Программа дополнительного образования "Индивидуальные занятия с учителем-логопедом "
Оценка 5

Программа дополнительного образования "Индивидуальные занятия с учителем-логопедом "

Оценка 5
docx
18.02.2020
Программа дополнительного образования "Индивидуальные занятия с учителем-логопедом "
ПРОГРАММА дополнительного образования.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

 

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО
педагогическим советом
Протокол № ______

от «__» ________ 20__ г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Школа №

 

 «__» _______ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«Индивидуальные занятия с учителем-логопедом »

 

 

 

Направленность: социально-педагогическую

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель – логопед

Усанова Анастасия Викторовна

 

 

 

 

 

Москва, 2019 год

 

Содержание программы:

 

1. Пояснительная записка………………………………..…….………….……..3

1.1. Цель, задачи дополнительной образовательной программы ………5

1.2.Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы……………..………………………...…….7

1.3.Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим       недоразвитием речи…………………………..…….9

2. Организация образовательной деятельности…………….……….………..10

2.1. Задачи и содержание индивидуальных занятий…………......….....10

2.2.Взаимодействие с родителями………………………..………..…....11

2.3. Организация предметно-пространственной среды……..............…12

3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе…….....13

4. Содержание коррекционной работы………………….…………………..…16

4.1. Методическое обеспечение………………………………………….19

4.2.  Календарно-тематическое планирование………………….………..22

4.3.Особенности организации занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием в рамках реализации данной программы…………………………………………………………………26

4.4. План индивидуальной коррекционной работы……………..……...27

5. Планируемые результаты освоения рабочей программы………….....……29

 

Список литературы……………………………….………………………..….…30

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. 

Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность: является программой социально-психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания.

В последние годы значительно повысился процент детей имеющих нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Любое отклонение в развитии речи рассматривается как во взаимосвязи с развитием других сторон речевой деятельности, так и в контексте общего психического развития ребёнка. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста 5 – 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. При этом детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебного материала в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально-коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала [6].

Актуальность программы определяется её спецификой, нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей [1]. В свою очередь, логопедическое воздействие преследует цель направленной стимуляции речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся сверстников[2].

Работа педагога дополнительного образования (деятельность учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной[10].Данная программа дополнительного образования сообразуется с образовательной программой

работы образовательной организации, отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 7 лет (старший, подготовительный дошкольный возраст) с отклонениями в речевой деятельности[4][9].

Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что она разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое недоразвитие и успешно осваивать основную образовательную программу.

Педагогическая целесообразность программы. Научно-педагогические исследования и практический опыт показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, а формирование у ребенка психологической и общеучебной готовности к школе, развитие познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и деятельностных способностей.

 

1.1. Цель,  задачи и принципы дополнительной образовательной программы.

Основной целью данной дополнительной образовательной программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и осуществления своевременного и полноценного их личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. 

В процессе реализации дополнительной образовательной программы решаются следующие задачи:

¾   раннее выявление речевых нарушений;

¾   формирование     полноценных      произносительных        навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения;

¾   развитие     фонематического          восприятия,         фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

¾   развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

¾   обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

¾   воспитание умений правильно составлять простое и сложно распространённое предложение,  употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

¾   развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

¾   предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников (подготовка к обучению грамоте; формирование навыков учебной деятельности);

¾   осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

Программа рассчитана на один учебный год с октября по июнь месяц.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Дети, страдающие иными заболеваниями, такими как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, заикание, стёртая дизартрия должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от направления учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение нарушения.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1) принцип опережающего подхода, определяющий важность раннего выявления дошкольников с функциональными и органическими нарушениями в развитии, с одной стороны, и разработку соответствующего логопедического воздействия - с другой;

2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3) принцип полифункционального подхода, диктующий одновременное выполнение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4) принцип сознательности и активности, заключающийся в том, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей старших дошкольников.

Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким образом, чтобы он опирался на собственный опыт. Данный принцип благоприятствует более активному психическому развитию детей и предусматривает понимание ребёнком материала, а также удачное использование его в практической деятельности в дальнейшем;

5) принцип доступности и индивидуализации, определяющий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие данного принципа базируется на преемственности речевых и двигательных заданий;

6) принцип постепенного повышения требований, подразумевает поэтапный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7) принцип наглядности, предоставляющий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов старших дошкольников.

