Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)
Оценка 4.8

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Оценка 4.8
docx
23.01.2020
Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)
Учебный фильм как средства познавательной деятельности учащихся.docx

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся

Кулик Л. Е. МБОУ «СОШ № 3

Камень-на-Оби.

         В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть  личности само развивающейся и само реализующейся. В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую,  к главной цели - творческо-поисковой деятельности.  Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и в частности - на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

           Актуальность данного исследования: активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты. «Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, то есть, использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы». [3] По этому поводу известный педагог - дидактист И. Я. Лернер писал: «учебная деятельность суть творческое преобразование объекта изучения, позволяющее развивать теоретическое мышление, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняется происхождение, становление и развитие предмета». [2]

        В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся. В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.

      Любой человек получает и обрабатывает информацию посредством: «1 %   - органов вкуса, 1,5% - органов осязания, 3,5% - органов обоняния, 11 % - органов слуха, 83 % - органов зрения». [1]  Китайская поговорка: «Я слышу и забываю,  Я вижу и запоминаю,  Я делаю и понимаю».

      Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках и лекционных занятиях по истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения. Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и  умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.  Занятия  с использованием учебных фильмов создают условия для повышения мотивации обучения, развивают познавательный интерес к истории и обществознанию, активизируют  учебную деятельность,  способствуют эмоциональному и духовному развитию обучающегося. Не секрет, что значительная часть современных школьников,  живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование художественных видеоматериалов на уроках истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории. Используя  учебные фильмы на занятиях, преподаватель может легко перейти от роли информатора к роли координатора, организатора познавательной деятельности учащихся; развивать информационные компетенции участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса. Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы кинонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении истории и обществознания. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал занятия должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности.

Применение в процессе обучения истории учебных фильмов позволяет наглядно представить происходящие события,  почувствовать свою сопричастность, окунуться в определённую эпоху. Учебные фильмы усиливают восприятие  учебной информации, способствуют более глубокому пониманию и усвоению учебного материала, создают яркие опорные моменты, обладают широкими возможностями развития творческих и художественных способностей. Кроме того с помощью учебных фильмов легко усилить впечатления от излагаемого материала. Рациональное применение учебных фильмов позволяет полнее реализовать принцип наглядности в обучении,      воспроизвести запечатленные ранее образы, создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание. Качественное использование учебных фильмов оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей, направляет мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов

          Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. В результате использования учебных фильмом на занятиях: активизируется познавательная деятельность; возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету; формируется творческое мышление; развиваются коммуникативные способности; выполняются задания исследовательского характера; применяются полученные знания в жизни.

Литература:

1.      Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001,  с. 56

2.      И.Я. Лернер  «Проблемное обучение» - М: «Знание», 1974, с.1

3.      Е.А. Ямбург « Школа для всех» - М: «Новая школа», 1996, с.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Использование учебного фильма как средства познавательной деятельности учащихся (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020