Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания
Оценка 5

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
11 кл
27.01.2019
Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности и побуждает к самообразованию.
Активные методы обучения.docx
Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания Михайлова О.А. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 70 с углублённым изучением отдельных предметов». «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. Л. Сухомлинский Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском   нового   в   теории   и   практике.   Этот   процесс   обусловлен   рядом противоречий, главное из которых ­ несоответствие традиционных методов и форм   обучения   и   воспитания   новым   тенденциям   развития   системы образования,   нынешним   социально­экономическим   условиям   развития общества,   породившим   целый   ряд   объективных   инновационных   процессов. Познавательный   интерес,   а   как   следствие   активность   учащихся,   является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности   процесса   обучения,   поскольку   он   стимулирует   развитие самостоятельности   и   побуждает   к   самообразованию.   В   настоящее   время возросла   потребность   в   учителе,   способном   модернизировать   содержание своей   деятельности   посредством   критического,   творческого   её   освоения   и применения в ней достижений науки и передового педагогического опыта. Активные   методы   обучения,   являются   одним   из   наиболее перспективных   путей   совершенствования   подготовки   учащихся,   которые побуждают   их   к активной   мыслительной   и практической   деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и ученики. Основной целью обучения сегодня является не передача знания, а   приобретение способности применения полученных знаний в практике,  навыки поиска, анализа и сравнения информации. Еще в 60­х годах прошлого  столетия Эдгар Дейл, дававший ученикам одни и те же знания, но различными  способами, доказал, что имитация реального действия обуславливает 90%  усвоения материала. Активные методы как раз призваны внести в процесс  обучения элемент экспериментирования, результатом которого является  приобретение нового опыта. Однако, в отличии от знаний сформировать установки, навыки и умения сложно при помощи только традиционных уроков или лекционных занятий.  Так, лекции – «дают представление», семинары – формируют уровень «знать», практические занятия –уровень «уметь»,   а практика формирует навыки.   Именно активные методы дают возможность получить собственный,  зачастую практический опыт, которые школьники переживут и сделают из  него свои выводы и  перенесут их в свою жизнь.  Тренировку умений и навыков можно сравнить  с обучением плавать  разными стилями, чем больше стилей освоил, тем больше шансов выплыть. К активным методам обучения относят  интерактивные­лекции,  групповые дискуссии, кейс­ситуации.  Особое место в структуре активных  методов обучения занимают всевозможные игры. В. А. Сухомлинский писал:  «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…».  Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии  ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном  возрасте, ­ отмечал он ­ игра не умирает, а проникает в отношении  действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном  обучении и труде…». Действительно, игровая форма проведения занятий  сделает интересными самые «скучные» темы предметного курса, так как  именно в игре школьники активно мыслят, чувствуют и творят свободно. Игра приучает мыслить, выделять главное, обобщать, развивает его память,  способности.  В связи с этим в настоящее время игры приобретают все большее  значение, они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации  самостоятельной работы и метод обучения, а в итоге ­ один из существенных  резервов повышения качества учебного процесса. Этим объясняется особенно  большой спрос у педагогов на методическую литературу по этому вопросу,  которой в настоящее время крайне недостаточно. В России была впервые реализована оригинальная модель игры:  организационно­деятельностная игра (ОДИ) под руководством Г.П.  Щедровицкого. В целом, инновационные игры направлены на развитие, а не  только на обучение, их структура гибкая, свободная, участники заранее  ознакомлены с проблемой, ориентированы на выработку навыков действия в  нестандартных ситуациях. Типология игр По форме выделяют 3 типа игр 1. Компьютерные – игра, которая проводится при помощи специального  программного обеспечения (например, Русская рулетка, Финансовый  биатлон). 2. Настольные – проводятся при помощи небольшого набора предметов,  которые могут разместиться на столе или в руках игроков (игры  «Собираемся в поход», «Да – нет»). 3. Игры живого действия – для проведения необходимо наличие  большого пространства для перемещения участников. Игры живого действия делятся на  1. Деловые игры – имитируют реальные жизненные ситуации и ставят  перед игроками вопросы, требующие решения, например «Биржа  труда», «Куда вложить деньги» 2. Станционно­беговые игры или квесты – выполнение конкретных  заданий от ведущих на разных станциях.  3. Интеллектуальные шоу  4. Разминочные игры 5. Кейсы – «Как Даша ноутбук покупала» В  ходе игр  реализуются учебные и игровые цели, проводимые в рамках  определенных игровых правил по соответствующему сюжету. Основная задача данного метода состоит в повышении эффективности обучения за счет  усиления интереса, учащихся к производимой деятельности и придания ему  эмоциональной окраски. Безусловно, успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть  соответственно оформлена, с понятными и достижимыми целями. Требования, предъявляемые к учебной игре, можно разделить на: • основывается на свободном творчестве и самостоятельной деятельности  обучающихся; • вызывает у участников положительные эмоции; • учитывает возрастные особенности; • включает элемент соревновательности между командами или отдельными  участниками; • включает в себя следующие этапы: мотивационный (создание игровой  ситуации), ориентационный (постановка целей игры), содержательно­ операционный (правила игры, игровые действия), ценностно­волевой (игровое  состояние), оценочный (результат игры). Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными формами организации учебной деятельности. Одним из главных является снятие  психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными заданиями), напрямую предполагающие оценку, создают ситуацию психологической  напряженности, повышенной тревожности, снижают  эмоциональный фон усвоения знаний. Дидактическая игра, даже если несет  в себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря  возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность. Кроме того,  дидактическая игра позволяет преподавателю повысить эмоциональный  уровень усвоения знаний. Несмотря на игровой характер познавательной деятельности,  обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Особая организация игрового пространства способствуют  формированию коммуникативных умений. Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного  внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при  подборе методов обучения для учеников младшей и средней возрастной  группы. Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства  личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам  и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах. Момент  соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную связь. И,  наконец, игра дает возможность каждому участнику найти свою  психологическую «нишу». Здесь есть место и лидеру, и ведомому,  и «чувствительному, и рациональному». Ещё одним достоинством  игр является их многообразие, позволяющее  подобрать подходящую игру для той или иной цели.  Важно отметить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в ходе  применения деловых игр:    возможность переноса личных отношений в процесс игры;    конфликты, возникшие в ходе игры, могут быть перенесены в реальную  жизнь;   игровые ситуации могут быть использованы для решения некоторых  личных проблем;    психологически неправильное вмешательство преподавателя может  создавать проблемы для школьников и др. Список литературы 1. Аникеева Н.Д. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 144с. 2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//  Вопросы психологии. 1988. №3. 3. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения// Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2017, №53 4. Зерщикова Т.А. О некоторых проблемах современного образования  //  Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – №  1 – С. 15­20; 5. Панфилов Н.С., Лавриненко С.В., Гвоздяков Д.В. Эффективность  дидактической игры как активного метода обучения // Международный  журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8­3. – С. 316­318;

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019