Использование цифровых образовательных ресурсов
на уроках русского языка и литературы
Павлова Галина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новошешминская СОШ».
Необходимость использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе не вызывает сомнений, так как современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио- и видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Поэтому процесс обучения должен быть полноценным, а для этого важно, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов. При рациональном использовании ЦОР улучшаются условия труда как учителя, так и обучающегося: урок становится более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным, трансформируется учебное пространство и время, значительно расширяется иллюстративный материал. ЦОР создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Целями использования ЦОР на уроках русского языка и литературы являются:
- создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли);
- повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов);
- доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении);
- экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами);
- эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера);
- формирование универсальных навыков.
В своей педагогической работе стараюсь использовать все цифровые образовательные ресурсы:
- образовательные ресурсы Интернет,
- готовые цифровые образовательные ресурсы федеральной коллекции, региональной коллекции,
- различные электронные программы, допущенные Министерством образования и науки РФ.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего я использую на уроках:
1. Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint.
Презентации можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
2. Решение готовых заданий в режиме онлайн, создание собственных заданий.
Вариант, который может быть рекомендован при проведении уроков закрепления, повторения материалов. При решении таких заданий обращаюсь к сайту Online Test Pad. Это бесплатный многофункциональный сервис, разработан для создания опросников, логических задач и кроссвордов. Интерфейс конструктора простой и понятный, содержит подсказки по ходу создания тестов. Также работаю на сайте https://www.liveworksheets.com/, где можно использовать те задания, которыми делятся другие учителя. На этом сайте есть коллекция тысяч интерактивных рабочих листов, которые охватывают множество языков и предметов. Сайт Liveworksheets позволяет превратить традиционные печатные листы (doc, pdf, jpg ...) в интерактивные онлайн-упражнения с самокоррекцией, которые называются «интерактивными листами». На этом сайте есть несколько заданий, разработанных мною для уроков русского языка в 6 классе.
Учащиеся могут делать рабочие листы онлайн и отправлять свои ответы учителю. Это хорошо для них (мотивирует), для учителя (экономит время) и для окружающей среды (экономит бумагу). Кроме того, интерактивные рабочие листы в полной мере используют новые технологии, применяемые в образовании: они могут включать звуки, видео, упражнения с перетаскиванием, соединение со стрелками, множественный выбор и даже разговорные упражнения, которые дети должны выполнять с помощью микрофона.
Конечно же, большим спросом является самый известный образовательный портал по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ – «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА». Здесь выставлены каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты самостоятельно и оценивать результаты учеников.
3. «Виртуальная книга», виртуальное путешествие помогает увидеть много неизведанного на уроках литературы, позволяет читать художественную литературу в электронном виде, если нет в библиотеке.
4. Электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.
5. Видео- и аудиоинформация (звукозаписи стихотворений, текстов дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные видео- и аудиообъекты).
На уроках литературы использую аудиозапись литературных произведений для прослушивания в исполнении самих авторов, а также профессиональных актеров, таких как: Ильинский, Литвинов, Пожаров и др. Такое прослушивание оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образному восприятию всего произведения в целом. «Звучащая книга» повысит интерес ребенка к литературе, будет способствовать успешному решению задач обучения выразительному чтению, в дальнейшем для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе.
На уроках русского языка при написании сжатого изложения использую аудиозаписи текстов, что позволяет обучающимся целенаправленно готовиться к сдаче итоговой аттестации. При изучении определённой темы также пользуюсь аудиофрагментами, выдержками аудиозаписей из художественных произведений для выполнения заданий. Например, по теме «Обращение» в 8 классе предлагается найти обращения из аудиоотрывка произведений А.П.Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ЦОР на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. В целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету. Следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.