Использование возможностей цифровой лаборатории «Архимед» на уроках физики.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 11.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование цифровой лаборатории « Архимед» способствует получению новых образовательных результатов - это формирование навыков работы на современном оборудовании исследовательской лаборатории; формирование и развитие исследовательских умений; формирование компьютерной грамотности. Возможности цифровой лаборатории позволяют вывести работу с учениками на качественно новый уровень, подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в области физики,
Иконка файла материала Возможности использования лаборатории АРХИМЕД.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование возможностей цифровой лаборатории «Архимед» на уроках  физики.

 

 

 

 

 

Выполнила: Завозина Маргарита Владимировна,

учитель физики МКОУ Чикской СОШ №6

 

 

 

 

Использование возможностей цифровой лаборатории «Архимед» на уроках  физики.

Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне попробовать, и я научусь. 

Древняя китайская мудрость.

Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.

Из требований ФГОС:

...Изучение естественных наук должно обеспечить формирование умений проведения простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов и навыков адекватной оценки полученных результатов.

   Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед».

Цели использования лаборатории «Архимед»: 

·        создание условий для повышения мотивации   и познавательной активности учащихся  через практико-ориентированный подход в обучении.

Задачи:

-осуществлять новые подходы в обучении;

-способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска;

-создание электронного ресурса.

   Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся.        Использование цифровой  лаборатории « Архимед» способствует получению новых образовательных результатов - это формирование навыков работы на современном оборудовании исследовательской лаборатории; формирование и развитие исследовательских умений;  формирование компьютерной грамотности.  Возможности цифровой лаборатории позволяют вывести работу с учениками на качественно новый уровень, подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в области физики, химии, биологии, осуществить приоритет  деятельностного  подхода к процессу обучения, формировать у них познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Все это лежит в основе федеральных государственных стандартов второго поколения.

При помощи MultiLab можно:  

ü собирать данные и отображать их в ходе эксперимента;

ü выбирать различные способы отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов; ( Приложение 1    )

ü обрабатывать и анализировать данные с помощью Мастера анализа;

ü импортировать/экспортировать данные текстового формата;

ü вести Журнал экспериментов ( Приложение 2)

 

Преимущества использования цифровой лаборатории:

·        Позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах (быстротечные, с большой точностью, ранее напрямую не измеряемые).

·         Автоматизация сбора и обработки результатов эксперимента.

·        Отображение данных в различной форме:

·        Дает экономию времени и сил для анализа процессов.

·        Возможность сохранения и обработки готовой информации.

·        Расширение списка экспериментов для исследования процессов.

·        Адаптация обучающихся к современным реалиям.

·        Повышение качества усвоения материала.

·        Повышение информационной культуры обучающихся.

·        Приобщение к методологии проведения научных исследовательских работ.

·        Развивает критическое мышление.

 

Использование ЦЛ на уроках:

    Демонстрационные опыты

     Лабораторные работы

    Фронтальный эксперимент

Практическая работа

Исследовательская работа

Лабораторный практикум

 

                 Перечень датчиков цифровой лаборатории ( Приложение 4)  

 

физика

химия

биология

1.Датчик микрофонный - регистрация звуковых колебаний;

2.Датчик индукции магнитного поля - измерение магнитной индукции;

3. Датчик освещенности - измерение интенсивности света;

4. Датчик напряжения - измерение постоянного и переменного напряжения;

5. Датчик тока- измерение постоянного и переменного тока;

6. Датчик температуры- измерение температуры;

7. Датчик влажности - измерение влажности;

8. Датчик давления - измерение давления газа или жидкости;

9. Датчик силы - измерение сил;

10. Датчик расстояния - измерение расстояния;

11Датчик уровня шума- для измерения шума;

12.Датчик фотоворота –для измерениявремени прохода объектов через створ фотоворот;

13.Датчик угла поворота- регистрирует угловоеположение объекта;

14.датчик ускорения- для измерения ускорения;

15.Датчик электропроводности.

 

  1. электропроводности
  2. мутности (турбидиметр)
  3. колориметр трехцветный
  4. нитрат-ионов
  5. калия с электродом
  6. аммония
  7. кальция
  8. счетчик капель
  9. pH-метр/pH
  10. температуры (-25 до 100) и (0 до 1200)
  11. углекислого газа

 

 

 

На уроках физики. При выполнении  лабораторная  работа « Сила трения» в традиционной форме учащимся бывает трудно уловить границу между силой трения покоя и силой трения скольжения. При использовании ЦЛ « Архимед» с датчиком силы и набором тел это граница очень хорошо видно, можно с точностью до сотых определить эти две силы. Также  хорошо прослеживается зависимость силы трения от вида поверхности.

При изучении магнитной индукции  ЦЛ   становится нашими  «глазами». Как всем известно магнитное поле мы не видим и не ощущаем.Как показать учащимся  что  индукция магнитного  поля разная в разных точках? Только с помощью ЦЛ с датчиком магнитной индукции мы можем это увидеть. ( Приложение 3).

