Сайнук В.М.
учитель русского языка и литературы
МБОУ Дубровская СШ
Демидовского района Смоленской области
«Использование ЦОР на уроках
русского языка и литературы»
Современный мир уже невозможно представить без цифровых ресурсов. Различные гаджеты, доступ в мировую сеть, а в последние несколько лет и нейросети все плотнее внедряются в нашу жизнь, становясь этаким помощником в самых различных сферах жизни.
Все сильнее компьютерные технологии проникают и в столь важную сферу жизни как образование. В 2023 году невозможно организовывать образовательный процесс строго по бумажным учебникам, равно как и невозможно говорить с современным учеником «на одном языке». Одна из приоритетных задач современного образования – научить ребенка не только учиться по наводке учителя, но и добывать знания самостоятельно, и непосредственную помощь в этом оказывают цифровые образовательные ресурсы.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой электронные материалы, платформы и инструменты, разработанные для обучения и образования. Они могут включать в себя:
· интерактивные учебники;
· онлайн-курсы;
· видеолекции;
· мультимедийные презентации и т.д.
Открытость и доступность информации, развитие академической мобильности, возможности широкого взаимодействия в общемировом культурнообразовательном пространстве, характерные для современного постиндустриального общества, создают благоприятные условия для развития школьного образования в области предметов филологического цикла [3; с.254]. Однако, до сих пор считается, что такие школьные предметы как русский язык и литература должны придерживаться консервативного направления в обучении, и не все учителя готовы использовать цифровизацию на благо учебного процесса, не замечая преимуществ, таких как:
1. Доступность и гибкость: ЦОР обеспечивают доступ к образованию в любое время и в любом месте. Это особенно полезно для самообразования, дистанционного обучения и тех, кто не имеет возможности регулярно посещать учебные заведения. Здесь речь идет и о проведении дистанционных занятий, например, во время перехода на такой формат обучения в связи с карантином , и о самостоятельной работе как ученика, так и учителя на различных сторонних ресурсах (пример – «Открытое образование — массовые открытые онлайн-курсы», которые могут стать как подспорьем для учеников, так и возможностью изучить новые навыки учителю).
2. Интерактивность и эффективность обучения: ЦОР могут включать интерактивные задания, тесты, визуализации и мультимедийные материалы, которые делают процесс обучения более интересным и эффективным. Визуальные и аудиовизуальные средства могут помочь лучшему пониманию литературных и языковых аспектов. Ученики могут воспринимать информацию по-разному. Одному будет удобнее непосредственно прочесть произведение, чтобы его понять, другой лучше воспринимает информацию на слух, и здесь приходят на помощь ресурсы с аудиокнигами. Все чаще учителя литературы прибегают к просмотру экранизаций классических произведений для лучшего восприятия и понимания.
3. Персонализация обучения: Многие ЦОР позволяют адаптировать материалы и задания под индивидуальные потребности обучающегося. Это способствует более эффективному освоению материала.
4. Богатство материалов: В онлайн-ресурсах можно найти разнообразные литературные произведения, тексты разного уровня сложности, аналитические статьи и другие образовательные материалы, что способствует более полному освоению предмета. Например, сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (ЕКЦОР) (http://school-collection.edu.ru) содержит широкий спектр таких материалов: интерактивные таблицы с правилами и исключениями, диктанты, различные тренажеры и тесты и т.д. На уроках русского языка электронные образовательные ресурсы способствуют совершенствованию орфографической грамотности учеников и развитию их речи [2].
5. Сетевое взаимодействие и обмен опытом: Многие образовательные платформы предоставляют возможность для общения, обсуждения материалов и обмена опытом между учениками и учителями, студентами и преподавателями.
6. Быстрый доступ к информации: ЦОР позволяют быстро и легко находить информацию, что особенно важно при выполнении исследовательских или аналитических заданий.
7. Инновационные подходы к обучению: ЦОР могут включать новаторские методы обучения, такие как виртуальные экскурсии, обучающие видеоролики, интерактивные игры и другие формы, которые способствуют более глубокому пониманию материала.
8. Отслеживание прогресса: Многие ЦОР предоставляют инструменты для мониторинга прогресса, оценки выполнения заданий и анализа результатов тестов, что позволяет студентам следить за своим успехом.
9. Экологическая дружелюбность: Использование ЦОР может сократить использование бумажных материалов, что способствует экологической дружественности образовательного процесса.
В противовес указанным преимуществам, учителями приводится аргумент о снижении общего уровня грамотности и речевой культуры из-за всеобщей цифровизации: в социальных сетях школьники сокращают [5; с.71] и коверкают слова (не сейчас – «щас», может быть – «мб», сегодня – «седня» и т.д.). Конечно же, цифровизация имеет не только плюсы и преимущества, но и недостатки, среди которых можно выделить:
1. Ограниченность взаимодействия с текстом: ЦОР могут не всегда обеспечивать такое глубокое взаимодействие с текстами, как это возможно в случае работы с печатными материалами. Анализ текстов, обсуждение нюансов стиля и смысла могут оказаться более ограниченными в онлайн-форматах.
