«Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса»
Сегодня дети с самого рождения окружены разнообразными цифровыми инструментами. Уже ученик приходя в школу говорит, что умеет работать на компьютере. И перед учителем встает вопрос, как научить школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности. И как педагогу средней школы сделать этот инструмент средством обучения?
Учителя должны быть наставниками для своих учеников. Вовлечь в процесс обучения ребенка без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.
Пришло время цифровых технологий в школе. Учителя должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций - это использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Целью развития цифровой образовательной среды является создание и развитие в школе учебно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества образования. Она помогает улучшить образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Наши школы обеспечены материально – технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование. Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усиливает наглядность уроков, даёт возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключает одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению урока, урок становится более интересным.
Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.
Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике. Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения. С каждым днем в образовательной среде все активнее и активнее используются так называемые цифровые инструменты.
«1С – урок» - электронные учебные материалы для учителей и школьников 1-11 классов по учебным предметам школьной программы;
«Просвещение» - облачная платформа отображения верифицированного (подтвержденного) цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение»;
«Мобильное электронное образование» - цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсами;
«Новая школа» - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам;
«Новый диск» - цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений;
«Облако знаний» - интерактивные уроки и цифровые домашние задания, рабочие
тетради, функциональная грамотность, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
«Фоксфорд» - крупнейшая онлайн-школа России;
«Я-класс» - полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций;
«Globallab» цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности;
«IBLS» - интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС, семейное, заочное обучение;
«iSMART» - умный тренажёр для повышения оценок – материалы по русскому языку и математикае (1-4 класс);
«Native Class» - cистема цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык;
«Stratum – интеллектуальная школа» - цифровая образовательная платформа (математика, физика). Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения;
«UCHi.ru» - интерактивная образовательная онлайн-платформа (математика, русский язык, английский язык) Хочу отметить,что занятия на этой платформе влияют позитивно на развитие предметных знаний и межпредметных навыков учащихся а также способствуют росту интереса к школьным дисциплинам. На Учи.ру учитель получает детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент можно узнать,сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение,какие задания и темы вызвали наибольшую сложность.
У каждого педагога есть уже ему полюбившие сайты, которые оказывают ему хорошее методическое подспорье в решении педагогических задач. Требование времени – современный учитель, учитель, хорошо владеющий компьютером.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников. Любой учебный цифровой ресурс представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов.
Использование коллекции ЦОС и ресурсов Интернет:
- https://ege.sdamgia.ru/ образовательный портал для подготовки к экзаменам;
- https://konstruktortestov.ru/ бесплатный конструктор тестов;
- https://multiurok.ru образовательная площадка для учителей;
- https://fipi.ru/ федеральный институт педагогических измерений;
- https://infourok.ru ведущий образовательный портал России;
- https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа;
- https://uchi.ru/ интерактивная образовательная онлайн-платформа;
- https://www.mathway.com/ru/Graph графический калькулятор.
Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, то есть формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни. И задача учителя вовсе не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к поиску знаний, научить добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.