Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование геометрического материала для развития внимания.docx
Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников Учитель начальных классов   МБОУ СОШ №7     Плясовица Елизавета Владимировна  Методика «Найди и вычеркни»  Задание, содержащееся в этой методике,                                                                          предназначено для  определения продуктивности и                                             устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок.                                                       На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур:                                          грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед                                               началом исследования получает инструкцию следующего                                             содержания: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я  назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не  скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то  изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем  рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты  продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные  предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом  выполнение задания завершится".В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение  которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай". Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами  зачеркивать какие­либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать  вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на  рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Оценка результатов теста При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке,  просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а  также отдельно за каждый 30­секундный интервал. Полученные данные вносятся в  формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка  одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: S=(0.5N­2.8n)/t; S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного  ребенка;  N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;  t – время работы;  n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются  пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по  приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над  методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30­секундного интервала.  Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график,  на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени  продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика  показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в  баллы по десятибалльной системе следующим образом:  10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.  8­9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла  6­7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла  4­5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.  2­3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.  0­1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной  методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:  Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания  Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и  среднеустойчивого внимания  Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого  внимания  Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого  внимания Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:  10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а  сам график своей формой напоминает кривую 1.  8­9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.  6­7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая  похожа на график 3.  4­5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его  кривая чем­то напоминает график 4  3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на  график 5. Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания  10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания  очень высокая.  8­9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.  4­7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.  2­3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.  0­1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень  низкая.   Цель Оценка переключения и распределения внимания ребенка  Методика "Проставь значки"  Оборудование Ребенку показывают рисунок Инструкция Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют,  как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из  квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который  задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.  Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут (120  секунд), а общий показатель переключения и распределения его внимания  определяется по формуле:  S = (0,5 * N – 2,8 n)/120  где S ­ показатель переключения и распределения внимания; N ­ количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных  соответствующими знаками в течение двух минут; n ­ количество ошибок, допущенных во время выполнения задания  Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры  Оценка результатов Количество баллов Показатель S 10 баллов выше 1,00 8­9 баллов от 0,75 до 1,00 6­7 баллов от 0,50 до 0,75 4­5 баллов от 0,25 до 0,50 0­3 балла от 0,00 до 0,25  Выводы об уровне развития Количество баллов Уровень развития внимания 10 баллов очень высокий8­9 баллов высокий 6­7 баллов средний 4­5 баллов низкий 0­3 балл очень низкий  Источник: Р.С. Немов Психология ­ Кн.3: Психодиагностика  Лист к методике «Проставь значки» Для развития устойчивости внимания я использую разнообразные задания такие, как  «Помоги ёжику», «Помоги медведю»и др. Работа проводится индивидуально или в  парах, на различных этапах урока. Помоги ёжику •  Развивает устойчивость внимания ­Ёжик, ёжик,                                                                     Где твой дом?                                                                 ­Тут, в  лесочке ,                                                Под кустом.                                                                         ­Что кладёшь Себе  под бок? ­Жёлтых листьев Ворошок.  ­Где же, ёжик Твой обед? …В норку юркнул, Был и нет. Задание. Помоги ёжику добраться до норы, а для этого закрой фишками:  ­ все треугольники (круги. квадраты);­ только синие (зеленые, красные) треугольники (круги. квадраты);  ­ все синие  (зеленые, красные) геометрические фигуры.  «Помоги девочке» Гуляла девочка в лесу Погожим утром ранним Сбивала прутиком росу На ягодной поляне, Венки пахучие плела Да землянику ела… Гуляла девочка в леса. Да потихоньку песню пела…  Задание.  Помоги девочке добраться домой, а для этого закрой фишками: ­ все синие (зеленые, красные) круги4  ­ синие  (зеленые, красные) круги через один. «Помоги медведю» Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между  берёзками, в овражки спускается ,на пригорки поднимается.  Шёл, шёл,  устал и говорит: Сяду на пенёк,                           Съем пирожок! А Машенька из короба: Вижу, вижу!                                                Не садись на пенёк,                                                  Не ешь пирожок!                                               Неси бабушке,                                               Неси дедушке!­Ишь, какая глазастая, ­ говорит медведь, ­ всё видит! Поднял он короб и пошёл  дальше…                                            («Маша и медведь» р.н.с.) Задание. Помоги медведю отнести короб дедушке и бабушке, а для этого закрой  фишками:  ­ все треугольники (круги. квадраты);  ­ треугольники (круги. квадраты) через один; «Помоги петушку» («Петушок – золотой гребешок» р.н.с.) … Закричал петушок: Несёт меня лиса  За тёмные леса, За быстрые реки, За высокие горы… Кот и дрозд, спасите, меня!... Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню…(«Петушок – золотой гребешок» р.н.с.) Задание. Помоги петушку, для этого закрой фишками:  ­ все синие (зеленые, красные) круги;  ­ маленькие (большие) круги;  ­ все большие синие  (зеленые, красные) круги.  ­ все маленькие синие  (зеленые, красные) круги.