\
ФИЛИАЛ МБОУ РЖАКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.М.ФРОЛОВА
В П. ЖЕМЧУЖНЫЙ РЖАКСИНСКОГО РАЙОНАТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Школа работает по реализации проблемы: «Повышение эффективности урока и качества образования обучающихся в условиях развития личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании и саморазвитии личности »
Обоснование необходимости проекта
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:
Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;
Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников;
Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей;
Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности;
Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Актуальность проекта
Физическая культура в школе - это спортивная деятельность, направленная на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовывать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности;
Сохранение здоровья определяет будущее нашего ребёнка и нашей страны , через физическое воспитание ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, навыки;
Организация урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
Противоречия
Анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, данные педагогического наблюдения позволили выявить противоречия между:
Между возрастающим объемом информации
и
возможностями ее усвоения
Между многофункциональностью урока,
и
повышением требований к его валеологической направленности
Между высоким уровнем требований к физической подготовленности обучающихся
и
снижением интереса к урокам физической культуры
Анализ проблем:
Снижение уровня двигательной активности современных школьников;
Несоответствие программных требований и материального оснащения уроков физической культуры;
Недостаточная информированность населения о значении физической культуры для укрепления здоровья и всестороннего развития личности;
Физическое воспитание, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретает лишь в органической связи с другими сторонами гармонической развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам;
Эффективность организации учебного процесса без ущерба здоровью школьников.
Гипотеза: Предполагается, что проведение спортивно – массовых мероприятий, бесед, опытно – поисковой работой, уроков – практикумов позволит воспитать здоровую, гармонично развитую личность
Цель проекта:
Теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность положительного влияния здоровьесберегающей деятельности на полноценное понимание основ здорового образа жизни
Задачи
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу, нормативные документы по проблеме;
Создать условия, способствующие развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью;
Обеспечить обучающихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни;
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;
Разработать систему мероприятий работы с родителями, позволяющую воспитывать физически развитого ребёнка
Провести наблюдения за обучающимися;
Разработать конспекты уроков и внеклассных мероприятий с включением здоровьесберегающей деятельности.
Ожидаемые результаты
Повышение успеваемости по предмету;
Повышение динамики роста физической подготовленности обучающихся;
Повышение интереса обучающихся к занятиям физической культурой и мотивации к соблюдению здорового образа жизни;
Повышение динамики состояния здоровья учащихся.
Научная новизна
состоит в использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни и
использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни
Методы
изучение и анализ психологической, педагогической и специальной методической литературы;
анализ собственного педагогического опыта работы в школе;
гигиенические факторы;
оздоровительные силы природы;
средства двигательной направленности;
анализ результатов исследования.
Этапы реализации педагогического проекта
II этап
2011-2012 учебный год
Подготовка и проведение спортивно-массового мероприятия «Биатлон»;
Участие в научно- практической конференции и спортивно-массовых соревнованиях района и области;
Определение уровня знаний учащихся о элементарных правилах здоровьесбережения
Этапы реализации педагогического проекта
III этап
2012-2013 учебный год
Проведение Дней здоровья;
Проведение открытых уроков ;
Участие в районной и областной военно-спортивной игре «Зарница»;
Участие в зональных соревнованиях по волейболу;
Внеклассные спортивно – оздоровительные мероприятия
Применение здоровьесберегающей деятельности
Традиционная форма урока физкультуры
Основной формой занятий физическими упражнениями в
школе является урок физической культуры, который строится
в соответствии с общими педагогическими положениями и
методическими правилами физического воспитания.
Содержание программы зависит от возрастных особенностей
и состояния здоровья занимающихся.
Каждый урок физической культуры состоит из трех частей:
подготовительной,основной,заключительной.
Последоваельность этих частей отражает закономерности
изменения работоспособности организма под влиянием
физических нагрузок
Подготовительная часть урока
Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия.
В подготовительной части решаются следующие методические задачи:
психический настрой на занятие;
активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока
Основная часть урока
Ее цель – решить оздоровительные,
образовательные и воспитательные задачи,
предусмотренные планом данного урока.
Сначала разучиваются новые двигательные
действия или их элементы. Закрепление и
совершенствование усвоенных ранее навыков
проводится в середине или в конце основной
части урока. Состав всех упражнений в основной
части урока должен быть таким, чтобы они
оказывали разностороннее влияние.
Заключительная часть урока
Цель заключительной части урока – постепенное снижение
функциональной активности организма занимающихся и приведение
его в относительно спокойное состояние.
В соответствии с этим решается ряд методических задач:
снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);
определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и хорошей формы, так и для физического развития
Учитель должен рекомендовать упражнения,
указать последовательность их выполнения,
объяснить, как надо строить самостоятельное
занятие, посоветовать необходимую литературу
Соревновательно-игровой метод как инновационная форма здоровьесберегающего урока физкультуры. В качестве инновационной формы занятий физкультурой необходимо выделить соревновательно-игровые уроки.
Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся.
Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению
Диагностика результатов Применение здоровьесберегающих технологий подтвердило повышение интереса обучающихся к занятиям физической культурой и мотивации к соблюдению здорового образа жизни, о чем можно судить по результатам диагностики за 3 года.
Выводы
Гипотеза нашла свое подтверждение
Рациональное сочетание всех
здоровьесберегающих технологий, уроков
физической культуры в школе, спортивных
соревнований и активного отдыха на природе
позволяет в полной мере реализовать программу
сохранения здоровья школьников и развития их
физических способностей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.