Использование детского фольклора в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Проанализировав свой опыт работы с детьми, я пришла к выводу: выразительное рассказывание; беседы о героях сказок, о чувствах, которые приходится им преодолевать; рассматривание иллюстраций; драматизация сказок и так далее – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Свою работу по развитию эмоциональной сферы ребенка посредством произведений устного народного творчества, я строю на следующих принципах: во–первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе фольклорных произведений; во–вторых, на интегрированном подходе – использовании разнообразных жанров фольклора во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой;
Иконка файла материала статья Галкина Н.А., Ивентьева Т.Д. Использование детского фольклора в развитии.doc
Использование детского фольклора в развитии эмоциональной сферы ребенка  дошкольного возраста Произведения   устного   народного   творчества   –   это   школа   развития чувств   детей.   Проанализировав   свой   опыт   работы   с   детьми,   я   пришла   к выводу: выразительное рассказывание; беседы о героях сказок, о чувствах, которые   приходится   им   преодолевать;   рассматривание   иллюстраций; драматизация   сказок   и   так   далее   –   все   это   значительно   развивает эмоциональную восприимчивость детей. Свою работу по развитию эмоциональной сферы ребенка посредством произведений   устного   народного   творчества,   я   строю   на   следующих принципах: во–первых,   на   тщательном,   обусловленном   возрастными   возможностями детей, отборе фольклорных произведений; во–вторых,   на   интегрированном   подходе   –   использовании   разнообразных жанров фольклора во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой; в–третьих,   на   принципе   активного   включения   детей   в   разнообразную   изобразительную,   музыкальную, творческую   деятельность: художественно  ­ речевую, театрализованную; в–четвертых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их интересов, индивидуальные предпочтений, уровня развития; в–пятых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству. Формы работы:  Чтение художественных произведений.  Беседы.  Импровизации.  Рассматривание   иллюстраций,   репродукций   к   произведениям   русского народного творчества.  Музыкально   –   игровое   освоение   потешек,   прибауток,   дразнилок   с музыцированием на простейших музыкальных инструментах (свистульках, ложках, бубнах, трещотках).  Игровые и фигурные хороводы.  Разучивание потешек, закличик, считалок.  Пальчиковая   гимнастика   с   использованием   произведений   малого   жанра фольклора.  Утренняя гимнастика с использованием фольклорного материала.  Русские народные игры.  Этюды (на развитие умение выражать радость, печаль, гнев, страх, вину, удивление, интерес и так далее). Игры   с   правилами:   сюжетно   –   ролевые,   словесные,   подвижные, музыкальные.  Упражнения творческого и подражательно – исполнительского характера (на   развитие   мимических   движений,   поз,   походки,   выразительности движений).  Творческие игры: сюжетно – ролевые, игры – драматизации.  Дидактические, развивающие игры.  Свободное и тематическое рисование. Знакомство   человека   с   лучшими   образцами   русского   народного творчества, по моему мнению, должно начинаться с первых дней его жизни, так   как   период   раннего   и   дошкольного   детства   –   определяющий   этап   в развитии личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.   Именно   в   этот   период   дети   с   поразительной   быстротой   и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать   средством   человеческого   общения  –   речью.   Гениальный   творец языка   и   величайший   педагог   –   народ   создал   такие   произведения художественного   слова,   которые   ведут   ребенка   по   всем   ступеням эмоционального и нравственного развития. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. С самого начала комплектования группы я начала широко  использовать  произведения   устного  народного  творчества.  Хорошо подобранная,   с   выразительностью   рассказанная   потешка   порой   помогает установить   контакт   с   ребенком,   вызвать   у   него   положительные   эмоции, симпатию   к   пока   еще   малознакомому   человеку  –  воспитателю.   Во   многие народные   произведения   можно   вставить   любое   имя,   это   позволяет использовать их, обращаясь к каждому ребенку, например: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька – хороший! Сашенька – пригожий!   ٭ ٭ ٭ Вот проснулся петушок, Встала курочка, Подымайся мой дружок, Вставай Юлечка. Удачно подобранная потешка помогала при подготовке детей ко сну, одевании   на   прогулку,   во   время   кормления.   