всех школьных предметов.

-     на установление соответствия:

1.  

1.

 

2.

 

3.

 

 

 
Установите соответствие между типом программного обеспечения и программой.

1. Прикладное               А. Текстовый редактор Word 2.Системное                 Б. Язык программирования 3.Интсрументальное     В. Операционная система

В таких тестах испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков. Удобнее всего это выполнить в специальной таблице.

-     закрытого типа с выбором ответа:

1. Какие существуют виды операционных систем (ОС) в зависимости от типа интерфейса?

 

 

 

 

 

 
а) Сетевые

б) Локальные

в) Графические

г) Текстовые

В таких заданиях учащемуся необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов ответа из предложенного списка. Такой тип тестов считается наиболее распространенных на сегодняшний день и подходит к использованию по всем учебным дисциплинам.

-     открытого типа:

1. Программа, обеспечивающая работу определенного устройства компьютера называется?

Тестовые задания открытого типа предполагают, что на каждый вопрос учащийся должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. п.

-     свободного изложения:

1. Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами внутри сети – это                                     .

Тесты свободного изложения предполагают ситуацию, когда учащийся самостоятельно формирует правильный ответ без заданных ограничений. Такие задания позволяют учителю проверить, правильно ли ученик подбирает идеи, соответствует ли его ответ содержанию тестового вопроса.

Для повышения качества знаний учащихся (а именно это и является основным вектором в деятельности учителя!) необходима регулярная работа по мониторингу учебных достижений. Такая работа должна проводится не от случая к случаю, а иметь постоянный характер. Именно это будет являться гарантом предотвращения нежелательных последствий в обучении и мощным инструментом корректировки всего учебного процесса.


 

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Основополагающими задачами мониторинговых исследований являются: - реализация индивидуальных возможностей каждого ученика в классе; - определение уровня качества преподавания предмета; - организация процесса обучения в целом;…

Основополагающими задачами мониторинговых исследований являются: - реализация индивидуальных возможностей каждого ученика в классе; - определение уровня качества преподавания предмета; - организация процесса обучения в целом;…

Систематическое проведение тестовых заданий стимулирует учащихся к более тщательному и осмысленному выполнению домашних заданий, регулярному повторению ранее пройденного материала

Систематическое проведение тестовых заданий стимулирует учащихся к более тщательному и осмысленному выполнению домашних заданий, регулярному повторению ранее пройденного материала

Большое значение, на мой взгляд, при составлении тестовых заданий имеют следующие моменты: Ø материалы теста должны строго соответствовать тем источникам получения информации, которыми пользуются учащиеся;…

Большое значение, на мой взгляд, при составлении тестовых заданий имеют следующие моменты: Ø материалы теста должны строго соответствовать тем источникам получения информации, которыми пользуются учащиеся;…

Установите соответствие между типом программного обеспечения и программой

Установите соответствие между типом программного обеспечения и программой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021