Применение компьютерных технологий на уроках в "Специальной" школе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является необходимым в современных условиях. Использование презентаций, видеороликов, интерактивных досок - это будничное явление в современной коррекционной школе. "Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать" - это правильное высказывание к данной образовательной технологии.Презентации, видеоролики, интерактивная доска - вот то, что необходимо для проведения современного урока.
Использование ИКТ в коррекционных школах 8 вида.docx
Компьютерные технологии и их использование на уроках географии в
специальной (коррекционной) школе VIII вида
Современное содержание образования предполагает активное внедрение
компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое
место при изучении предметов научноестественного направления.
Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных
средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе
географии в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не
может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для
формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих
учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как
коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии,
иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио, кино и
видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний,
запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения
усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов,
которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и
тактильного.
Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и
представления информации способен частично заменить некоторые наглядные
средства обучения: печатные (географические карты, таблицы, схемы,
дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы).
Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске
огромное количество научных и художественных текстов, звуковых
фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и
телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный
материал (карточки, контурные карты, картысхемы, перфоконверты,
перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы,
схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать
мультимедийную учебную презентацию.
.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает
специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными
программами по географии и естествознанию, возникает потребность в
разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных
презентаций). Мультимедийная учебная презентация–электронное пособие,
разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет
роль наглядного представления учебного материала и предъявляется
учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Для создания таких пособий могут использоваться следующие электронные
программыинструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др.
С нашей точки зрения прежде, чем начинать создание мультимедийной
учебной презентации желательно:
определить цель, время и место использования данного пособия на
конкретном уроке;
разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так,
чтобы не допустить перегруженности;
продумать простое композиционное решение отдельных слайдов
(привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и
текстового материалов, использование крупного шрифта, выделение
географической и естествоведческой терминологии и основных
моментов и т. п.);
заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть
научным, доступным для понимания детьми с интеллектуальной
недостаточностью, лаконичным и выразительным);
определить место и длительность звучания музыкального
сопровождения, звуков живой и неживой природы;
продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных
видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие,
моделирующие, справочные и программытренажеры) и целый ряд функций.
Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей
информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты,
дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы,
компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует
активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому
предмету.
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством
её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем
сведений, который невозможно представить при словесном изложении с
использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении
учителя.
Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет
иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений,
географических карт, фрагментов учебных киновидеофильмов и
телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование
более четких представлений об изучаемых географических и
естествоведческих объектах или явлениях.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в
процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении
материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия
сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением
упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными
образцами, моделями, муляжами и т.п.
Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется
учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается
в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный
показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что
способствует лучшему усвоению материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр
разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей
знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения,
осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении
ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к
нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или
выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет
способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит
учителю отработать с детьми основные географические и естествоведческие
понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие
тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения.
Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые
школьники пополняют свой словарный запас.
При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран
текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре
всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить
небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.
Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может
проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившегося
кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам;
ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра
электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п.
Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть
отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию
комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных географических или естествоведческих объектов и
явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством
учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать
обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс
развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно
отсталых учащихся.
Наш опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации
на уроках географии и естествознания целесообразно в тех случаях, когда
необходимо:
познакомить учащихся с природными объектами, процессами,
явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (океаны,
моря, горы, айсберги, растительный и животный мир зарубежных стран,
добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка
(работа со спиртовкой «Состав почвы», «Кислород и его свойства»
«Водные растворы» и др.) или трудоемкостью («Круговорот воды в
природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при
охлаждении», «Обнаружение в почве минеральных солей» и пр.);
показать школьникам скрытые процессы и явления (питание и дыхание
растений, движение крови в организме, влияние курения на внутренние
органы и др.);
продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие
процессы или явления (замерзание водоемов, образование плодов и
семян и др.);
познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и
пр.);
организовать тестовую проверку;
провести дидактическую игру (коллективное разгадывание
кроссвордов, ребусов и др.)
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной)
школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения
эффективности преподавания географии и естествознания, организации и
проведения внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также
будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителя
Использование ИКТ в коррекционных школах 8 вида
Использование ИКТ в коррекционных школах 8 вида
Использование ИКТ в коррекционных школах 8 вида
Использование ИКТ в коррекционных школах 8 вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.