 

1.2. Отличительные особенности данной дополнительной

образовательной программы

Данная дополнительная образовательная программа содержит следующие добавления и изменения:

1. Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой. В данной программе такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов представлены более объемно. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, на занятиях активно используются элементы логоритмики.

2. Данная дополнительная образовательная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий. 

Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой.

3. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим данная дополнительная образовательная программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию движений пальцев рук, так как это является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и весьма полезно для подготовки руки к письму.

4. Данная дополнительная образовательная программа предполагает проведение комплексных занятий по произношению и развитию речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием такие занятия являются более рациональными, так как направлены на развитие у детей речемыслительной деятельности. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать. 

5. Конспекты занятий составлены с учетом уровня развития отдельной логопедической группы, т.е. материал может быть преподнесен в большем или в меньшем объеме.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, психических процессов и моторной деятельности, с другой – подготовку к овладению грамотой.

 

1.3.   Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение

процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФН переходит в ФНР (фонетическое нарушение речи). ФФН бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. [5]. Наиболее существенным признаком фонематического недоразвития является низкая способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.

В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием выделяются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть отражена в речи дошкольника различным образом:

• трудностями различения звуков;

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в  

   речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что тянет за собой трудности детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме выше представленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом нарушении детей часто повреждается просодическая сторона речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого дефекта у данной категории детей выражены, как правило, не резко [7]. Наблюдается бедность словарного запаса и несущественная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи дошкольников возникают отдельные ошибки в употреблении сложных предлогов, падежных окончаниях, согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 

2. Организация образовательной деятельности.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи, проводятся индивидуально, 2 раза в неделю.

Продолжительность индивидуального занятия составляет 25 -30 минут, что является оптимальным временем для занятия с детьми данного возраста.

Выпуск детей проводится по мере устранения у них речевых дефектов.

Программа составлена с учётом формы организации коррекционно-развивающих занятий: индивидуальные занятия, основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи учителя-логопеда и дошкольника, наметить индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

 

2. 1. Задачи и содержание индивидуальных занятий:

• развивать артикуляционный праксис;

• развивать фонационное дыхание;

• уточнять артикуляцию правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

• вызывать и ставить отсутствующие звуки или корректировать искаженные звуки;

• автоматизировать их на первоначальном этапе в упрощенных фонетических условиях;

• закреплять навыки произношения изученных звуков;

• отработать навыки восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

• воспитать готовность к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

• расширять лексический запас в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

• закреплять доступные возрасту грамматические категории с учётом исправленных на занятиях звуков [8].

 

2. 2. Взаимодействие с родителями.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (законных представителей).

Учитель-логопед взаимодействует с родителями (законными представителями) дошкольников через:

·          проведение просветительской работы (консультации, беседы);

·          ведение «домашних тетрадей» детей с нарушениями речевой деятельности.

При организации образовательной деятельности отмечаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

Учитель-логопед: диагностика звуковой культуры речи и состояния звукопроизношения;  формирование правильного звукопроизношения; формирование фонематического восприятия;  речевое и языковое развитие.

Родители: выполнение рекомендаций; закрепление навыков и расширение знаний [5].

 

2. 3. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

3. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

4. Антибактериальные влажные или спиртовые салфетки.

5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

7. Логопедический альбом для обследования речи.

8. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

10. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

11. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

12.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

 

 

 

 

 

 

3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе.

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать

умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игровые ситуации

- настольно-печатные

дидактические игры

- автоматизация

поставленных звуков в стихах, рассказах,

спонтанной речи.

Познавательное развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать составление описательных рассказов  группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек

или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие,

высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на

группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать

конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в

словах

- дидактические игры на

развитие слухового и

зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Речевое развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать

умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания

художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к

прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

- автоматизация

поставленных звуков в

стихотворных текстах, рассказах

Художественно-эстетическое развитие

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки.

- дидактические игры и

упражнения;

- штриховка

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- речь с движением

- физкультминутки

- кинезиологические

упражнения

- дыхательные упражнения

 

 

 

 

 

4. Содержание коррекционной работы.