Простые,   короткие,   они побуждали детей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивали, настраивали на сон, отдых. Травка – муравка со сна поднялась,Птица – синица за зерна взялась, Зайка – за капусту, Мышка – за норку, Детки – за молоко. ٭ ٭ ٭ Вот и люди спят, вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят – поспят, всему миру спать велят. Знакомство с потешками начала с рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций.   Дав   возможность   рассмотреть   игрушку,   рассказывала   о персонаже   потешки,   о   его   особенностях,   объясняла   значение   новых   слов. Известно,   что   в   ранний   период   жизни   дети   отличаются   конкретностью восприятия.   Поэтому   в   своей   работе   использовала   прием   инсценирования произведения.   С   его   помощью   можно   добиться   предельного   внимания содержания,   помочь   детям   увидеть   последовательную   цепь   событий, описываемых в тексте, соединить во времени зрительные и слуховые стимулы (показ и чтение одновременно). Прием   действительного   соучастия   помогал   детям   стать   как   бы соучастниками   событий:     предлагала   покачать   люлечку,   позвать   петушка, напоить цыплят. Чтобы привлечь и удержать внимание детей использовала прием усиления зрительных впечатлений путем изменений в самой игрушке или ее местоположения, исчезновения или внезапным появлением. При   первом   появлении   увлекательной   игрушки   или   картинки эмоциональность детей очень велика, поэтому они не слышат текста в первом прочтении.   Учитывая   специфику   эмоционального   регулирования   и возможности   освоения   смыслового   содержания   у   детей   двух,   трехлетнего возраста,   использовала   принцип   цикличности,   то   есть   повторный   показ   и повторение. Дети взрослели и в  I  младшей группе встала задача не только помочь детям запомнить потешку, но и эмоционально прочитать, обыграть. Большую помощь в этом оказали игры – «превращения». Малыши учились двигаться, говорить как лисичка, медведь, курочка, заяц и так далее. Наши уточки с утра – Кря – кря – кря! Кря – кря – кря! Наши гуси у пруда – Га – га – га! Га – га­ га! Наши гуленьки вверху –Грру – грру – у! Грру – грру – у! Наши курочки в окно –  Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! ٭ ٭ ٭ А как Петя петушок Раным – рано поутру Нам споет: Ку – ка – ре – ку! Это довольно сложная задача для детей данного возраста, далеко не все могут передать характер персонажа. Но все с большим интересом принимали участие в этих играх. Приятно   было   наблюдать,   как   дети   использовали   потешки   в   своей самостоятельной деятельности, во время игры в «дочки – матери», беря в руки игрушки, приговаривали: Баю – бай! Баю – бай! Ты собаченька не лай. Бело лапа не скули, Мою детку не буди. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса». Использование   полюбившихся   произведений   народного   творчества   в играх   значительно   обогащает   речь   детей.   Проводимые   практические   игры, например:   «Узнай   потешку»   (по   содержанию   картинки   надо   вспомнить произведение) помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Потешки   учат   детей   воспринимать   коротенький   сюжет   посредством художественного   слова,   подготавливают   к   пониманию   более   объемных произведений   –   сказок,   которые   требуют   более   широкой   ориентировки   в окружающем, так как в них действуют 3 – 5 персонажей, происходит смена действий. От строк забавляющих, успокаивающих в разных ситуациях ребенок переходит к сказке, требующей от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Первыми   сказками   с   которыми   познакомились   мои   дети   в   ясельной группе были бытовые сказки («Курочка Ряба», «Репка»). В их основе лежат бытовые   сюжеты.   На   третьем   году   жизни   диапазон   сказок   расширяется. Появляется другая разновидность сказок – о животных. Главные герои – звери и   птицы   –   наделены   человеческими   чертами   и   действуют   как   люди. «Колобок»,   «Теремок»,   «Машенька   и   медведь»,   «Лиса,   заяц   и   петух»   и многие другие. Комическое содержание сказок о животных просто веселитдетей,   но   поворот   событий   столь   же   легко   их   может   огорчить.   Чувства, вызываемые сказкой, ярки и неустойчивы, как и эмоции у маленьких детей. Для полноты восприятия детьми сказки я стараюсь создать яркий образ с помощью разнообразия средств художественно выразительности, мимики, жестов, передать остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно   ты   был   участником   событий   или   наблюдал   их.   