Ø Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий. Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т. п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.
Ø Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.
Ø Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т. д.) речью.
Ø Постоянно надо говорить, чтобы ребенок не торопился сказать, все что хочет - "мы тебя слушаем, никуда не торопимся, говори медленно, внятно" - при успешных попытках хвалите-хвалите-хвалите.
Составитель:
учитель-логопед Усанова А.В.
Заикание или речевые запинки у детей.
Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями). И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях - это нарушенный ритм речи.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. Это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки и может возвращаться, а физиологические запинки исчезают раз и навсегда.
Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных.
Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. У детей до 3-4 лет все неврозы (а запинки часто являются симптомами невроза) так или иначе связаны с взаимоотношениями в семье.
При первых проявлениях заикания следует обращаться к логопеду и детскому неврологу, точно выполнять их рекомендации. Психоневролог может прописать лекарственные препараты. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.
Советы родителям
Ø Проконсультируйтесь с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.
Ø Посетите логопеда. Он в игровой форме учит приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи. А так же даст необходимые рекомендации для занятий дома.
Ø Соблюдайте рекомендации логопеда по выполнению дыхательной гимнастики и релаксационных игр. Суть дыхательных упражнений - упорядочить вдох-выдох, успокоить нервную систему за счет спокойного дыхания и говорить только на выдохе.
Ø Пересмотрите свои взаимоотношения с ребенком: любой психологический перекос может спровоцировать запинки.
Ø Контролируйте темп своей речи, темп игр, громкость голоса: желательно говорить тише и медленнее.
Ø Постарайтесь и сами успокоиться: запинки не приговор, а симптом. Более того, малыш буквально «считывает» ваше настроение, интуитивно чувствуя: «Со мной что-то не так»; эмоциональное напряжение возрастает.
Ø Соблюдайте режим дня неукоснительно, ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры.
Ø Включайте на ночь тихую инструментальную музыку, детские песенки. Правильно подобранная музыка оказывает очень хороший психотерапевтический эффект.
Ø Введите в повседневные игры возню с водой: переливания из ведра в ведро, через воронку, пипеткой, резиновой грушей, губкой, нравится малышам вылавливание шариков от пинг-понга ситечком и т. д.
Ø Устраивайте минутки тишины на природе: "Давай послушаем тишину" - и помолчите в лесу полминутки. А потом каждый из вас расскажет, что услышал (как птичка коготками за кору дерева цепляется, как листва тихо осыпается и т. д.).
Ø Используйте в играх песочные часы: "Пока песочек сыпется - мы молчим. Кто слово скажет - проиграл. А если ты сумеешь вытерпеть и ничего не сказать - получишь «подарочек». Поощрения, конечно, обязательны: например, шарик витаминки, игрушка из "Киндер-сюрприза" и т. д. Такие упражнения помогут лучше себя контролировать, в том числе, и свою речь.
Ø Давайте малышу иногда побыть в одиночестве. Любому человеку в течение дня нужно время, чтобы побыть-поиграть одному;
Ø Бывает, что нервная система не справляется с бурным интеллектуальным развитием, отсюда возникают запинки. Пускай малыш какое-то время, например, месяц, ничем не занимается, "поваляет дурака", ничего не делает.
Ø Не заостряйте внимание на своеобразие речи, не просите повторить правильно слово, не сетуйте. Если ребенок начал сильно запинаться, скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Обычно при пении и шепотной речи запинок нет.
Ø Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.