Индивидуальная коррекционная работа включает направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

- Совершенствование слоговой структуры слов

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

 

- Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

- Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

 

1. Артикуляционная гимнастика

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения, статические:

«Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Бублик», «Киска сердится», «Лопатка», «Щёточка», «Желобок».

Подготовительные упражнения, динамические:

«Качели», «Остуди блинчик»,  «Футбол», «Фокус».

Для свистящих:

«Улыбка»,  «Заборчик», «Накажем язык», «Блинчик», «Остуди блинчик», «Желобок»,  «Киска сердится», «Щёточка», «Футбол».

Для шипящих:

 «Бублик», «Погреем руки», «Лопатка», «Чашечка», «Фокус», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок».

Для сонорных:

 «Улыбка»,  «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели»,  «Маляр», «Парус», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик», «Пулемёт», «Индюк».

2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

3. Дыхательная гимнастика

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Согреть руки», «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Пушинка», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики.

5. Постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится по подражанию, механическим или смешанным способами.

6. Автоматизация поставленного звука

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных

- в слогах:

a) С – Сь, З - Зь,  Ш, Ж, Ль автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

b) Ц, Ч, Щ, Л  наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

c) Р - Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в обратных: аш, ош,уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: шла, шно, шме …..

«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в прямых : ла, ло, лу…,в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: плу, гла, плы …..

«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в обратных: ар, ор, ур…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: пра, тро, пру …

- в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.

- в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельныепредложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с даннымсловом.

7. Дифференциация звуков

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

 С-З, С- Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Л-Ль;

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:

- по твердости - мягкости;

- по звонкости - глухости;

- по месту образования;

- по способу образования [11].

 

4. 1. Методическое обеспечение

В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методом определяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоения правильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапа постановки звука присуще использование практических и наглядных методов, при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ.

К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственных действий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука развивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий.

Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко - слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.

Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.

В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка.

Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще подбодрять, проявлять педагогический такт при каждом оценивании их деятельности [12].

В ходе обследования изучаются определенные компоненты, составляющие речевую систему:

1. Фонематические процессы

2. Звукопроизношение

3. Слоговая структура

4. Связная речь

Обследование проводится по методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О. А. Безруковой и О. Н. Каленковой.

Методика предназначена для определения уровня речевого развития детей от 3до 7 лет. Она сопровождается:

- методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей;

- бланком речевой карты и методическими рекомендациями по оформлению и ведению речевой карты — основного документа в работе логопеда;

- иллюстративным материалом отличного полиграфического качества к тестовым заданиям по каждой возрастной группе.

Структура методики.

Методика состоит из 4 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания.

Блок 1. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении объема словаря и многообразии связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами (9 заданий)

Блок 2. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений (9 заданий)

Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи (6 заданий)

Блок 4. Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности, которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. (4 задания) [3].

Все тестовые задания оформлены в протоколе обследования.

Оформление речевой карты проводится по результатам протокола обследования. В методических рекомендациях по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста четко показана структура и содержание речевой карты для детей дошкольного возраста. Она имеет две формы (Форма 1 -ребенок раннего и младшего дошкольного возраста) и Форма 2 – ребенок среднего и старшего дошкольного возраста. Даны четкие формулировки выводов по соответствующим рубрикам.

 

4. 2. Календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование составлено на основании проведенного логопедического обследования речи обучающегося, с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Логопедическое обследование

1

2

Установление контакта с ребенком, знакомство с кабинетом. Развитие артикуляторной и мелкой моторики, знакомство с органами артикуляции.

1

3

Уточнение артикуляции звука С, развитие правильного речевого выдоха.

1

4

Уточнение артикуляции звука З, развитие силы и громкости голоса.

1

5

Уточнение артикуляции звука Ш, развитие правильного речевого выдоха, силы и громкости голоса.

1

6

Автоматизация звука Ш прямых слогах, в словах с прямыми слогами в начале, середине и конце слова.

1

7

Автоматизация звука Ш обратных слогах, в словах с обратными слогами

1

8

Автоматизация звука Ш в словах со стечением согласных.  Уточнение артикуляции звука Ж

1

9

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

1

10

Автоматизация звука Ш в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах.

Автоматизация звука Ж в словах и словосочетаниях.

