Следовало бы ограничить необходимым минимумом изучение в школе вычислительных навыков, равно как и навыков формальных алгебраических и тригонометрических преобразований. Высвободившееся таким образом время можно потратить на изучение путей использования математики для решения прикладных задач с широким применением различных классов ЭВМ (в зависимости от сложности решаемой задачи), что, несомненно, принесет большую практическую пользу. Для этого целесообразно было бы сдвинуть на более ранний срок начало обучения курсу "Информатики"
Использование ЭВМ
Следовало бы ограничить необходимым минимумом изучение в школе вычислительных
навыков, равно как и навыков формальных алгебраических
и тригонометрических
преобразований. Высвободившееся таким образом время можно потратить на изучение путей
использования математики для решения прикладных задач с широким применением различных
классов ЭВМ (в зависимости от сложности решаемой задачи), что, несомненно, принесет
большую практическую пользу. Для этого целесообразно было бы сдвинуть на более ранний срок
начало обучения курсу "Информатики"
Существенным изменениям необходимо подвергнуть и изучение геометрии, которое, во
первых, должно получить большую прикладную направленность (в действующих учебниках эта
сторона сведена к минимуму), а вовторых, позволит широко использовать графические
возможности ЭВМ для построения чертежей, моделей пространственных фигур и т. д.
позволит ввести в школе математические эксперименты, способствующие формированию
некоторых отвлеченных понятий, например понятий предела, непрерывности, производной и
интеграла. В настоящее время вычисление интегральной суммы занимает настолько много
времени, что за урок практически выполнено быть не может. Математические эксперименты,
проводимые с помощью компьютера, дадут также возможность ввести в школу элементы теории
вероятностей и статистики, что совершенно необходимо, поскольку теоретиковероятностные
методы сейчас играют важнейшую роль в приложениях математики, что весьма важно для всех
видов деятельности человека.
Введение в школу компьютера позволяет совершенно поновому строить преподавание
ряда предметов. Например, при изучении и закреплении такой сложной грамматической темы,
как правописание причастных и деепричастных оборотов, совершенно нет необходимости
проводить диктанты или выполнять другие традиционные упражнения. И то и другое требует
очень много рутинной умственной работы как от учителя, так и от ученика. Вполне достаточно
воспользоваться контрольно корректирующей программой "Обороты" , и как показала практика,
учащийся гораздо быстрее в творческо игровом режиме достигает поставленной цели.
Аналогично, работает и ряд других программ по различным предметам школьного обучения, вот
только некоторые из них:
Институт Новых Технологий образования — один из лидеров в области новых технологий
образования, который, в основном, занимается разработкой обучающих и развивающих программ
для Российской школы недавно выставил такие продукты:
"Живая Физика" — высокоинтерактивная проектная среда для изучения основных
разделов школьной физики. Учитель и ученики могут сами ставить задачи, эксперименты,
демонстрации, наблюдать за взаимодействиями созданных объектов, отображать состояния
моделируемой системы графиками и векторами. Так же включена вспомогательная библиотека
физических задач и моделей.
"Живая Геометрия" — экспериментальный альбом для геометрических построений и
экспериментов. Наиболее успешный пример программно педагогического продукта
адаптированного к российской программе и поддерживающего основные школьные учебники.
Эффективен для работы с учащимися всех уровней знаний и способностей. Специальная премия
журнала "Макинтош".
Программа разработанная В.В.Сизовым заведующим учебно методическим кабинетом
информатики Московского Государственного Университета имени Ломоносова "Физика в
вопросах и ответах. Законы Ньютона"
Программа "Фраза" — обучающий тренажер на правила русского языка, разработанная
научно производственным центром "Unicum".
Совершенно уникальная программа "Math Rescue" — решение задач по математике в
игровом стиле.
Программа "Учимся говорить по английски", разработанная центром "БенСмит" г.Минск,
которая учит не только грамматическим особенностям английского языка, но правильному
произношению.
Думаю нет смысла перечислять все обучающие программы тем более, что их
преимущество очевидно.Более того, грамотно составленная программа позволяет выявить и динамику того или
иного эксперимента, а пользуясь свойством дискретности алгоритма, при необходимости можно
остановить эксперимент в нужном месте.
При организации и проведении занятий и контроля в настоящее время, при подготовке к
уроку учитель затрачивает массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала,
который позволяет сделать урок современным и интересным как с содержательной, так и
познавательной стороны для всех учащихся. При возможности использования компьютера как
базы данных сама база должна непрерывно пополняться и обновляться, этот трудоемкий, а
зачастую
и просто рутинный процесс значительно сокращается. Наличие проблемно
ориентированных пакетов учебных программ по целым курсам позволит учителю совершенно по
новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации в системе “учитель
ученики”. А без наличия таких программ вообще нельзя говорить об эффективном
использовании компьютера в процессе обучения.
Но чтобы это стало реальностью, учитель должен приобрести необходимые знания и
умения по самой технологии компьютерного обучения. Речь идет абсолютно обо всех учителях.
Причем подготовка их должна быть дифференцирована, поскольку применение в процессе
обучения компьютеров будет иметь весьма существенное различие для учителей различных
предметов: истории и математики, физики и литературы, трудового обучения, черчения,
технологии и предпринимательства...
Компьютер необходимо использовать на всех стадиях: подготовки занятия, всех этапах
его проведения, закрепления и контроля знаний.
Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной
умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности.
Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости
контролировать каждый шаг учащихся (а в настоящее время он вынужден это производить
выборочно), он больше внимания сможет уделять индивидуальной и воспитательной работе с
учениками, учитывая их способности и уровень подготовки.
Нет нужды особо останавливаться на роли компьютера в самообразовании, так как и в
этом случае человек экономит самое ценное время, вследствие того что тратит минимум его на
поиск и восприятие необходимой информации. И самообразование идет в ногу с требованием
времени.
Нет необходимости останавливаться и на вопросе использования компьютеров во
внеклассной и внешкольной работе, поскольку имеется много довольно серьезных рекомендаций
именно по этой проблеме. Вся работа в этом случае, как правило, сосредоточивается вокруг
вопросов, связанных с углублением подготовки школьников в области программирования.
Так же как любое новое техническое средство, внедряемое в производство, непременно
требует и соответствующего изменения технологии, так я введение в школы компьютерной
техники требует изменения технологии школьного обучения на всех этапах, что, в свою очередь,
связано с изменением форм и методов управления и руководства образованием.
Правильное построение школьного курса информатики позволит избежать и ряда
выявившихся негативных явлений, в первую очередь фетишизации компьютера, что несет за
собой компьютерный формализм. Возможно и понижение общей культуры, что имело место в
ряде стран, где широкое внедрение компьютерной техники в школе не сопровождалось
достаточно глубоким педагогическим анализом возможных последствий.
Правильное построение школьного курса информатики позволит добиться того, чтобы
каждый ученик к окончанию школы знал, где и как он может с наилучшей отдачей использовать
на благо общества свой интеллектуальный потенциал, помноженный на возможности
современной вычислительной техники. Тем самым будет успешно решена одна из важнейших
проблем профессиональная ориентация учащихся.
Использование компьютеров в обучении открывает возможности, недостижимые для
других традиционных средств. Но при всем этом компьютер есть и всегда останется лишь базой
данных, и чтобы извлечь из него знания, как из любой другой базы, необходим учитель. И роль
учителя будет в основном направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные
знания, с помощью которых на уровне своей реальной подготовленности ученик сможет
развивать их с использованием компьютера.Таким образом, сохраняя коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы
усиливаем индивидуализацию обучения, что ведет к резкому возрастанию качества знаний
обучаемых.