ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
РЕКОМЕНДОВАНО от «__» ________ 20__ г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа №
«__» _______ 20__ г.
|
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Индивидуальные занятия с учителем-логопедом »
Направленность: социально-педагогическую
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель – логопед
Усанова Анастасия Викторовна
Москва, 2019 год
Содержание программы:
1. Пояснительная записка………………………………..…….………….……..3
1.1. Цель, задачи дополнительной образовательной программы ………5
1.2.Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы……………..………………………...…….7
1.3.Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………..…….9
2. Организация образовательной деятельности…………….……….………..10
2.1. Задачи и содержание индивидуальных занятий…………......….....10
2.2.Взаимодействие с родителями………………………..………..…....11
2.3. Организация предметно-пространственной среды……..............…12
3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе…….....13
4. Содержание коррекционной работы………………….…………………..…16
4.1. Методическое обеспечение………………………………………….19
4.2. Календарно-тематическое планирование………………….………..22
4.3.Особенности организации занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием в рамках реализации данной программы…………………………………………………………………26
4.4. План индивидуальной коррекционной работы……………..……...27
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы………….....……29
Список литературы……………………………….………………………..….…30
1. Пояснительная записка
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.
Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность: является программой социально-психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания.
В последние годы значительно повысился процент детей имеющих нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Любое отклонение в развитии речи рассматривается как во взаимосвязи с развитием других сторон речевой деятельности, так и в контексте общего психического развития ребёнка. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста 5 – 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. При этом детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебного материала в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально-коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала [6].
Актуальность программы определяется её спецификой, нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей [1]. В свою очередь, логопедическое воздействие преследует цель направленной стимуляции речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся сверстников[2].
Работа педагога дополнительного образования (деятельность учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной[10].Данная программа дополнительного образования сообразуется с образовательной программой
работы образовательной организации, отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 7 лет (старший, подготовительный дошкольный возраст) с отклонениями в речевой деятельности[4][9].
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что она разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое недоразвитие и успешно осваивать основную образовательную программу.
Педагогическая целесообразность программы. Научно-педагогические исследования и практический опыт показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, а формирование у ребенка психологической и общеучебной готовности к школе, развитие познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и деятельностных способностей.
1.1. Цель, задачи и принципы дополнительной образовательной программы.
Основной целью данной дополнительной образовательной программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и осуществления своевременного и полноценного их личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы решаются следующие задачи:
¾ раннее выявление речевых нарушений;
¾ формирование полноценных произносительных навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения;
¾ развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
¾ развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
¾ обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
¾ воспитание умений правильно составлять простое и сложно распространённое предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
¾ развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
¾ предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников (подготовка к обучению грамоте; формирование навыков учебной деятельности);
¾ осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
Программа рассчитана на один учебный год с октября по июнь месяц.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Дети, страдающие иными заболеваниями, такими как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, заикание, стёртая дизартрия должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от направления учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение нарушения.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, определяющий важность раннего выявления дошкольников с функциональными и органическими нарушениями в развитии, с одной стороны, и разработку соответствующего логопедического воздействия - с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, диктующий одновременное выполнение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности, заключающийся в том, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей старших дошкольников.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким образом, чтобы он опирался на собственный опыт. Данный принцип благоприятствует более активному психическому развитию детей и предусматривает понимание ребёнком материала, а также удачное использование его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, определяющий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие данного принципа базируется на преемственности речевых и двигательных заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, подразумевает поэтапный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, предоставляющий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов старших дошкольников.
1.2. Отличительные особенности данной дополнительной
образовательной программы
Данная дополнительная образовательная программа содержит следующие добавления и изменения:
1. Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой. В данной программе такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов представлены более объемно. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, на занятиях активно используются элементы логоритмики.
2. Данная дополнительная образовательная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий.
Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой.
3. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим данная дополнительная образовательная программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию движений пальцев рук, так как это является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и весьма полезно для подготовки руки к письму.
4. Данная дополнительная образовательная программа предполагает проведение комплексных занятий по произношению и развитию речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием такие занятия являются более рациональными, так как направлены на развитие у детей речемыслительной деятельности. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать.
5. Конспекты занятий составлены с учетом уровня развития отдельной логопедической группы, т.е. материал может быть преподнесен в большем или в меньшем объеме.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, психических процессов и моторной деятельности, с другой – подготовку к овладению грамотой.