1

11

Автоматизация звука Ш в связном тексте. Автоматизация звука Ж в предложениях.

1

12

Автоматизация звука Ж в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах.

1

13

Автоматизация звука Ж в связном тексте.

1

14

Автоматизация звуков Ш-Ж в связном тексте. Подготовительный этап постановки звука Л

1

15

Дифференциация звуков Ш-С Подготовительный этап постановки звука Л

2

16

Дифференциация  звуков Ж-З Подготовительный этап постановки звука Л

1

17

Постановка звука Л в обратном слоге АЛ

1

18

Автоматизация звука Л в обратных слогах

3

19

Автоматизация звука Л в прямых слогах, в словах с прямыми слогами

4

20

Автоматизация звука Л в слогах,  словах со стечением согласных

5

21

Автоматизация звука Л в словосочетаниях, чистоговорках

1

22

Автоматизация звука Л в чистоговорках, предложениях

1

23

Автоматизация звука Л в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах.  Постановка звука ЛЬ

2

24

Автоматизация звука Л в связном тексте. Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах

2

25

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямыми слогами

2

26

Автоматизация звука ЛЬ в слогах, словах со стечением согласных

2

27

Автоматизация звука ЛЬ в словосочетаниях, чисто -говорках. Подготовительный этап постановки звука Р.

1

28

Автоматизация звука ЛЬ в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах.  Подготовительный этап постановки звука Р.

1

29

Автоматизация звука ЛЬ в связном тексте. Подготовительный этап постановки звука Р.

1

30

Подготовительный этап постановки звука Р. Постановка звука Р.

1

31

Постановка звука Р, упр. «Пулемёт», изолированное  произношение

1

32

Автоматизация звука звука Р в прямых слогах, в словах с прямыми слогами

4

33

Автоматизация звука звука Р в обратных слогах, в словах с обратными слогами

1

34

Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных, в словах со стечением согласных

1

35

Автоматизация звука Р в словосочетаниях, чистоговорках.  Постановка звука РЬ.

1

36

Автоматизация звука Р в чистоговорках, предложениях. Автоматизация звука звука РЬ в прямых слогах

1

37

Автоматизация звука Р в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах. Автоматизация звука РЬ в прямых слогах, в словах с прямыми слогами

2

38

Автоматизация звука Р в связном тексте. Автоматизация звука звука РЬ в прямых слогах, в словах с прямыми слогами в конце слова.

1

39

Автоматизация звука Р в связном тексте. Автоматизация звука РЬ в слогах, словах со стечением согласных

1

40

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках, фразах, скороговорках, стихах

1

41

Автоматизация звука РЬ в связном тексте.

1

42

Дифференциация звуков Л-Р

1

43

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи. Повторная диагностика

1

ИТОГО:

Занятия проводятся 2 раза в неделю

61 час

 

Сроки реализации программы: с 01.10.2019 – 31. 05.2020 г.

 

4.3. Особенности организации занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием в рамках реализации данной программы:

¾       система занятий включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте;

¾       логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова;

¾       коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:

¾     развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

¾     воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

¾     развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

¾     развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; - развитие произвольного внимания и памяти.

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Эффективность дополнительной коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.

Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей дополнительной коррекционно-развивающей программы. 

 

4.4. План индивидуальной коррекционной работы.

I. Подготовительный этап (задачи: включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс):

¾     вызывать интерес к логопедическим занятиям, путем правильной мотивации ребенка;

¾     учить правилам поведения на занятиях, выполнению инструкции логопеда, активному включению в общение;

¾     формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков, отрабатывать общие артикуляционные упражнения;

¾     развивать речевое дыхания и голосообразование;

¾     развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

¾     развивать мелкую моторику (обводка, штриховка, раскраска, выкладывание мозаики и др.).

II.  Формирование произносительных умений и навыков (задачи: устранить дефектное звукопроизношение; развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью):

¾     постановка звуков

·          по подражанию,

·          механический способ,

·          смешанный способ.

¾     автоматизация навыка произношения поставленных звуков

·          в слогах (прямые, обратные, со стечением согласных),

·          в словах (начало, середина, конец),

·          в предложениях,

·          в тексте,

·          в самостоятельной речи.

