ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
музыка
Детсад
05.12.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Материал будет полезен как музыкальному работнику, так и педагогу дополнительного образования. Использовать можно в старшей и в подготовительной к школе группе. Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике и сочла нужным систематизировать их применения.
Мой проект на дифиринцированный зачет.docx
Министерство общего и среднего профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Кафедра музыкального образования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
(старшая возрастная группа)
Выполнила:
Евдокимова Г.В. Екатеринбург
2018 г
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Педагогические технологии………………………………………………4
3. Игровые технологии………………………………………………………6
4. Музыкальное занятие……………………………………………………..8
5. Список информационных источников………………………………....12 Пояснительная записка
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально
сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих
способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя,
музыкального руководителя, осуществляться различными методами и
средствами, в том числе с помощью музыкальнодидактических пособий и
игр.
Музыкальнодидактические игры – важное как средство развития
музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей
практике и сочла нужным систематизировать их применения.
Цель:
Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой
форме посредством музыкально дидактических пособий и игр.
Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение,
слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками
музыкальных занятий.
Задачи:
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный
кругозор.
Развивать музыкальносенсорные способности, активизировать слуховое
восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и
свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность),
умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности
(игровой, исследовательской, исполнительской).
Организация работы проводится по трем направлениям:
Групповая и индивидуальная работа с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Совместная работа педагогов ДОУ.
Результаты:
Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в
самостоятельной деятельности;
В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
Повышается уровень развития у детей познавательной активности,
творческих способностей.
Педагогические технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в какомлибо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений
понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология это такое построение деятельности
педагога, в которой все входящие в него действия представлены в
определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает
достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Среди основных причин возникновения новых психолого
педагогических технологий можно выделить следующие:
необходимость более глубокого учета и использования
психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного
(словесного) способа передачи знаний системно
вербального
деятельностным подходом;
возможность проектирования учебного процесса, организационных
обеспечивающих
форм взаимодействия учителя и ученика,
гарантированные результаты обучения.
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта?
Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая
инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную
книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать
изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие –
психологически, третьи – технологически.
Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась
положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства,
интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Одна и та же технология может осуществляться различными
исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или
творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому
среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагогмастер использует в своей работе элементы нескольких
технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае
следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый
педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося
работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В настоящее время использование современных образовательных
технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет
уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение
оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как
ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки
учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения;
технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др. Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие
функции:
развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить
довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую:
различных
преодоление
трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социальнокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во
многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность
дидактических игр зависит, вопервых, от систематического их
использования, вовторых, от целенаправленного построения их программ,
сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.
В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на
слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов забота
каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным,
но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы
образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников,
содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых
заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог
быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень
усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот
уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая
педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику
соответствующими материалами.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной
и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Некоторые современные образовательные программы предлагают
использовать народную игру как средство педагогической коррекции
поведения детей.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания,
мышления,
воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать
закономерности, находить оптимальные решения и др.);
памяти,
речи,
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование
нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды и др.). Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так
как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой
ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими
отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений,
открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция
сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на
другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки
их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в
коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде
формируется готовность к общественнозначимой и общественно
оцениваемой деятельности ученья.
Музыкальное занятие
Музыкальное занятие это основная организационная форма по
осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание:
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях
окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и
трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственноеволевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине,
формируются навыки культурного поведения (в организационных
моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе.
Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца,
преодолевать трудности
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные
навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее
чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки:
Чистота интонирования, дыхание, дикция,
слаженность певческих интонаций
Виды музыкальной деятельности:
1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность,
будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной
частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида
музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают
инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только
научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней
(характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить
со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр) и именами
композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно
запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или
иному произведению, появляются любимые произведения
2. Пение и песенное творчество один из самых любимых детьми видов
муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их
эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только
подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает
собачка, поет птичка)
3. Музыкальноритмические движения включают танцы, танцевальное
творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться
в соответствии
с характером музыки, со средствами музыкальной
выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно
творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок.
Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только
словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся
передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики
прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с
персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного
отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений.
Следовательно развивается творческая активность детей путем
целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации
чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям
относится инсценирование песен.
