Урок русского языка 4 класс "Изменение глаголов по временам".
Оценка 4.7

Урок русского языка 4 класс "Изменение глаголов по временам".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
02.03.2024
Урок русского языка 4 класс "Изменение глаголов по временам".
обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».
УРОК.docx

Тема: Изменение глаголов по временам. 

Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».

Задачи:

  • обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
  • развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
  • воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
  • коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формируемые УУД.

  • Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
  • Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
  • Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Орг.момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, не шумите,
На меня все посмотрите.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем вам.

Оформление  работы в тетради.

 

СЛАЙД   Эпиграф сегодняшнего урока:  -  (примечание)

 

« … - самая живая часть речи»

алексей кузьмич югов

 

- ребята, вы выясните в ходе урока.

2. Чистописание

  • Делу время, потехе – час.
  • Не время сидеть, сложа руки.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Всему своё время.

- Прочитайте пословицы, поясните их смысл. Какие из пословиц можно отнести к сегодняшнему уроку? Почему? Запишите любую пословицу к себе в тетрадь.

3. Словарная работа. СЛАЙД

- Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте их. (на листочках).

.вт.м.биль,  .(н,нно)тация, б.лет,  б.бл..тека, в.л.сипед, к.раб(?)ль, экск.ват.р, пр.з.дент, с.лют, к.(л,лл)екция, п.йзаж, г.р.зонт. 

Поменяйтесь листочка и проверьте работу друг друга.

 

5- нет ошибок

4- 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

2- более 3 ошибок

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  - Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится: (СЛАЙД 1)

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет. (Глагол)

 

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам ГЛАГОЛ!

 

 

- Вспомним всё, что мы знаем о глаголе. (работа в парах с таблицей)

 

ГЛАГОЛ

1.Какая часть речи?

 

2. Что обозначает?

 

 

3. На какие вопросы отвечает?

 

4. Как изменяется?

 

5. Роль в речи.

 

6. Каким членом предложения бывает?

 

 

- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)

ПРОВЕРКА работы в парах

СЛАЙД

3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.

1.

- Прочитайте данные предложения. Что вы заметили?

СЛАЙД

Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.

 

-На какие вопросы отвечают глаголы?

– Чем же мы будем заниматься на уроке? (Изучать времена глагола.) Каковы же задачи  нашего урока?

ЗАДАЧИ УРОКА СЛАЙД

      Закрепить  знания о глаголе;

      Вспомнить, как глагол изменяются  по временам;

      Учиться  определять время глагола, уметь употреблять  временные формы глагола в речи.

2. Беседа по вопросам.

– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)

– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?

– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

 

 

Физкультминутка

в прошедшем времени -  вы присядьте

в настоящем – встаньте

в будущем – хлопаем в ладоши.

 

(Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят-буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)

 

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации СЛАЙД

1) Работа со стихотворением. (коллективная работа с доской и на листочках)

- Прочитайте стихотворение. Что в этом стихотворении не так? Исправьте его, чтобы оно звучало красиво. У вас на столах лежат листочки.

Проверка. Зачитайте стихотворение в исправленном виде.

Выпишите получившиеся глаголы, определить время глагола.

5. Обобщение и систематизация знаний.

 

1)  Упражнение «Четвёртый лишний». СЛАЙД

На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (УСТНО)


1) Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
2) Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
3) Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)

4) ПРИДУМАЙТЕ и ЗАПИШИТЕ свою группу глаголов.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1) Самостоятельная работа по группам. (Карточки с разным уровнем сложности)

- Возьмите листочки, подпишите. Перед вами 3 различных варианта заданий. Списывать текст не нужно. Выполняйте задание в карточке и подготовьте свой ответ, используя алгоритм:

СЛАЙД

1. Прочитать задание.

2. Выразительно прочитать отрывок.

3. Ответить на поставленный вопрос.

 

1 вариант.

Выпишите глаголы к вопросам, определите их время:

Что сделают?. .запоют

Что сделали?. . .зазеленели

Что сделает?. . .выгонит, заиграет

Вот скоро птички запоют,          
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)

 

2 вариант.

Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.

И вот опять пришла весна,                            пришла-прош.вр
И снова зеленеет поле,                                  зеленеет-наст.вр.
Давно уж верба расцвела…                           расцвела-прош.вр.
Весной мир божий расцветает!                      расцветает-наст.вр.
Как солнце весело глядит                               глядит-наст.вр.
И в поле травку пригревает! (И.Суриков)      пригревает-наст.вр.

 

3 вариант.

Выписать  глаголы и определить  время глагола.

Уж тает снег, бегут ручьи,                             бегут-наст.вр.
В окно повеяло весною...                              повеяло-прош.вр
Засвищут скоро соловьи,                              засвищут-буд.вр.
И лес оденется листвою!                               оденется-буд.вр.

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,                         стало-прош.вр.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.                               миновала-прош.вр.

Проверка.

 

3.Творческая работа. СЛАЙД

Упражнение «Оживи картинку»

На доске написан текст.

 

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег.

 Бесконечное поле.


- Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Запишите полученный текст.  Определить время глаголов.

(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

Заслушать несколько работ.

 

 

Дополнительно:

4. Самостоятельная работа

Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.

 

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

7. Рефлексия

Урок приблизился к концу,

Я у вас спросить хочу:

- Над какой темой мы работали?

- В форме какого времени бывают глаголы?

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

- Какая же самая живая часть речи, ребята, говорил югов?!

« … - самая живая часть речи»

А. К. Югов

- Выберите для себя высказывание, как вы работали сегодня на уроке. (фразеологизмы) СЛАЙД

ДЗ (пояснение): СЛАЙД

      Печатная тетрадь: с. 23-24 упр.20

      Выполнить ВПР вариант № 15.

      *Задания от учителя на УЧИ.ру

 

9. Н а п и ш и т е  предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.

 

Мороз (щипать) щёки. (Сыпать)  спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.

 

Игра называется «Аккуратный почтальон».

3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:

1.     Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

2.     Магниты.

3.     Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):

    
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ           

Карточка 1. Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.

Дают, вручают, преподносят (телеграмма, цветы, книги, подарок). Выкапывали, срезали, собирали, выдёргивали (капуста, морковь, картофель, огурцы, урожай).

Карточка 2. К данным словам записать однокоренные слова разных частей речи. Подчеркнуть глаголы.

Награда, игра, крик, служба, свет, мороз, звон.

Карточка 3. Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.

Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

Составить 1–2 предложения с некоторыми глаголами, разобрать их по членам предложения.

Карточка 4. Изменить по временам данные глаголы.

Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

 

 


 

Тема: Изменение глаголов по временам

Тема: Изменение глаголов по временам

Ход урока 1. Орг.момент Долгожданный дан звонок,

Ход урока 1. Орг.момент Долгожданный дан звонок,

Постановка цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

Мы гостили у бабушки в деревне

Мы гостили у бабушки в деревне

Проверка. Зачитайте стихотворение в исправленном виде

Проверка. Зачитайте стихотворение в исправленном виде

Вот скоро птички запоют,

Вот скоро птички запоют,

Дополнительно: 4. Самостоятельная работа

Дополнительно: 4. Самостоятельная работа

Н а п и ш и т е предложения, правильно употребив глаголы из скобок

Н а п и ш и т е предложения, правильно употребив глаголы из скобок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024