1.3. Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФН переходит в ФНР (фонетическое нарушение речи). ФФН бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. [5]. Наиболее существенным признаком фонематического недоразвития является низкая способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.
В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием выделяются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть отражена в речи дошкольника различным образом:
• трудностями различения звуков;
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в
речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что тянет за собой трудности детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме выше представленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом нарушении детей часто повреждается просодическая сторона речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого дефекта у данной категории детей выражены, как правило, не резко [7]. Наблюдается бедность словарного запаса и несущественная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи дошкольников возникают отдельные ошибки в употреблении сложных предлогов, падежных окончаниях, согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
2. Организация образовательной деятельности.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи, проводятся индивидуально, 2 раза в неделю.
Продолжительность индивидуального занятия составляет 25 -30 минут, что является оптимальным временем для занятия с детьми данного возраста.
Выпуск детей проводится по мере устранения у них речевых дефектов.
Программа составлена с учётом формы организации коррекционно-развивающих занятий: индивидуальные занятия, основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи учителя-логопеда и дошкольника, наметить индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
2. 1. Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развивать артикуляционный праксис;
• развивать фонационное дыхание;
• уточнять артикуляцию правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
• вызывать и ставить отсутствующие звуки или корректировать искаженные звуки;
• автоматизировать их на первоначальном этапе в упрощенных фонетических условиях;
• закреплять навыки произношения изученных звуков;
• отработать навыки восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
• воспитать готовность к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширять лексический запас в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закреплять доступные возрасту грамматические категории с учётом исправленных на занятиях звуков [8].
2. 2. Взаимодействие с родителями.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (законных представителей).
Учитель-логопед взаимодействует с родителями (законными представителями) дошкольников через:
· проведение просветительской работы (консультации, беседы);
· ведение «домашних тетрадей» детей с нарушениями речевой деятельности.
При организации образовательной деятельности отмечаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Учитель-логопед: диагностика звуковой культуры речи и состояния звукопроизношения; формирование правильного звукопроизношения; формирование фонематического восприятия; речевое и языковое развитие.
Родители: выполнение рекомендаций; закрепление навыков и расширение знаний [5].
2. 3. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
3. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
4. Антибактериальные влажные или спиртовые салфетки.
5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).
7. Логопедический альбом для обследования речи.
8. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
10. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
11. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
12.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе.
Образовательная область |
Задачи |
Вид деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. |
- игровые ситуации - настольно-печатные дидактические игры - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи. |
Познавательное развитие |
Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать составление описательных рассказов группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. |
- составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика |
Речевое развитие |
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. |
- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах |
Художественно-эстетическое развитие |
Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки. |
- дидактические игры и упражнения; - штриховка |
Физическое развитие |
Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. |
- речь с движением - физкультминутки - кинезиологические упражнения - дыхательные упражнения |
4. Содержание коррекционной работы.
Индивидуальная коррекционная работа включает направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи |
Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи |
- Коррекция звукопроизношения - Совершенствование слоговой структуры слов |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
|
- Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза - Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения |
1. Артикуляционная гимнастика
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения, статические:
«Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Бублик», «Киска сердится», «Лопатка», «Щёточка», «Желобок».
Подготовительные упражнения, динамические:
«Качели», «Остуди блинчик», «Футбол», «Фокус».
Для свистящих:
«Улыбка», «Заборчик», «Накажем язык», «Блинчик», «Остуди блинчик», «Желобок», «Киска сердится», «Щёточка», «Футбол».
Для шипящих:
«Бублик», «Погреем руки», «Лопатка», «Чашечка», «Фокус», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок».
Для сонорных:
«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Маляр», «Парус», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик», «Пулемёт», «Индюк».
2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
3. Дыхательная гимнастика
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Согреть руки», «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Пушинка», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».
4. Пальчиковая гимнастика
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики.
5. Постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится по подражанию, механическим или смешанным способами.
6. Автоматизация поставленного звука
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
- в слогах:
a) С – Сь, З - Зь, Ш, Ж, Ль автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
b) Ц, Ч, Щ, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
c) Р - Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в обратных: аш, ош,уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: шла, шно, шме …..
«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в прямых : ла, ло, лу…,в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: плу, гла, плы …..
«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в обратных: ар, ор, ур…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: пра, тро, пру …
- в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.
- в предложениях:
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельныепредложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с даннымсловом.
7. Дифференциация звуков
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С- Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Л-Ль;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:
- по твердости - мягкости;
- по звонкости - глухости;
- по месту образования;
- по способу образования [11].
