Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников
Оценка 4.7

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
математика
3 кл
01.11.2019
Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников
Использование геометрического материала для развития внимания.docx
Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников Учитель начальных классов   МБОУ СОШ №7     Плясовица Елизавета Владимировна  Методика «Найди и вычеркни»  Задание, содержащееся в этой методике,                                                                          предназначено для  определения продуктивности и                                             устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок.                                                       На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур:                                          грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед                                               началом исследования получает инструкцию следующего                                             содержания: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я  назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не  скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то  изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем  рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты  продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные  предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом  выполнение задания завершится".В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение  которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай". Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами  зачеркивать какие­либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать  вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на  рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Оценка результатов теста При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке,  просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а  также отдельно за каждый 30­секундный интервал. Полученные данные вносятся в  формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка  одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: S=(0.5N­2.8n)/t;  S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного  ребенка;  N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;  t – время работы;  n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются  пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по  приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над  методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30­секундного интервала.  Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график,  на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени  продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика  показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в  баллы по десятибалльной системе следующим образом:  10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.  8­9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла  6­7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла  4­5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.  2­3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.  0­1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной  методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:  Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания  Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания  Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и  среднеустойчивого внимания  Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого  внимания  Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого  внимания Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:  10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а  сам график своей формой напоминает кривую 1.  8­9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.  6­7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая  похожа на график 3.  4­5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его  кривая чем­то напоминает график 4  3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на  график 5. Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания  10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания  очень высокая.  8­9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.  4­7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.  2­3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.  0­1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень  низкая.   Цель Оценка переключения и распределения внимания ребенка  Методика "Проставь значки"  Оборудование Ребенку показывают рисунок  Инструкция Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют,  как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из  квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который  задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.  Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут (120  секунд), а общий показатель переключения и распределения его внимания  определяется по формуле:  S = (0,5 * N – 2,8 n)/120  где S ­ показатель переключения и распределения внимания; N ­ количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных  соответствующими знаками в течение двух минут; n ­ количество ошибок, допущенных во время выполнения задания  Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры  Оценка результатов Количество баллов Показатель S 10 баллов выше 1,00 8­9 баллов от 0,75 до 1,00 6­7 баллов от 0,50 до 0,75 4­5 баллов от 0,25 до 0,50 0­3 балла от 0,00 до 0,25  Выводы об уровне развития Количество баллов Уровень развития внимания 10 баллов очень высокий 8­9 баллов высокий 6­7 баллов средний 4­5 баллов низкий 0­3 балл очень низкий  Источник: Р.С. Немов Психология ­ Кн.3: Психодиагностика  Лист к методике «Проставь значки» Для развития устойчивости внимания я использую разнообразные задания такие, как  «Помоги ёжику», «Помоги медведю»и др. Работа проводится индивидуально или в  парах, на различных этапах урока. Помоги ёжику •  Развивает устойчивость внимания ­Ёжик, ёжик,                                                                     Где твой дом?                                                                 ­Тут, в  лесочке ,                                                Под кустом.                                                                         ­Что кладёшь Себе  под бок? ­Жёлтых листьев Ворошок.  ­Где же, ёжик Твой обед? …В норку юркнул, Был и нет. Задание. Помоги ёжику добраться до норы, а для этого закрой фишками:  ­ все треугольники (круги. квадраты); ­ только синие (зеленые, красные) треугольники (круги. квадраты);  ­ все синие  (зеленые, красные) геометрические фигуры.  «Помоги девочке» Гуляла девочка в лесу Погожим утром ранним Сбивала прутиком росу На ягодной поляне, Венки пахучие плела Да землянику ела… Гуляла девочка в леса. Да потихоньку песню пела…  Задание.  Помоги девочке добраться домой, а для этого закрой фишками: ­ все синие (зеленые, красные) круги4  ­ синие  (зеленые, красные) круги через один. «Помоги медведю» Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между  берёзками, в овражки спускается ,на пригорки поднимается.  Шёл, шёл,  устал и говорит: Сяду на пенёк,                           Съем пирожок! А Машенька из короба: Вижу, вижу!                                                Не садись на пенёк,                                                  Не ешь пирожок!                                               Неси бабушке,                                               Неси дедушке! ­Ишь, какая глазастая, ­ говорит медведь, ­ всё видит! Поднял он короб и пошёл  дальше…                                            («Маша и медведь» р.н.с.) Задание. Помоги медведю отнести короб дедушке и бабушке, а для этого закрой  фишками:  ­ все треугольники (круги. квадраты);  ­ треугольники (круги. квадраты) через один; «Помоги петушку» («Петушок – золотой гребешок» р.н.с.) … Закричал петушок: Несёт меня лиса  За тёмные леса, За быстрые реки, За высокие горы… Кот и дрозд, спасите, меня!... Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню…(«Петушок – золотой гребешок» р.н.с.) Задание. Помоги петушку, для этого закрой фишками:  ­ все синие (зеленые, красные) круги;  ­ маленькие (большие) круги;  ­ все большие синие  (зеленые, красные) круги.  ­ все маленькие синие  (зеленые, красные) круги.

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания младших школьников

Использование геометрического материала для развития внимания  младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019