4.Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со
звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий
на различных инструментах). В этом виде деятельности развиваются
сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух,
музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания,
самостоятельности,
звучание
инструментов
умение различать
инициативности,
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги,
звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой,
боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки,
координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах
5. Танец
6. Игра
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в
детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от
музыкально – педагогического процесса.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз.
руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных
произведений.
Путешествие по лесу
Цели: Развитие музыкальнохудожественной деятельности, приобщение к
музыкальному искусству через игровые технологии.
Задачи:
развивать чувство ритма: учить прохлопывать ритмический рисунок;
учить передавать характер музыки в движении;
воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать
музыку;
Оборудование:
ноутбук
музыкальный материал
музыкальные инструменты
Программное содержание:
развивать творческие способности и воображение детей, синтезировать разные
виды музыкальной деятельности (пение, игра на детских музыкальных
инструментах, ритмические импровизации, движение), совершенствовать
технику владения шумовыми инструментами, формировать навыки импровизации и естественного творческого самовыражения детей,
способствующие их раскрепощению.
Ход занятия
М.р.: Ребята, когда мы с вами куданибудь приходим, мы всегда говорим
«волшебное» слово. Это слово здравствуйте.
Приветствие (голосом, ладошками).
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас будет необычное занятие.
К нам должен прийти гость. Гость этот непростой, он живет в лесу, оберегает
лес от непрошенных гостей, дружит со зверями, птицами, помогает им. Как вы
думаете, кто же это? (Ответы детей.) Правильно, это Старичоклесовичок. Он
должен прийти к нам в гости. Но для того, чтобы он появился, мы должны
сыграть музыку для Старичкалесовичка. Давайте с вами ее сочиним. Для
начала мы выберем инструменты. Как вы думаете, какие из этих
инструментов подходят для музыки Старичкалесовичка?
(Музыкальный руководитель предлагает детям имеющиеся детские
музыкальные инструменты, выслушивает предложения детей. Затем
музыкальный руководитель вместе с детьми выбирает более подходящие
инструменты для этой музыки, например: ксилофон, коробочка,
свистульки, треугольник. Дети придумывают музыку для каждого
инструмента, затем при участии музыкального руководителя исполняют
ритмический аккомпанемент музыке. После исполнения музыки
появляется Старичоклесовичок.
Старичоклесовичок. Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, знаете, кто я
такой. Я пришел к вам, чтобы предложить отправиться в интересное и
увлекательное путешествие. В наших лесах живет много зверей и птиц. Мы с
вами отправимся на прогулку в лес, чтобы поближе познакомиться с лесными
обитателями. Согласны?
М. р. Скажите, ребята, а под какую музыку лучше шагать, путешествовать?
(Ответы детей.) Правильно, под маршевую музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель делит детей на две группы и предлагает
ритмической группе отстукивать ритм марша. Старичоклесовичок. А ну, барабанщики, вперед выходите. И за собою в лес
нас ведите.
Вперед выходят 2 барабанщика, остальные дети выстраиваются за ними
и под звуки «Походного марша» Д.Кабалевского и ритмический
аккомпанемент маршируют по залу.
Старичоклесовичок. Вот и лесная полянка. Мы пришли в лес. А там
веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же
животные пришли на полянку?
Дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и
имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки;
мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
М.р.: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в лесных зверей. И под музыку
будем танцевать.
Классика для детей – танец лесных зверей
Дети, а вы знаете, чем медведь занят зимой?
Дети исполняют песню «Почему медведь зимой спит?»
Затем музыкальный руководитель предлагает детям выбрать инструменты, на
которых можно имитировать движения медведя и лисы, помочь спеть песню.
Дети выбирают металлофон, маракасы, треугольник, самодельные шумовые
инструменты, барабаны.
Песня исполняется музыкальным руководителем и детьми.
М.р.: Ребята, наши лесные зверята очень любят играть в разные игры,
особенно они, любят играть в мяч.
Дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч
останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети
хлопают ему в ритме музыки.
Старичоклесовичок. Ну, а теперь нам пора возвращаться домой.
Дети под звуки марша «возвращаются» в зал. Старичоклесовичок. Понравилось ли вам путешествие? Я думаю, что мы с
вами еще не раз встретимся и узнаем много интересного о лесных жителях. А
сейчас мне пора — меня ждут мои друзья. До свидания!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.