Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКУМА
1.1.ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИКУМА 3
1.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ 4
2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ, ОБРАЗЦОВ 5
3.УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ
«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 14
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательские работы школьников весьма значимы как на этапе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться. Жажда к познанию и исследованию присуща каждому ребенку с самого детства.
Исследовательская деятельность школьников – это организованная творческая и познавательная работа учеников, которая соответствует по своей структуре научной деятельности и формирует в результате исследовательские умения, познавательные мотивы, способствует усвоению новых знаний и способов деятельности.
Большие возможности в учебной исследовательской деятельности открывает естественнонаучное направление, а именно эколого-биологическое.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химических факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологические (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиационные.
Особое место можно уделить вниманию на исследованиях влияния вредных привычек на здоровье человека.
Изучение воздействия таких вредных факторов как курение, алкоголь на здоровье человека в большой степени дает наглядность как самим участников исследований, так и опосредованно их сверстников.
Воздействие химических факторов можно изучать на кружковых занятиях или факультативах в рамках дополнительного эколого-биологического образования. В программу таких лабораторных практикумов могут быть включена такая тематика как:
· влияние никотина на кислотности среды,
· влияние табачного дыма на ферментативную активность слюнных желез,
· обнаружение вредных веществ в табачном дыме,
· алкоголя на белки и ферменты,
· значение физических упражнений на работу сердечнососудистой системы,
· влияние курения на кровеносную систему,
· влияние курения на работоспособность и память человека и др.
Наша основная цель создать методические рекомендации по организации и проведения цикла лабораторных практикумов и исследований по здоровье сберегающей тематики и профилактики вредных привычек
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКУМА
1.1.ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИКУМА
Практикум проводится на учебно-материальной базе кабинетов химии, биологии, экологии, естествознания, а также в полевых условиях. Оснащение практикума предполагает оборудование и расходуемые материалы для проведения опытов и практических работ, при этом учащиеся получают принадлежности, растворы и реактивы (раздаточный материал). Необходимое оснащение приводится в настоящем практикуме при описании конкретной работы или опыта и включает оборудование из состава кабинета, а также желательно иметь специализированный комплекта для лабораторных работ по экологии, химии и биологии» Пчёлка-У» НПО ЗАО «Крисмас+».
Необходимый минмум оборудования:
Ниже приведен их перечень:
Вата
Весы учебные
Воронка делительная цилиндриче-
ская на 50 мл
Кювета
Линейка
Маркер
Микроскоп
Мыло техническое
Разновесы
Секундомер
Спиртовка
Спички
Стакан на 250 мл, 1 л
Термометр
Цилиндр мерный на 250 мл
Чаша выпарительная № 1
Шкаф сушильный
Штатив лабораторный ШХЛ с
кольцом и огнезащитной проклад-
кой
Данный перечень может быть расширен, т.к. в описании работ можно встретить маркер, листы бумаги, прозрачную ленту с липким слоем (скотч), а также доступные химические реактивы и др.
2.1. Общие правила работы
Используемые при выполнении анализа растворы, реактивы, посуда и другие составные части комплекта должны быть предварительно осмотрены.
При осмотре проверяют:
1) целостность и герметичность упаковки растворов, реактивов;
2) отсутствие повреждений мерной посуды, пробирок, контрольных шкал и т.п.;
3) соответствие выбранного для использования реактива (раствора) или посуды требованиям методики анализа, т.е. наличие хорошо и однозначно читаемой этикетки, меток на мерной посуде и т.п.
1.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ
При работе в лаборатории недопустимо:
1) попадание химикатов и растворов на слизистые оболочки, кожу, одежду;
2) принятие пищи (питья);
3) вдыхание воздуха и химикатов, особенно имеющих резкий запах и находящихся в мелкокристаллическом состоянии (образующих пыль).
Необходимо также обращать внимание на герметичность упаковки химикатов (реактивов), на наличие хорошо и однозначно читаемых этикеток, а также при работе со стеклянными изделиями и посудой соблюдать осторожность во избежание порезов.
Во всех случаях при проведении занятий следует соблюдать общие меры предосторожности, принятые при выполнении химического демонстрационного эксперимента и фронтальных лабораторных работ:
1) эксперимент в целом рассматривается как потенциально опасный. В нем выделяются элементы повышенной опасности (отбор и добавление кислот, отбор газов и паров различной степени токсичности и др.);
2) достаточная удаленность от учащихся (не менее 2,5 м), без снижения наглядности эксперимента;
3) для демонстрации могут быть предложены только те эксперименты, которые предварительно отработаны самим преподавателем (лаборантом), причем определены наиболее сложные операции и отработаны приемы их выполнения;
4) эксперименты с использованием веществ повышенной опасности (например, крепких и концентрированных минеральных скислот) проводятся учащимися при непосредственном участии учителя.
