Кулик Лариса Егоровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Немаловажным является развитие исследовательской деятельности студентов одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования [1]. Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем. Учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применение детьми в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений, а также здравого смысла. Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи.
Исследовательский метод обучения или как называют его просто исследовательским обучением, позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. «Исследовательское обучение, не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых». [2]
Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:
- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для обучающихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
- «контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков». [3]
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства студентов и учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: в развитии мыслительных умений и навыков - анализа, сравнения, обобщения и систематизации, доказательства и опровержения; в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает студентам и школьникам увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.
Важно отметить такие основные черты исследовательского обучения как: обучающиеся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от преподавателя; преподаватель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах; каждый обучающийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях обучения - создание условий для личностного развития обучающихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня. Считаю, что приобщение школьников к исследовательской деятельности, позволяет развивать мыслительные умения и навыки: анализ, сравнение, обобщение и систематизация, доказательства и опровержения, формирует общеучебные умения и навыки: работа с книгой и другими источниками информации; прививает культуру устной и письменной речи; помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.
Исследовательская деятельность учащегося является средством активизации познавательной активности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, в том числе умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности.
Литература.
1. Анисимов. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. – 2002. № 4 – 8 с.
2. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. – 2005. №1. – 140 с.
3. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Школьные технологии. – 2005. №2. – 66 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.