Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры
Учитель физической культуры
БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»
Маркова Наталья Анатольевна
Представление
о здоровьесберегающих
образовательных технологиях.
Понятие
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) – это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении. Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.
Главная задача школы – подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий.
Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей: разработать и реализовать представления о сущности здоровья; сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы; разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья; познать индивидуальные особенности организма; уметь использовать ЗОТ в самостоятельных занятиях; создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства; внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе; сформировать умения адаптировать некоторые ЗОТ к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.
Разные подходы
Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении. Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды. Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. Классификация Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д. Несколько иные направления имеют экологические здоровьесберегающие технологии. Мероприятия в школе при такой направленности учебного процесса будут сводиться к воспитанию у школьников потребности заботиться о природе, приобщению их к исследовательской работе в сфере экологии. Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей. Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.
Функции ЗОТ имеют ряд функций:
Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.
Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.
Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса. Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.
Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения. ЗОТ в начальной школе На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач: пропаганда культуры здоровья, совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников; формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.
Перечень внутришкольных факторов,
влияющих на состояние здоровья учащихся.
I. Гигиенические условия, факторы
1.1. шум
1.2. освещенность
1.3. воздушная среда
1.4. размер помещений, кубатура
1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
1.6. используемые стройматериалы, краска
1.7. мебель: размеры, размещение в помещении
1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
1.10. качество питьевой воды, используемой в школе
1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории
1.12. состояние сантехнического оборудования.
II. Учебно-организационные факторы
2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
2.5. медицинское и психологическое обеспечение школы
2.6. участие родителей учащихся в жизни школы
2.7. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
2.8. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
2.9. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы
3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися
3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе
3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
3.10. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
3.11. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принципы здоровьесбережения
2. «НЕ НАВРЕДИ!» - Все применяемые методы, приемы и средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
3. ПРИОРИТЕТ ЗАБОТЫ О ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ - Все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние учеников образовательной деятельности.
4. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРИЕМСТВЕННОСТЬ - Работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
5. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - Обучающийся является непосредственным участником здоровосберегающих мероприятий.
6. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ УЧАЩИХСЯ - Объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.
7. КОМПЛЕКСНЫЙ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД - Единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
8. УСПЕХ ПОРОЖДАЕТ УСПЕХ - Акцент делается только на хорошее, в любом поступке , действии сначала выделяют положительное, а потом отмечают недостатки.
9. АКТИВНОСТЬ – Активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ - У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ |
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
ОБСТАНОВКА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В СПОРТЗАЛЕ |
ТЕМПЕРАТУРА И СВЕЖЕСТЬ ВОЗДУХА, ОСВЕЩЕНИЕ, МОНОТОННЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ ЗВУКОВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ |
СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ЧАСТОТА ЧЕРЕДОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-10МИНУТ, ПОТОМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ |
ВИДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: СЛОВЕСНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. |
ЧЕРЕДОВАНИЕ ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ |
НА УСМОТРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ |
НАЛИЧИЕ И МЕСТО МЕТОДОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИ |
МЕТОД СВОБОДНОГО ВЫБОРА (СВОБОДНАЯ БЕСЕДА, ВЫБОР СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ, СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА). АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (УЧЕНИК В РОЛИ: УЧИТЕЛЯ, СУДЬИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ, КАПИТАНА КОМАНДЫ). МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА САМОПОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИЙ, ОБЩЕНИЯ, САМООЦЕНКИ, ВЗАИМООЦЕНКИ. |
НАЛИЧИЕ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ |
ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ: ОЦЕНКА, ПОХВАЛА, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ. СТИМУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ: СТРЕМЛЕНИЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ, РАДОСТЬ ОТ АКТИВНОСТИ, ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОМУ МАТЕРИАЛУ. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА УРОКЕ: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК (КОМФОРТ-НАПРЯЖЕНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО - АВТОРИТАРНОСТЬ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ); УЧЕНИК – УЧЕНИК: СОТРУДНИЧЕСТВО – СОПЕРНИЧЕСТВО, ДРУЖЕЛЮБИЕ - ВРАЖДЕБНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ - ПАССИВНОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ - БЕЗРАЗЛИЧИЕ) |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЯДКИ НА УРОКЕ |
ШУТКА, УЛЫБКА, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ КАРТИНКА, ПОГОВОРКА, АФОРИЗМ, МУЗЫКАЛЬНАЯ МИНУТКА, |
МОМЕНТ НАСТУПЛЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ |
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПАССИВНЫХ ОТВЛЕЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
ТЕМП ОКОНЧАНИЯ УРОКА |
НЕ СКОМКАН, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ НА СЛЕДУЮЩИЕ УРОКИ. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.