Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе
В своей работе активно использую проектные и исследовательские технологии. Выбор данных технологий способствует актуализации знаний, повышению мотивации к учению; позитивно влияет на формирование таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, умение взять на себя ответственность за действие команды.
Технология проектной деятельности. Применение технологии проектного обучения обосновывается тем, что учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице:
Название этапа |
Содержание работ |
Время исполнения |
Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом |
- определение темы исследования; - выделение предполагаемых направлений работ; - составление плана; - определение консультаций с учителем; - начало выполнения проекта. |
За неделю до проектного дня |
Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом |
- определение проблемы и задач исследования; - выдвижение гипотез и способов решения; - обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.); - распределение работы между участниками группового проекта; - начало работы по сбору информации. |
За два - три дня до начала проекта (в зависимости от темы) |
Основной этап |
- продолжение работы по сбору информации; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; - систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение способов оформления конечных результатов; - подведение итогов, оформление результатов. |
В день выполнения проекта. |
Заключительный этап |
- презентация проекта; - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); - рефлексия. |
В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы). |
Все ученики в течение 4 лет участвовали в разработке и реализации социально важных проектов. Так, были реализованы следующие проекты:
Предмет |
Раздел |
Тематика |
Окружающий мир |
Здоровье и безопасность |
«Мы и наше здоровье», «Здоровый образ жизни» |
Общение |
«Моя семья» |
|
Путешествия |
«Страны и государства» |
|
Жизнь города и села |
«Профессии», «Мое село» |
|
Природа |
«Красная книга» |
|
Внеурочная деятельность |
Психология |
«Мой счастливый день», «Твори добро» |
Экология |
«Экология начинается со двора» |
|
Патриотизм |
«70-летие Великой Победы» |
|
Литературное чтение |
«Самое великое чудо на свете» |
«Моя любимая книжка» |
«О братьях наших меньших» |
«Люби живое» |
|
«Страна фантазий» |
«Страна фантазий», |
Технология исследовательской деятельности. Создаю благоприятные условия для повышения мотивации, развития творческих способностей, самостоятельности, ответственности обучающихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность. С целью развития универсальных учебных действий ученики приобщаются к участию в исследовательской деятельности, получают первоначальные навыки. Результатом работы является: умение младших школьников выдвигать гипотезу, ставить цель, планировать действия, подбирать материал, изучать источники информации, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учащиеся выполняли исследовательские работы под моим руководством и успешно участвовали на улусных, региональных и республиканских НПК "Первые шаги": Григорьев Валера «Секреты истинного здоровья», Мартынова Калерия «Спокойной ночи!», Иванов Коля «Береги глаза!», Ефимов Сёма «Мое тело», Федоров Афоня «Польза и вред жевательной резины».
Весенние и осенние полевые практики, летние наблюдения за живой и неживой природой дали большой толчок к исследовательским работам учащихся. По итогам наблюдений 30% учащихся написали доклады и участвовали в различных НПК.
Вывод: Результатом является 100% успеваемость и прослеживается повышение качества знаний по окружающему миру от 79-92 %, по литературному чтению от 64-85%, наличие призовых мест во внеурочной деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.