 

Лабораторные работы  по физике, проводимые с помощью лаборатории « Архимед»:

ü Гармонические колебания.

ü Простое колебательное движение.

ü Магнитное поле соленоида . Исследование зависимости индукции магнитного поля соленоида от координаты.

ü Магнитное поле Земли.

ü Движение по наклонной плоскости.

ü Коэффициент трения

ü Измерение ускорения свободного падения .

ü Измерение температуры

ü Закон Гука

ü Гидростатическое давление

ü Выталкивающая сила

ü Постоянные магниты.
Магнитное поле Земли

ü Закона Ома  

 И  многие другие…

физика

     Использование лаборатории « Архимед» позволило мне развить познавательную деятельность обучающихся  и интерес  к физике. Доказательством этого являются следующие результаты.:

1.Учащиеся сами изготавливают приборы и демонстрируют их ( Приложение 5).

2.Призеры и победители школьной и районной  НПК  ( Приложение 6).

3. Призеры ,участники школьного и муниципального уровня в ВОШ ( Приложение 7)

4. Призеры  интеллектуальной игры « Своя игра»  среди школ Коченевского района

 ( Приложение 8)

.5.Все больше учащихся 9-х,11-х классов выбирают  сдавать ОГЭ и ЕГЭ по физике. И сдают на достаточно хорошем уровне ( Приложение 9).

          Как положительный результат расцениваю поступление учащихся в такие высшие учебные заведения как НГТУ, НГУ, НГАСиК,  где их дальнейшее обучение связано с физикой.( Приложение10 )

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 1.

                                        Различные способы отображения данных

              

                                  

  

 

                                               

 

 

 

                                                                                                      Приложение 2

             Импортировать / экспортировать данные текстового формата

    Вести журнал экспериментов

 

 

 

 

 

                                                                                             Приложение 3

 

               Применение лаборатории « Архимед» на   уроках физики

              

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                                                                                                                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 5

                Демонстрация приборов ,сделанные своими руками

         

                                                                                             Приложение 6

                                           Участие учащихся в НПК по физике

 

ФИ учащегося

класс

статус

Уровень

год

1

Кайденрай  Валентина

9

призер

Муниципальный                  

2015

2

Махно Полина

Ивочкина Наталья

Игнатова Елена

8

призеры

школьный

2017

3

Солдатова Софья

8

призер

Муниципальный

2018

4

Химин Кирилл

9

призер

Муниципальный

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Приложение 7

 

Участие обучающихся во  Всероссийской олимпиаде школьников по физике

 

ФИ уч-ся

Кл

Статус

Уровень

Год

1

Кузнецова Дарья

9

призер

Муниципальный этап                

2015

2

Запольский Ярослав

8

 призер

Муниципальный этап                

2016

3

 

 

 

Зорин Вячеслав

Кострубов Дмитрий

Елисова Валерия

Сидорова Алена

9

10

8

8

Участник

Участник

участник

Участник

 

 

Муниципальный этап                

Муниципальный этап                

 

 

 2017

 

 

 

4

Химин Киоилл

9

призер

Муниципальный этап                

 

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 8

Участие учащихся в  интеллектуальных играх  района по физике

 

 

статус

уровень

год

 

Малявко Кирилл

1 место

Среди учащихся Коченевского района

2015

 

Кузнецова Дарья

2место

Среди учащихся Коченевского района

2016

 

Команда: Балдина Даша, Виндимут Анна, Кострубов  Дима, Купоросов Саша, Запольских Ярослав,Веретин Максим

 

2 место

Муниципальный

 Среди школ района

2018

 

         

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Приложение 9                 

                                    Результаты внешней экспертизы ОГЭ-9 кл

Средний балл

ОГЭ

По школе

По району

По области

2016

3,2

3

3,5

2017

3,6

3,6

3,6

2018

3,55

3,3

3,4

 

Диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

                                                                                                                   Приложение 9

Результаты внешней экспертизы ЕГЭ-11кл

Средний балл

ЕГЭ

По школе

По району

По области

2016

56

39,9

50,2

2017

55,5

42,3

53,16

2018

59

47,4

49,9

 

                 диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение10

 

                                                                            Таблица. Учебные заведения

                            

ФИО

Название учебного заведения

Год поступления

1

Коровин Вадим

НГТУ

2014

2.

Ядыкин   Кирилл

НГТУ

2014

3.

Косенко Глеб

НГУ

2014

4.

Молявко Кирилл

НГТУ

2015

5

Жуков Алексей

 НГАСиК

2015

6

Мироненко  Илья

НГТУ

2015

7

Кириллов Илья

Новосибирский автотранспортный колледж

2016

8

Кочубеев Максим

Новосибирский автотранспортный колледж

2016

9

Гревцев Илья

Сибстрин

2017

10

Мудрагель  Слава

Томский  гос. униврситет(тепло-энергетика)

2017

11

Веретин Максим

СИБГУТИ

2018