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения:

¾              дифференциация акустически сходных звуков;

¾              выделение заданного звука из ряда отдельных звуков, из ряда обратных  

         и прямых слогов;

¾              определение наличия заданного звука в слове;

¾              определение места звука в слове;

¾              отбор картинок с заданным звуком;

¾              выделение первого и последнего звука в слове;

¾              звуко-слоговой анализ и синтез слогов и слов;

¾              работа над слоговой структурой слова.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:

¾              развитие лексической стороны и грамматического строя речи;

¾              нормализация просодической стороны речи;

¾              обучение рассказыванию.

 

5. Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения содержания данной дополнительной коррекционно-развивающей программы дошкольник может:

-        правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; 

-        чётко дифференцировать все изученные звуки;

-        называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-        находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-        называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-        производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-        овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, в чтении стихов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Алексеева В.В. Опыт работы интегрированного детского сада  / Алексеева В. В., Сошина И. В.- М.: Теревинф, 2004. – 112 с.

2. Архипова  Е.   Ф.  Методические  рекомендации  по  проведению логопедических занятии с детьми в I  -  IV периодах доречевого развития. – В кн.: Семеновой К. А. и Махмудовой Н. М. Медицинская реабилитация  и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Т.: Медицина, 1979. - 318—331 с.

3. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста — М. : Русская Речь,

2014. — 70 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова).

4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

5. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / Учебное пособие. – Б.: БГПУ, 2013. – 160 с.

6.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

7. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

8.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Сфера, 2007. – 192 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.:Центр педагогического образования, 2014. – 30 с.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:МГОПИ, 1993. – 72 с.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников - М.:Профессиональное образование,1993. – 232 с.

12. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. - М. АРКТИ,2005. – 239 с.


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание программы: 1. Пояснительная записка………………………………

Содержание программы: 1. Пояснительная записка………………………………

Пояснительная записка Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость

Пояснительная записка Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально-коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на…

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально-коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на…

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы

ДОУ. Программа рассчитана на один учебный год с октября по июнь месяц

ДОУ. Программа рассчитана на один учебный год с октября по июнь месяц

Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким образом, чтобы он опирался на собственный опыт

Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким образом, чтобы он опирался на собственный опыт

Данная дополнительная образовательная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий

Данная дополнительная образовательная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий

Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Проявления речевого дефекта у данной категории детей выражены, как правило, не резко [7]

Проявления речевого дефекта у данной категории детей выражены, как правило, не резко [7]

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями.

Учитель-логопед: диагностика звуковой культуры речи и состояния звукопроизношения; формирование правильного звукопроизношения; формирование фонематического восприятия; речевое и языковое развитие

Учитель-логопед: диагностика звуковой культуры речи и состояния звукопроизношения; формирование правильного звукопроизношения; формирование фонематического восприятия; речевое и языковое развитие

Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки

Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки

Речевое развитие Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи

Речевое развитие Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи

Содержание коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Маляр», «Парус», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик», «Пулемёт», «Индюк»

Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Маляр», «Парус», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик», «Пулемёт», «Индюк»

Р - Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию

Р - Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: - по твердости - мягкости; - по звонкости - глухости; - по месту образования; - по способу…

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: - по твердости - мягкости; - по звонкости - глухости; - по месту образования; - по способу…

На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением

На начальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словесным обозначением

При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности

При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности

Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений

Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений

Развитие артикуляторной и мелкой моторики, знакомство с органами артикуляции

Развитие артикуляторной и мелкой моторики, знакомство с органами артикуляции

Л 1 17

Л 1 17

Автоматизация звука звука Р в прямых слогах, в словах с прямыми слогами 4 33

Автоматизация звука звука Р в прямых слогах, в словах с прямыми слогами 4 33

Особенности организации занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием в рамках реализации данной программы: ¾ система занятий включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению…

Особенности организации занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием в рамках реализации данной программы: ¾ система занятий включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению…

Эффективность дополнительной коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и…

Эффективность дополнительной коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и…

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: ¾ дифференциация акустически сходных звуков; ¾ выделение заданного звука из ряда…

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: ¾ дифференциация акустически сходных звуков; ¾ выделение заданного звука из ряда…

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Список литературы 1. Алексеева

Список литературы 1. Алексеева

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников -

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020