Доклад на семинаре
на тему :
Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе.
«Здоровье- это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.
(Н. Нильсон)
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
«Здоровье человека определяется как состояние
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье-это право каждого»
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
· отсутствие назидательности и авторитарности
· воспитание, а не изучение культуры здоровья
· элементы индивидуализации обучения
· наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
· интерес к учебе, желание идти в школу
· наличие физкультминуток
· наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на моих уроках нашли применение следующие технологии
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
· Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
· Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа,
уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
. Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
· количество видов учебной деятельности
· их смена
· длительность и чередование
· отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
· чтение,
· письмо,
· слушание,
· рассказ,
· рассматривание пособий,
· ответ на вопрос,
· решение примеров.
· просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
· физкультминутки, динамические паузы
· минутки релаксации
· дыхательная гимнастика
· гимнастика для глаз
· массаж активных точек
· речевая гимнастика
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
· поговорка,
· высказывание,
· веселое четверостишие,
· юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
· длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
· высота ножек стула должна равняться длине голени.
· голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
· между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
· расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
· тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
· при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
· позвоночник опирается на спинку стула.
· Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
· надплечья находятся на одном уровне
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
· Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
· Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.
Приложение 1.
АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Что наблюдается |
Да |
Нет |
Примечание |
1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете |
|
|
|
2) Кабинет проветрен |
|
|
|
3) Кабинет настраивает на рабочий лад |
|
|
|
Что наблюдается |
Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы) |
1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов) |
|
2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.) |
|
3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.) |
|
4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех) |
|
5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.) |
|
6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.) |
|
7) Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями) |
|
3.Психологический климат на уроке
Что наблюдается |
Результат |
1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент |
|
2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр. |
|
3) Взаимоотношения между учителем и учеником |
|
4) Взаимоотношения между учащимися |
|
5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.) |
|
4 Пожелания учителю.
Приложение 2.
План – анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий
№ п/п |
Критерии |
Вопросы для анализа |
1 |
Гигиенические условия в классе (кабинете) |
Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств). |
2 |
Число видов учебной деятельности, используемых учителем |
Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся. |
3 |
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности |
Ориентировочная норма – 7- 10 минут. |
4 |
Использование учителем различных видов преподавания |
Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок |
5 |
Чередование видов преподавания |
Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут. |
6 |
Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал. |
Это следующие методы: -методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.) -активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.) -методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.) |
7 |
Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами |
Норма – 8-10 мин. |
8 |
Мастерство учителя при использовании видеоматериалов |
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач |
9 |
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы |
Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления. |
10 |
Физкультминутки и физкультпаузы |
Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4 повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять. |
11 |
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ |
Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. |
12 |
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности. |
Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу. |
13 |
Благоприятный психологический климат на уроке |
Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр. |
14 |
Итоговая плотность урока |
Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%. |
15 |
Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности |
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока. |
16 |
Темп и окончание урока |
К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания. |
17 |
Интегральный показатель эффективности проведенного урока |
Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.
|
В работе использованы материалы:
И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны
укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.
.Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5/авт. – сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова. – Волгоград:
Советова Е.В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. –
Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Приложение 3.
Листок физического развития младшего школьника
Имя, фамилия _______________________________________ Дата рождения___________________
Показатели |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
|
Длина тела, см |
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса тела, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
Окружность груди, см |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип телосложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень физического развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизненная ёмкость лёгких, мл |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила мышц рук, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
Артериальное давление, мм.рт.ст. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧСС, уд./мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа здоровья |
|
|
|
|
|
|
|
|
Медицинская группа для занятий физической культурой |
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.
Подпись медицинского работника школы _____________________
Развитие двигательных качеств
Тест, двигательное качество |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
|
Бег 6 минут, м (выносливость) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бег 30м, сек. (быстрота) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бег 3х10м, сек.(координация) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прыжок в длину с места, см. (скоростно-силовые) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наклон вперёд, см.(гибкость) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подтягивание, раз(сила) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.
Подпись учителя физической культуры____________________
Рекомендации для учителей и родителей учащегося
Ф.И.О.________________________________________ на 200__- 200__учебный год
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________
Подготовила Учитель начальной школы
МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Мирзебекова Н.Т.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.