2. Отсутствие физического взаимодействия: изучение языка и литературы часто требует обсуждения, анализа и обмена мнениями в реальном времени. Отсутствие физического взаимодействия в онлайн-формате может снижать качество обсуждений и понимание материала.
3.Отвлекающие элементы: ЦОР могут содержать множество элементов, которые могут отвлекать обучающихся, такие как реклама, ссылки на другие материалы и прочее, что может снизить концентрацию и внимание.
4. Ограничение взаимодействия с письменным языком: изучение письменного русского языка и литературы может требовать более глубокого погружения в текст, его анализа и интерпретации. ЦОР могут не всегда способствовать достижению этой глубины.
5. Потеря культурного контекста: изучение русской литературы также связано с пониманием культурного и исторического контекста. Цифровые ресурсы могут ограничивать доступ к этому контексту, что важно для полного понимания произведений.
6. Зависимость от технологии и доступа к интернету: для использования ЦОР необходим доступ к технологии и интернету. Недоступность этих ресурсов может ограничивать доступ к образованию для некоторых групп учеников.
7. Отсутствие личной связи с преподавателем: ЦОР могут уменьшить личное взаимодействие с преподавателем, что может затруднить получение индивидуальной поддержки и обратной связи.
Актуальным по состоянию на 2023 год является и вопрос внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс. Технологии вдохнули новую жизнь в учебный процесс: от языковых упражнений, адаптирующихся к индивидуальному уровню владения языком, до виртуальных дискуссий под руководством ИИ-модераторов [1].
Использование нейросетей также имеет свои плюсы и минусы, в целом, повторяющие преимущества и недостатки ЦОР:
1. Автоматическая проверка правописания и грамматики: нейросети могут обнаруживать и исправлять ошибки в написании и грамматике текстов, помогая ученикам совершенствовать навыки письма.
С этим аргументом не согласится большинство учителей, ведь злоупотребление таким помощником снизит возможности для ученика самому запоминать правила орфографии и пунктуации.
2. Анализ текстов и стилей литературы: нейросети способны анализировать тексты разных литературных произведений, выделять ключевые моменты, анализировать структуру и стиль письма. Это может помочь ученикам более глубоко понять произведения и обсуждать их аналитически.
Минус – нейросеть не способна на эмоциональную оценку произведения, таким образом, произведение будет рассмотрено только с позиции сухих аналитических данных.
3. Персонализированный подход к обучению: на основе данных обучающегося нейросети могут предлагать материалы, задания и упражнения, которые соответствуют их индивидуальным потребностям и уровню знаний.
4. Обучение языковым структурам: нейросети могут помогать визуализировать различные языковые структуры, такие как предложения, фразы, морфологические правила, что может способствовать более наглядному обучению.
5. Создание интерактивных заданий и игр: нейросети могут помочь создать интересные и интерактивные задания, например, задания на составление синонимов, антонимов, задания на выбор правильного падежа и т.д.
6. Генерация текстов: нейросети могут быть использованы для генерации литературных текстов, стихов или историй, что позволяет ученикам учиться на практике и понимать структуры и стили письма.
Недостаток аналогичен п. 2: в таких сочинениях не будет хватать эмоциональной оценки, самостоятельной работы ученика, как таковой, не будет.
7. Автоматическое оценивание и обратная связь. Нейросети могут анализировать ответы учеников на тесты, задания и упражнения, предоставляя моментальную оценку и детальную обратную связь. Это способствует более быстрому и точному измерению уровня понимания учеников и помогает им улучшать свои знания и навыки, что также является хорошим помощником для учителя.
Исходя из вышеперечисленного, сделаем следующий вывод.
Использование ЦОР при обучении русскому языку и литературе имеет место быть, ведь они способствуют развитию инициативы, познавательной активности, самостоятельности, креативности, ценности родного языка [4; с.430]. И хотя цифровые образовательные ресурсы предоставляют множество возможностей, важно учитывать их ограничения и стараться балансировать использование онлайн-материалов с традиционными методами обучения для достижения наилучших результатов при изучении русского языка и литературы.
За искусственным интеллектом наше будущее. Но использовать нейросети необходимо также дозировано, ведь без человека, наделенного и критическим мышлением, и эмоциями, и пониманием культуры – это просто бездушный и пустой инструмент.
Список литературы:
1. Андасбаева, У.М. Расширение возможностей образования: повышение эффективности изучения русского языка и литературы в школах за счет интеграции искусственного интеллекта // Молодой ученый. 2023. № 34 (481). URL: https://moluch.ru/archive/481/105653/ (дата обращения: 30.08.2023).
2. Борискина, Г.Г. Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка. // Школьная педагогика. 2020. № 1 (17). С. 19-21. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4504/ (дата обращения: 30.08.2023).
3. Добротина И.Н. Использование цифровых инструментов в преподавании русского языка и литературы в школе. // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформации, выбора и вызовов: Сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. Том. Часть II, 2020. С. 253-258.
4. Марисеева, И. В. Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции, Евпатория, 10–11 декабря 2021 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 426-431.
5. Савельева Ю. И. Цифровые технологии в практике учителя русского языка // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 3. С. 70–78.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.