2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ, ОБРАЗЦОВ
Раствор дезинфицирующий. В качестве дезинфицирующего раствора (используется для дезинфекции мундштука и чашек Петри) можно использовать слабый (розовый) водный раствор перманганата калия, 2–5%-ный раствор хлорной извести либо хлорамина, а также обычный одеколон или 40%-ный этиловый спирт.
Раствор извести (известковая вода). 30–50 г извести (строительной или садовой), предварительно растолченной от комков, помещают в стеклянную банку вместимостью 1 л и наливают туда
0,5 л чистой воды. Взвесь перемешивают и дают отстояться. Используют раствор, который может быть слегка мутным.
Раствор йода. Аптечный 5%-ный спиртовой раствор йода (йода настойка) разбавляют в 20 раз водой до цвета некрепкого чая.
Раствор крахмала. 1/2 чайной ложки пищевого или растворимого крахмала взбалтывают в стакане с небольшим количеством холодной воды (1/3 стакана). Образовавшуюся суспензию вливают в 200 мл воды, доведенной до кипения. Раствор хорошо размешивают и охлаждают.
Раствор слюны. Можно приготовить 3-мя способами. В любом случае необходимо ополоснуть рот 2–3 раза водой для удаления остатков пищи, затем выполнить одно из трех действий:
а) набрать в рот 10 мл дистиллированной воды, подержать полминуты и собрать полученный раствор в пробирку, доведя объем с помощью дистиллированной воды до 10 мл;
б) собрать порцию концентрированной слюны и разбавить ее дистиллированной водой до 10 мл. Аккуратно перемешать раствор слюны, не вспенивая (вспенивание может привести к инактивации фермента), чуть наклонив пробирку и поворачивая ее вокруг оси;
в) отмерить 20–25 мл дистиллированной воды и слить ее в стакан. Из этого стакана ополаскивать рот в течение 1–2 минут и сливать жидкость в другой стакан. Повторить операцию 2–3 раза. Собранную жидкость профильтровать через вату.
Раствор яичного белка. К 25 мл белка одного куриного яйца добавляют 100 мл воды. Смесь размешивают до растворения и профильтровывают через неплотный ватный фильтр.
3. УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
3.1.Работа. Влияние курения на свойства слюны
Цель работы: изучение пагубного влияния курения на организм через изменения свойств слюны курильщика
Информация. Курение считается вредной привычкой
в силу воздействия на организм нескольких факторов.
Одним из них является попадание в организм содержащегося в растениях та-бака (а
следовательно, и в сигаретах) никотина. Для организма человека никотин является вред-
ным воздействующим химическим фактором. Одним из проявлений вредного влияния никотина при курении является ухудшение способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала.
Это ухудшение может быть вызвано как снижением активности содержащихся в слюне ферментов амилаз, так и снижением их концентрации в слюне из-за пониженной секреции (выделения ферментов в слюну особыми железами).
Оборудование: пипетки – 4 шт., пробирки – 2 шт., штатив для пробирок, стакан на 50 мл.,
линейка, маркер.
Реактивы и материалы: раствор слюны (собственной и курильщика), раствор крахмала, раствор йода, вода чистая теплая.
Приготовление раствора слюны и других растворов см. в п.2.
Далее в пробирку № 1 до первой метки раствор собственной слюны, до второй – раствор крахмала;
в пробирку № 2 до первой метки раствор слюны курильщика, до второй – раствор крахмала.
3. Добавьте в пробирки № 1 и № 2 по 2–3 капли раствора йода.
4. Поставьте обе пробирки в стакан с теплой водой. Через 10 мин наблюдайте за изменением интенсивности синего окрашивания растворов.
Оцените скорость изменения окраски в каждой пробирке.
Обработка результатов и выводы
Зафиксируйте проделанное в тетради.
Сделайте вывод о влиянии никотина на активность ферментов слюны по их способности к расщеплению крахмала.
Объясните использованный в работе способ проверки активности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала.
Какое вещество является реактивом на крахмал?
3.2.Работа. Воздействие алкоголя на свойства белка
Цель работы: изучение полезных свойств алкоголя через его дезинфицирующие свойства.
Информация. Алкоголь (винный, он же этиловый спирт) действует на нервные клетки, подавляя передачу нервных сигналов. Это ухудшает в целом работу мозга, искажает скоординированность движений. Отрицательно воздействует алкоголь и на сердечно-сосудистую систему. В этом – пагубное действие алкоголя на организм в целом и его функции.