4. 1. Методическое обеспечение
В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методом определяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоения правильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапа постановки звука присуще использование практических и наглядных методов, при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ.
К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственных действий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука развивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко - слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.
Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.
В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка.
Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще подбодрять, проявлять педагогический такт при каждом оценивании их деятельности [12].
В ходе обследования изучаются определенные компоненты, составляющие речевую систему:
1. Фонематические процессы
2. Звукопроизношение
3. Слоговая структура
4. Связная речь
Обследование проводится по методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О. А. Безруковой и О. Н. Каленковой.
Методика предназначена для определения уровня речевого развития детей от 3до 7 лет. Она сопровождается:
- методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей;
- бланком речевой карты и методическими рекомендациями по оформлению и ведению речевой карты — основного документа в работе логопеда;
- иллюстративным материалом отличного полиграфического качества к тестовым заданиям по каждой возрастной группе.
Структура методики.
Методика состоит из 4 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания.
Блок 1. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении объема словаря и многообразии связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами (9 заданий)
Блок 2. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений (9 заданий)
Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи (6 заданий)
Блок 4. Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности, которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. (4 задания) [3].
Все тестовые задания оформлены в протоколе обследования.
Оформление речевой карты проводится по результатам протокола обследования. В методических рекомендациях по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста четко показана структура и содержание речевой карты для детей дошкольного возраста. Она имеет две формы (Форма 1 -ребенок раннего и младшего дошкольного возраста) и Форма 2 – ребенок среднего и старшего дошкольного возраста. Даны четкие формулировки выводов по соответствующим рубрикам.
4. 2. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование составлено на основании проведенного логопедического обследования речи обучающегося, с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Логопедическое обследование |
1 |
2 |
Установление контакта с ребенком, знакомство с кабинетом. Развитие артикуляторной и мелкой моторики, знакомство с органами артикуляции. |
1 |
3 |
Уточнение артикуляции звука С, развитие правильного речевого выдоха. |
1 |
4 |
Уточнение артикуляции звука З, развитие силы и громкости голоса. |
1 |
5 |
Уточнение артикуляции звука Ш, развитие правильного речевого выдоха, силы и громкости голоса. |
1 |
6 |
Автоматизация звука Ш прямых слогах, в словах с прямыми слогами в начале, середине и конце слова. |
1 |
7 |
Автоматизация звука Ш обратных слогах, в словах с обратными слогами |
1 |
8 |
Автоматизация звука Ш в словах со стечением согласных. Уточнение артикуляции звука Ж |
1 |
9 |
Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях. Автоматизация звука Ж в слогах и словах. |
1 |
10 |
Автоматизация звука Ш в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах. Автоматизация звука Ж в словах и словосочетаниях. |
1 |
11 |
Автоматизация звука Ш в связном тексте. Автоматизация звука Ж в предложениях. |
1 |
12 |
Автоматизация звука Ж в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах. |
1 |
13 |
Автоматизация звука Ж в связном тексте. |
1 |
14 |
Автоматизация звуков Ш-Ж в связном тексте. Подготовительный этап постановки звука Л |
1 |
15 |
Дифференциация звуков Ш-С Подготовительный этап постановки звука Л |
2 |
16 |
Дифференциация звуков Ж-З Подготовительный этап постановки звука Л |
1 |
17 |
Постановка звука Л в обратном слоге АЛ |
1 |
18 |
Автоматизация звука Л в обратных слогах |
3 |
19 |
Автоматизация звука Л в прямых слогах, в словах с прямыми слогами |
4 |
20 |
Автоматизация звука Л в слогах, словах со стечением согласных |
5 |
21 |
Автоматизация звука Л в словосочетаниях, чистоговорках |
1 |
22 |
Автоматизация звука Л в чистоговорках, предложениях |
1 |
23 |
Автоматизация звука Л в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах. Постановка звука ЛЬ |
2 |
24 |
Автоматизация звука Л в связном тексте. Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах |
2 |
25 |
Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямыми слогами |
2 |
26 |
Автоматизация звука ЛЬ в слогах, словах со стечением согласных |
2 |
27 |
Автоматизация звука ЛЬ в словосочетаниях, чисто -говорках. Подготовительный этап постановки звука Р. |
1 |
28 |
Автоматизация звука ЛЬ в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах. Подготовительный этап постановки звука Р. |
1 |
29 |
Автоматизация звука ЛЬ в связном тексте. Подготовительный этап постановки звука Р. |
1 |
30 |