Эмоциональность рассказа,   выразительность   его,   использование   образности   языка   сказки   на столько остро воспринимается детьми, что они слушают, боясь пропустить слово. В   процессе   рассказывания   я   «ввожу»   детей   в   сказку,   предлагая «прожить вместе с героем»: позвать вместе с Машенькой подружек, показать как   рассердился   маленький   медвежонок,   когда   увидел   девочку   в   своей кровати, как расстроилась и заплакала мама – коза, не найдя в доме своих детей – козлят и так далее. Эта внутренняя активность – «жизнь вместе с героем» ­ как бы  поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом. Рассказывание   сказки     делаю   не   однократно.   При   первом прослушивании   впечатления   часто   бывают   неточны.   Напряженно   следя   за сюжетом,   дети   многое   упускают.   Во   время   повторных   прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как   ребенок   все   более   вникает   в   ход   событий,   яснее   становятся   образы сказочных персонажей, их взаимопонимания, поступки. Больше вслушивается ребенок и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения. Особенно   необходимы   повторы   для   детей,   эмоционально   менее   после   прослушивания   взволнованных развитых.   Для   такого   ребенка,   суждений  и оценок своих более восприимчивых товарищей повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда, сказа взволнует его самого, захватит его воображение,   чувства.  Объединяя   детей,   для   дополнительного   чтения,   я учитываю их развитие, особенности восприятия, эмоциональностью Для того, чтобы подготовить детей к восприятию сказки я использую ряд   приемов:   малышей   можно   заинтересовать   появлением   игрушек,   с помощью которых им покажут сказку; внести яркую проиллюстрированную книгу, иллюстрацию к сказке. У детей трех – четырех лет интерес можно возбудить, внеся «волшебное одеяльце» и исполняя песню – присказку «Я лотки латала, подлатывала…», а можно накинуть на плечи яркий расписной платок сказочницы. Дети сразу поймут, что к ним в гости придет сказка.Для   детей   старшего   дошкольного   возраста   можно   использовать разнообразные присказки, которые подготовят и детей к слушанию и самого рассказчика к неторопливой, ритмичной речи сказочника. За ступенькою ступенька – Станет лесенка, Слово к слову вставь сладенько – Будет песенка. А колечко на колечко – Станет вязочка. Сядь со мною на крылечко, Слушай сказочку. Сказка, сказка, прибаутка, Рассказать ее не шутка, Чтобы сказочка сначала Словно реченька журчала, Чтоб к концу не стар не мал От нее не задремал. Присказка может иметь и концовку: «это еще присказка, сказка дальше пойдет».  В  конце   сказок   я  использую   концовки:  «тут   и  сказке   конец,  кто дослушал – молодец», «тут и сказка вся, дальше плесть нельзя» или: Так они живут, Пряники жуют, Медом запивают, Нас в гости поджидают. И я там был, Мед, пиво пил, По усам оно бежало, В рот не капли не попало. В   работе   с   четырехлетними   детьми   (со   второго   полугодия   младшей группы)     начала   использовать   эмоциональные   этюды,   знакомить   детей   с эмоциями:   дети   усваивают   необходимые   понятия,   их   словарный   запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» я не ввожу,   а   заменяю   более   доступным   для   детей   этого   возраста   понятием «настроение». Нравственное   развитие   и   воспитание   ребенка   необходимо   начинать именно   с   развития   эмоциональной   сферы,   так   как   ни   какое   общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во­ первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во­вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным   моментом   в   становлении   личности   растущего   человека.   При   всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровняразвития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого. Работа в данном направлении способствует развитию у детей эмпатии – способности к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний. Известный   отечественный   психолог   А.В.   Запорожец   выделяет следующую   динамику   эмпотийного   процесса:   от   сопереживания   к сочувствию, к реальному содействию. Таким образом, развитие эмпатиии, как и нравственное развитие в целом, включает в себя три компонента:  когнитивный (я ЗНАЮ, что может чувствовать другой в этой ситуации);  эмоциональный (я со­ЧУВСТВУЮ ему);  поведенческий  (я   ДЕЛАЮ   что  –  то,  что   ему   поможет,  улучшит   его состояние). Учитывая   всю   важность   и   значение   этой   темы   я   разработала эмоциональные   этюды,   которые   дают   возможность   проявить   себя,   свою индивидуальность в выражении эмоций. Список литературы 1.   Данилина   Т.А.,   Зединидзе   В.Я.   В   мире   детских   эмоций.   –   М.   АЙРИС ПРЕСС, 2004 2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М. АРКТИ, 2001 3. Тренинг по сказкотерапии // Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – С. –  П. Речь, 2002