Спирт работает в организме также на молекулярном уровне, представляя особую опасность для микроорганизмов и клеток как химический яд. В данной работе вы убедитесь, что спирт может изменить структуру белка, вызвать его денатурацию. Но в этом состоит и полезное свойство спирта как дезинфицирующей жидкости.
Вместе с тем, вредное влияние алкоголя на организм связано, в основном, не с его способностью к денатурации белка, а с влиянием на нервную и сердечно-сосудистую системы.
Оборудование: пипетка-капельница, пробирки – 2 шт., штатив для пробирок.
Реактивы и материалы: этиловый спирт (96% или одеколон), раствор яичного белка, чистая вода. Приготовление растворов см. в п. 3.3.
Ход работы
1. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора яичного белка.
2. В одну пробирку добавьте 4–8 мл воды, а в другую – столько же этилового спирта. Сравните оба раствора.
Обработка результатов и выводы
Зафиксируйте выполненные эксперименты в тетради.
Сделайте вывод о воздействии алкоголя на белок.
Какое свойство теряет белок в присутствии спирта?
Почему во второй пробирке получился осадок?
3.3.Работа. Обнаружение алкалоидов и других опасных веществ в табачном дыме
Данную работу можно разделить на несколько занятий.
Общеизвестно, что курение опасно для жизни человека, т.к. в табачном дыме содержится несколько тысяч веществ, среди которых большинство достаточно вредных. Для того, чтобы показать учащимся присутсвие токсичного никотина, входящего в состав табачного дыма и табака, мы предлагаем провести качественную реакцию на никотин.
Ход работы:
Опыт обязательно проводят под тягой или в хорошо проветриваемом помещении!
А) Получение табачного дыма и его растворение
В пробирку вносится немного табака и закрывают ее отверстие пробкой газоотводной трубкой. Нагревают пробирку пламенем спиртовки, в пробирке образуется темно-коричневая жидкость – деготь, а из газоотводной трубки выделяется – табачный дым, который растворим в воде. Этот раствор используем для последующих опытов.
Б) Определение реакции среды полученных растворов.
В полученные растворы вносить универсальную индикаторную бумагу или раствор индикатора универсального. По шкале определить кислотность среды. (Кислоты образуются при взаимодействии воды с CO2 , SO2 , NO2 , выделяющихся при тлении табака).
В) Реакция с перманганатом калия (обнаружение восстановителей).
В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Для их обнаружения необходимо использовать 5% раствор перманганата калия. В две пробирки наливают по 1 мл раствора табачного дыма и контрольный раствор. Затем добавляют в каждую пробирку несколько капель 5% раствора KMnO4. Наблюдают обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:
KMnO4 - + 2H2O + 3ê → MnO2 ↓ + 4ОН-
Выводы о содержании вредных веществ, оставшихся в дыме после курения, в табачном дыме.
Г)Обнаружение фенолов в табачном дыме и фильтре сигарет.
Реакция с хлоридом железа (III). В две пробирки наливают по 1 мл растворов, содержащих растворенный дым и контроля (чистая вода), и добавляют 2-3 капли 5% раствора хлорида железа (III). Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения. Каждый фенол дает свою окраску, например фенол – фиолетовую, пирокатехин – зеленую, а гидрохинон – зеленую, переходящую в желтую:
Д) Обнаружение аминосоединений в табаке.
Аминокислоты табака опасности не представляют, однако при сгорании табака, т.е. при курении, происходит окисление их с образованием различных оксидов азота, из которых NO, NO2, N2O5 относятся к токсикантам II класса опасности. Высший оксид -N2O5, соединяясь в легочных альвеолах с водой, образует азотную кислоту.
К раствору табачного дыма добавлять 2-4 капли водного раствора нингидрина, смесь перемешать и кипятить на водяной бане 5-10 минут до появления интенсивного фиолетового окрашивания. Свободная аминогруппа взаимодействует с нингидрином
Е) Обнаружение в табачном дыме никотина и других алкалоидов
Никатин, норникотин и анабазин можно обнаружить реактивом Драгендорфа.
В пробирку наливают 1 мл раствора табачного дыма и несколько капель реактива Драгендорфа. Выпадает ярко-оранжевый осадок.
