ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)
Оценка 4.8

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

Оценка 4.8
docx
23.01.2020
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.docx

Кулик Лариса Егоровна,

учитель  истории  и обществознания 

МБОУ «СОШ № 3»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

           Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика  по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

          Немаловажным является развитие исследовательской деятельности студентов  одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования [1]. Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем. Учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применение детьми в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений, а также здравого смысла. Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи.

Исследовательский метод обучения или как называют его просто исследовательским обучением, позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. «Исследовательское обучение, не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых». [2]

      Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для обучающихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

- «контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков». [3]

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства студентов и учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: в  развитии мыслительных умений и навыков - анализа, сравнения, обобщения и систематизации, доказательства и опровержения; в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает  студентам и школьникам увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

Важно отметить такие основные черты исследовательского обучения как: обучающиеся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от преподавателя; преподаватель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах; каждый обучающийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования. 

    В последнее время  возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности  в условиях обучения - создание условий для личностного развития обучающихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня. Считаю, что приобщение школьников к  исследовательской деятельности, позволяет развивать мыслительные умения и навыки: анализ, сравнение, обобщение и систематизация, доказательства и опровержения,  формирует общеучебные умения и навыки: работа с книгой и другими источниками информации; прививает культуру устной и письменной речи; помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.

Исследовательская деятельность учащегося является средством активизации познавательной активности, развития креативности и  формирования определенных личностных качеств, в том числе  умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности.

Литература.

1. Анисимов. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. – 2002. № 4 – 8 с.

2. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. – 2005. №1. – 140 с.

3. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании /  Школьные технологии. – 2005.  №2. – 66 с.

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (Из опыта работы учителя истории и обществознания Кулик Ларисы Егоровны)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020