Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.
Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого общества, будучи последствием этого социального процесса и его условием.
Использование художественного творчества детей на
уроках развития речи.
Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках
развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых
умений у учащихся.
Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире.
Язык возникает и развивается с возникновением и становлением
человеческого общества, будучи последствием этого социального процесса и
его условием.
Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться,
мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык
потому и способен служить средством общения людей, что он обладает
возможностью обобщения,
закрепления некой внеличностной,
внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать
и мир, и самих себя.
По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорнобытовой
речью к 8 годам. Он еще не знает литературнокнижного языка, хотя
отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио,
телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень
активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врожденным
языковым чутьем, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают
несомненное удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же
очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности
познания мира.
В психике ребенка обнаруживаются важнейшие
характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между
творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой
культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать
эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз
и заключаются в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность
видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний,
навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и
осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно
поставленных целей должны органически слиться.
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным
произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной
культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней
отражаясь.
В языке передается не только логическое содержание, но и
эстетическое впечатление.
Слово обладает чувственным тоном,
многозначностью, образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка слова —явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и
согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.
Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но
выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая
культура — не автономная область воспитательной работы на уроках, а
составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить,
используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Обучаясь языку,
дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только
для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая
закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях,
произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими
как средствами изобразительности.
Существенным является формирование определенного комплекса
необходимого школьнику в овладении словом,
речевых умений,
предложением и связной речью.
Речевое умение — умение специфическое.
Оно выступает
одновременно как частное и как обобщенное умение, которое связано с
усвоением самых различных предметов. Речевые умения, которые
формируются в процессе обучения русскому языку, на основе той функции,
какую они реализуют в речи, классифицируются на: 1) речевые умения,
локализирующие в пределах одной языковой единицы — орфоэпические,
лексические, грамматические; 2) речевые умения устной и письменной речи
— коммуникативные, стилистические, синтаксические. Речевые умения
первой и второй групп взаимосвязаны: первая группа позволяет определить
языковое оформление текста, а вторая — смысловую сторону в связном
устном или письменном высказываниях.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества
детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на
уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий
интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и
приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.
Активность, интерес учащихся к языку основывается на постоянной
практической деятельности, направленной на овладение языком. В первую
очередь, это формирование речевых умений, необходимых для жизни, для
практической деятельности.
Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с
одной стороны, и обучение чтению, с другой стороны, и выражается в
определенном комплексе речевых умений, связанных с овладением не только
предложением, лексикой родного языка, но и умениями связно и образно
передавать мысли.
Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее
предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой
изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекстсоздаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства
как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея,
композиция, стиль сегодня невозможно осуществить без широкого
привлечения знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в
процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного
общения с искусством.
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего
языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития
коммуникативных умений младших школьников возникает и задача
разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и
изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно
творческих способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их
помощью специфики изучаемых искусств.
Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая
ситуация требует определения единой внутренней структуры
художественного образования в целом, создания системы художественного
образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков,
уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования
межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и
использование комплекса искусств в учебновоспитательной работе на уроках
развития речи призваны формировать высокую языковую культуру и
внутренне единое художественноэстетическое сознание.
В современной педагогической практике широко используется
иллюстративный принцип для активизации взаимосвязь с изобразительным
искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях
более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает
произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко
распространен в практике.
Целью данной интеграции является формирование творческого подхода
к языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление
органической связи между искусством слова и изобразительным искусством,
более основательное понимание особенностей каждого из них.
Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и
художественного творчества более успешно формируется не только
определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная
“языковая личность”.