Приготовление реактива Драгендорфа. В пробирку наливают 1 мл 0,5 н раствора Bi(NO3)3 и к нему по каплям добавляют 0,5 н раствор KI до растворения образующегося осадка BiI3 и появления оранжевого раствора K[BiI4]. Для получения раствора Bi(NO3)3 4 г кристаллогидрата Bi(NO3)3. 5H2O растворяют в 10 мл 2 М раствора HNO3, а затем разбавляют дистиллированной водой до 50 мл.
3.4.Работа. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха у курящего и некурящего человека
При курении человек вдыхает воздух, который по составу значительно отличается чем при обычном дыхании. Особенно это заметно отражается на концентрации углекислого газа.
Опыт выполняется с помощью мини-экспресс-лаборатории серии «Пчелка-У» либо комплекта индикаторных трубок и насоса-пробоотборника.
Оборудование: индикаторные трубки для определения углекислого газа, мешок полиэтиленовый объемом 3–5 л, насос-пробоотборник, термометр, секундомер.
Ход работы:
1. Вскройте индикаторную трубку на СО2 с обоих концов, используя отверстие в
головке насоса. Обратите внимание на первоначальный цвет наполнителя индикаторных трубок.
Соблюдайте осторожность при вскрытии индикаторной трубки во избежание порезов осколками стекла!
2. Подсоедините индикаторную трубку со стороны выхода воздуха к насосу.
3. Прокачайте через индикаторную трубку воздух помещения (улицы, парка)
в количестве, указанном в инструкции по применению индикаторной трубки, сделав требуемое количество качаний насосом.
4. Отметьте изменение окраски наполнителя и длину прореагировавшего столбика наполнителя после прокачивания. Расположите индикаторную трубку
рядом со шкалой, изображенной на этикетке, и определите величину концентрации углекислого газа (С2) в мг/м3 по границе столбика, изменившего окраску.
Наличие относительного содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе можно определить и другим путём..
Информация. Определение углекислого газа проводится по помутнению известковой воды с целью сравнения содержания данного компонента воздуха до и после дыхания учащегося и у курящего человека.
Так записывается уравнение химической реакции, которое объясняет помутнение известковой воды от воздействия воздуха, содержащего углекислый газ:
Ca(OH)2+CO2=CaCO3+H2O
Помутнение объясняется образованием взвеси нерастворимого карбоната кальция (CaCO3). При дальнейшем пропускании воздуха происходит реакция растворения карбоната кальция с образованием соответствующего гидрокарбоната:
CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2
Таким образом, помутнение исчезает быстрее (или исчезает вообще) в той колбе, через которую проходит выдыхаемый воздух.
Оборудование: колбы конические на 50 мл с пробками и Г-образными газоотводными трубками – 2 шт., мундштук стеклянный, отрезки резиновой трубки – 3 шт., Т-образный стеклянный тройник.
Реактивы и материалы: известковая вода, тампон, дезинфицирующий раствор (приготовление растворов см. в п. 3.3).
Ход работы
1. Соберите прибор (рис.1)
2. Налейте в каждую колбу на 1/4 объема известковой воды.
3. Тщательно протрите мундштук тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором.
Рис.1 Схема прибора для опыта
4. Выдохните воздух, затем возьмите в рот мундштук прибора и медленно,
чтобы жидкость не попала в рот, втяните через мундштук воздух. Через какую
колбу воздух поступает в прибор?
5. Вдохните и затем так же медленно выдохните воздух в мундштук. Через какую колбу выдыхаемый воздух выходит из прибора?
6. Сделайте подряд несколько вдохов и выдохов через мундштук. В каком сосуде известковая вода помутнела?
Обработка результатов и выводы
Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради
Сделайте вывод из опыта и напишите уравнение
химической реакции, которая объясняет помутне-
ние известковой воды.
3.5.Работа. Влияние курения на эффективность запоминания и умственную
работоспособность
Данные опыты проводятся в группе или на специально подобранной группе испытуемых. Например курящие и некурящие, по времени после курения. Опыты, выясняют объем внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.
А) Объем внимания
Цель: определить объем внимания.
Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136 (рис.2), изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».
Рис.2 Образец заданий
Определить объем внимания по формуле:
B = 648 : t ,
где B — объем внимания, t — время работы в секундах.
Оценка результатов
Б) Объем памяти при механическом и логическом запоминании
Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.
Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.
Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена. Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь громко зачитывает
испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый
записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд
слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные
слова.
Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Задание: Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.
5.1.3. Логическое мышление
Цель: оценка логического мышления.
Оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.
Примерные варианты числовых рядов:
1)
24, 21, 19, 18, 15, 13, —, —, 7;
2) 1, 4, 9, 16, —, —, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, —, —;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, —, —, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, —, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, —, —, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, —, —.
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.
