"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

  • ppt
  • 05.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект Солдатов Ю.И..ppt




\

ФИЛИАЛ МБОУ РЖАКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.М.ФРОЛОВА
В П. ЖЕМЧУЖНЫЙ РЖАКСИНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Школа работает по реализации проблемы: «Повышение эффективности урока и качества образования обучающихся в условиях развития личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании и саморазвитии личности »

Педагогический проект


«Использование здоровьесберегающих
технологий на уроках физической культуры»


учителя физической культуры Солдатова Юрия Ивановича

Обоснование необходимости проекта

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:

Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;
Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников;
Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей;
Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности;
Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

Актуальность проекта

Физическая культура в школе - это спортивная деятельность, направленная на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовывать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности;
Сохранение здоровья определяет будущее нашего ребёнка и нашей страны , через физическое воспитание ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, навыки;
Организация урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.


Противоречия

Анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, данные педагогического наблюдения позволили выявить противоречия между:

Между возрастающим объемом информации
и
возможностями ее усвоения

Между многофункциональностью урока,
и
повышением требований к его валеологической направленности

Между высоким уровнем требований к физической подготовленности обучающихся
и
снижением интереса к урокам физической культуры

Анализ проблем:

Снижение уровня двигательной активности современных школьников;
Несоответствие программных требований и материального оснащения уроков физической культуры;
Недостаточная информированность населения о значении физической культуры для укрепления здоровья и всестороннего развития личности;
Физическое воспитание, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретает лишь в органической связи с другими сторонами гармонической развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам;
Эффективность организации учебного процесса без ущерба здоровью школьников.

Объект исследования: процесс обучения детей в условиях здоровьесбережения



Предмет исследования:
здоровьесбережение как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Гипотеза: Предполагается, что проведение спортивно – массовых мероприятий, бесед, опытно – поисковой работой, уроков – практикумов позволит воспитать здоровую, гармонично развитую личность

Цель проекта:
Теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность положительного влияния здоровьесберегающей деятельности на полноценное понимание основ здорового образа жизни

Задачи


Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу, нормативные документы по проблеме;
Создать условия, способствующие развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью;
Обеспечить обучающихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни;
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;
Разработать систему мероприятий работы с родителями, позволяющую воспитывать физически развитого ребёнка
Провести наблюдения за обучающимися;
Разработать конспекты уроков и внеклассных мероприятий с включением здоровьесберегающей деятельности.

Ожидаемые результаты

Повышение успеваемости по предмету;
Повышение динамики роста физической подготовленности обучающихся;
Повышение интереса обучающихся к занятиям физической культурой и мотивации к соблюдению здорового образа жизни;
Повышение динамики состояния здоровья учащихся.

Научная новизна

состоит в использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни и
использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни

Методы

изучение и анализ психологической, педагогической и специальной методической литературы;
анализ собственного педагогического опыта работы в школе;
гигиенические факторы;
оздоровительные силы природы;
средства двигательной направленности;
анализ результатов исследования.

Этапы реализации педагогического проекта

I этап
2010-2011 учебный год
Определение основных идей проекта: его целей, задач, ожидаемых результатов;
Разработка данного проекта;
Научно-поисковая деятельность: работа с документами, исследовательские задания.

Этапы реализации педагогического проекта

II этап
2011-2012 учебный год
Подготовка и проведение спортивно-массового мероприятия «Биатлон»;
Участие в научно- практической конференции и спортивно-массовых соревнованиях района и области;
Определение уровня знаний учащихся о элементарных правилах здоровьесбережения

Этапы реализации педагогического проекта

III этап
2012-2013 учебный год
Проведение Дней здоровья;
Проведение открытых уроков ;
Участие в районной и областной военно-спортивной игре «Зарница»;
Участие в зональных соревнованиях по волейболу;
Внеклассные спортивно – оздоровительные мероприятия

Диагностический материал;
Методические разработки внеклассных мероприятий;
Методические разработки уроков и мероприятий;
Рефераты;
Грамоты.

Формы представления результатов

Применение здоровьесберегающей деятельности

Традиционная форма урока физкультуры
Основной формой занятий физическими упражнениями в
школе является урок физической культуры, который строится
в соответствии с общими педагогическими положениями и
методическими правилами физического воспитания.
Содержание программы зависит от возрастных особенностей
и состояния здоровья занимающихся.
Каждый урок физической культуры состоит из трех частей:
подготовительной,основной,заключительной.
Последоваельность этих частей отражает закономерности
изменения работоспособности организма под влиянием
физических нагрузок

Подготовительная часть урока

Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия.
В подготовительной части решаются следующие методические задачи:
психический настрой на занятие;
активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока

Основная часть урока

Ее цель – решить оздоровительные,
образовательные и воспитательные задачи,
предусмотренные планом данного урока.
Сначала разучиваются новые двигательные
действия или их элементы. Закрепление и
совершенствование усвоенных ранее навыков
проводится в середине или в конце основной
части урока. Состав всех упражнений в основной
части урока должен быть таким, чтобы они
оказывали разностороннее влияние.

Заключительная часть урока

Цель заключительной части урока – постепенное снижение
функциональной активности организма занимающихся и приведение
его в относительно спокойное состояние.
В соответствии с этим решается ряд методических задач:
снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);
определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и хорошей формы, так и для физического развития

Учитель должен рекомендовать упражнения,
указать последовательность их выполнения,
объяснить, как надо строить самостоятельное
занятие, посоветовать необходимую литературу

Соревновательно-игровой метод как инновационная форма здоровьесберегающего урока физкультуры. В качестве инновационной формы занятий физкультурой необходимо выделить соревновательно-игровые уроки.

Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся.
Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению

Внеклассная работа учителя физической культуры по реализации программы здоровьесбережения школьников

Участники Всероссийской акции «Лыжня России»

Участники зональных соревнований по волейболу, баскетболу, л/атлетике

Участники областных соревнований по волейболу

Областной л/а кросс

Результаты учебной деятельности по физической культуре

Динамика успеваемости и качества знаний обучающихся

Диагностика результатов Применение здоровьесберегающих технологий подтвердило повышение интереса обучающихся к занятиям физической культурой и мотивации к соблюдению здорового образа жизни, о чем можно судить по результатам диагностики за 3 года.

Динамика здоровья обучающихся

Выводы

Гипотеза нашла свое подтверждение
Рациональное сочетание всех
здоровьесберегающих технологий, уроков
физической культуры в школе, спортивных
соревнований и активного отдыха на природе
позволяет в полной мере реализовать программу
сохранения здоровья школьников и развития их
физических способностей

Информационные ресурсы

Сеть творческих учителей www.it-n.ru

Сайт http://1september.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!