Подготовительный этап постановки звука Р. Постановка звука Р. |
1 |
31 |
Постановка звука Р, упр. «Пулемёт», изолированное произношение |
1 |
32 |
Автоматизация звука звука Р в прямых слогах, в словах с прямыми слогами |
4 |
33 |
Автоматизация звука звука Р в обратных слогах, в словах с обратными слогами |
1 |
34 |
Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных, в словах со стечением согласных |
1 |
35 |
Автоматизация звука Р в словосочетаниях, чистоговорках. Постановка звука РЬ. |
1 |
36 |
Автоматизация звука Р в чистоговорках, предложениях. Автоматизация звука звука РЬ в прямых слогах |
1 |
37 |
Автоматизация звука Р в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах. Автоматизация звука РЬ в прямых слогах, в словах с прямыми слогами |
2 |
38 |
Автоматизация звука Р в связном тексте. Автоматизация звука звука РЬ в прямых слогах, в словах с прямыми слогами в конце слова. |
1 |
39 |
Автоматизация звука Р в связном тексте. Автоматизация звука РЬ в слогах, словах со стечением согласных |
1 |
40 |
Автоматизация звука РЬ в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах |
1 |
41 |
Автоматизация звука РЬ в связном тексте. |
1 |
42 |
Дифференциация звуков Л-Р |
1 |
43 |
Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи. Повторная диагностика |
1 |
ИТОГО: Занятия проводятся 2 раза в неделю |
61 час |
Сроки реализации программы: с 01.10.2019 – 31. 05.2020 г.
4.3. Особенности организации занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием в рамках реализации данной программы:
¾ система занятий включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте;
¾ логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова;
¾ коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
¾ развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
¾ воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
¾ развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
¾ развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; - развитие произвольного внимания и памяти.
Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
Эффективность дополнительной коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.
Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей дополнительной коррекционно-развивающей программы.
4.4. План индивидуальной коррекционной работы.
I. Подготовительный этап (задачи: включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс):
¾ вызывать интерес к логопедическим занятиям, путем правильной мотивации ребенка;
¾ учить правилам поведения на занятиях, выполнению инструкции логопеда, активному включению в общение;
¾ формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков, отрабатывать общие артикуляционные упражнения;
¾ развивать речевое дыхания и голосообразование;
¾ развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
¾ развивать мелкую моторику (обводка, штриховка, раскраска, выкладывание мозаики и др.).
II. Формирование произносительных умений и навыков (задачи: устранить дефектное звукопроизношение; развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью):
¾ постановка звуков
· по подражанию,
· механический способ,
· смешанный способ.
¾ автоматизация навыка произношения поставленных звуков
· в слогах (прямые, обратные, со стечением согласных),
· в словах (начало, середина, конец),
· в предложениях,
· в тексте,
· в самостоятельной речи.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения:
¾ дифференциация акустически сходных звуков;
¾ выделение заданного звука из ряда отдельных звуков, из ряда обратных
и прямых слогов;
¾ определение наличия заданного звука в слове;
¾ определение места звука в слове;
¾ отбор картинок с заданным звуком;
¾ выделение первого и последнего звука в слове;
¾ звуко-слоговой анализ и синтез слогов и слов;
¾ работа над слоговой структурой слова.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
¾ развитие лексической стороны и грамматического строя речи;
¾ нормализация просодической стороны речи;
¾ обучение рассказыванию.
5. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения содержания данной дополнительной коррекционно-развивающей программы дошкольник может:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, в чтении стихов.
Список литературы
1. Алексеева В.В. Опыт работы интегрированного детского сада / Алексеева В. В., Сошина И. В.- М.: Теревинф, 2004. – 112 с.
2. Архипова Е. Ф. Методические рекомендации по проведению логопедических занятии с детьми в I - IV периодах доречевого развития. – В кн.: Семеновой К. А. и Махмудовой Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Т.: Медицина, 1979. - 318—331 с.
3. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста — М. : Русская Речь,
2014. — 70 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова).
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
5. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / Учебное пособие. – Б.: БГПУ, 2013. – 160 с.
6.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
7. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Сфера, 2007. – 192 с.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.:Центр педагогического образования, 2014. – 30 с.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:МГОПИ, 1993. – 72 с.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников - М.:Профессиональное образование,1993. – 232 с.
12. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. - М. АРКТИ,2005. – 239 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.