(Правильные ответы: 1) 12, 9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.)
Задания:
Оцените полученные результаты: норма для подростка — определить за 5 мин не менее трех рядов.
Сделайте вывод.
Предложите возможные варианты развития логического мышления.
В) Работоспособность
Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.
Оборудование: часы, схема для эксперимента(рис.3)
Рис.3 Схема для эксперимента
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому предлагают следующее задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2 части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхних– те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.
Задание: Сравните полученные вами результаты с нормативными. Сделайте выводы.
3.6.Работа. Влияние курения на скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа
Цель: определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки у курящего человека, перед курением, когда человеку очень хочется курить, и после выкуривания сигареты и у некурящих людей.
Оборудование: секундомер; если
его нет, время удобно отсчитывать словами "раз секунда", "два
секунда" и т. д., что примерно соответствует указанному времени.
Предварительные замечания.
Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах надо узнать длину пути - 5, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время - t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V = S/t мы сможем узнать среднюю скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Ход опыта.
Измерить длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов.
Определить время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажать на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь можно узнать время кровенаполнения сосудов. Освободить сжатый ноготь большого пальца и измерить время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь до конца проделала свой путь.
После этого по формуле рассчитывать скорость кровотока. Полученные данные у испытуемых разных групп сравнить
Выводы: объясните разницу, которую выявили.
3.7. Работа. Проведение инструментальных измерений и функциональных проб у
курящих и некурящих людей.
Цель: определить изменения артериального давления и пульса в разных групп испытуемых( курящие и некурящие, по времени после курения)
Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ
А) Определение пульса
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.
Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний. Подсчитайте пульс у курящего человека в покое и после нагрузки до курения и после курения.
Форма отчетности
Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях и группах происходит изменение величины пульса.
Оценка результатов
Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.
Б) Артериальное давление
Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.
Артериальное давление можно измерить у различных групп испытуемых: курящих и некурящих, до и после нагрузки.
Форма отчетности
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Артериальное (АД):
АДсист.
= 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42
Пульсовое (ПД):
ПД = АДсист. — АДдиаст.
Среднее артериальное (АДср):
Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.
Оценка результатов
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
Сделайте вывод: Как влияет курение на давление при физической нагрузке, почему представляет опасность высокое давление?
Работа. Функциональные дыхательные пробы
Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после
10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания у различных групп (курящих и некурящих)
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
ХОД РАБОТЫ
1. Определите время задержки дыхания
на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя
спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и
задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор,
пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента
его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки
дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.
Оценка результатов
Оцените полученные результаты с помощью таблицы
Таблица. Состояние здоровья
Выводы: Как влияет курения на дыхательную систему?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье человека во многом зависит от хорошего его образа жизни. Вредные привычки: табакокурение, алкоголь и пр. наносят ему непоправимый ущерб. Это сказывается на пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системе.
Не смотря на некоторое снижение количества курящих, еще очень много людей, в том числе и детей, имеют эту пагубную привычку. Проблемы алкоголизма в том числе и детского также остаются очень актуальны. Выявляя конкретное негативное влияние вредных привычек на организм человека, и в частности учащихся, в ходе учебных исследовательских и лабораторных работ наглядно показывает как самим участникам эксперимента, так и их сверстников опосредованно его результаты. Воздействие полученных фактов и данных, таким путем, куда более эффективны, нежели взятые из литературы или других источников.
У нас имеется положительный опыт использования этих методик на базе МОУ СОШ № 124.
Учащиеся проводили такие исследования и опыты, затем успешно участвовали в различных конкурсах исследовательских работ, становились победителями и призёрами этих конкурсов. Кроме того, по нашей статистики число курящих в учебном заведении за последние 5 лет уменьшилось на 6%. Быть может, это изменение произошло и в результате нашей работы.
P.S.
Данное методическое пособие предполагает в ходе исследований НЕ ПРЕДЛАГАТЬ несовершеннолетним курение для проведения экспериментов, а для взрослой аудитории – только на добровольной основе.
Используемая литература:
1. «Химия в школе» научно-методический журнал Сайт http://kontren.narod.ru/index.html
2. Котова Г.С Возрастная физиология и анатомия человека: учебное пособи. — Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. — 220 с.
3. Оданович М.В. Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. – Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Учитель.- 2007.
4. Руководство по применению мини-экспресс-лаборатории «Пчёлка-У» при учебных экологических исследованиях, Под ред.к.х.н. А.Г.Муравьева – Спб.: Крисмас+, 2012.
5. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. – 3-е изд., испр. – СПб: Крисмас+, 2012. - 176с
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.