Кулик Лариса Егоровна учитель истории МБОУ «СОШ №3» г.Камень-на Оби .
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
Современный человек, чтобы чувствовать себя в мире комфортно должен учиться, причем учеба для него должна стать естественным и интересным делом. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и студентов, их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом обучаемые должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом. В связи с этим метод учебных проектов становится образовательной технологией XXI века.
Считаю, что актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами определить пути достижения цели, найти, обобщить и проанализировать нужную информацию, сделать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
Если ребенок сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-«метод проектов».
Метод проектов, как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается практическим результатом. [1] Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. [2]
Выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролевые проекты. По характеру контактов проекты бывают локальными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей–индивидуальными и коллективными. [3] В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Применение проективной методики на уроках перспективно, так как позволяет решить важные образовательные задачи. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Задачи проектной деятельности: повысить интерес к изучаемому предмету; формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы; приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы.
Метод проектов дает возможность проводить занятия в Каменском краеведческом музее. Ребятам, в ходе работы над проектом, представляется возможным в своей работе использовать фонды музея. Метод учебных проектов, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и студентов, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление. Исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Библиографический список.
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2005.-С.65
2. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр Академия, 1999. – С.22
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.