МКОУ «Хивская СОШ им.М.Шамхалова »
На тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.»
Выполнила учитель русского языка и литературы
Агададашева З.А.
2017г.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, видится выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. При работе берем за основу развивающую систему обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:
•обучение на высоком уровне трудности;
•быстрый темп изучения программного материала;
•осознанное обучение;
•преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;
•общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.
Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные.
Методы обучения - проблемные. Наиболее эффективная программа – программа проблематизации.
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на уроках? Не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому, К. Коффке), являются:
1) Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
2) Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика.
3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития ("могу сам") — в зону ближайшего развития ("могу с учителем").
4) Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
5) Реализация принципа относительной успешности обучения.
6) Учет механизма развития способностей: операция - действие - способ деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайда. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем, несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, создаю дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволяет каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.