Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня практически каждый преподаватель по любой дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время преподавателя , позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет преподавателю работать дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ в педагогической деятельности. (1).doc
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
В современном обществе информационные процессы являются одной из
важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие
глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только
новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного
уклада их жизни и профессиональной деятельности.
Информатизация является важнейшим механизмом реформирования
образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и
эффективности образования.
Использование информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в
учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.
Сегодня практически каждый преподаватель по любой дисциплине может
подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ
экономит время
это наглядно,
информативно,
красочно,
интерактивно,
преподавателя, позволяет работать в своем темпе, позволяет преподавателю
работать дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно
проконтролировать и оценить результаты обучения.
Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:
1) как предмет изучения;
2) как средство обучения;
3) как инструмент автоматизации учебной деятельности.
Для преподавателя при использовании ИКТ на уроках открывается ряд
возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает
сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для
понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения,
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
студента.
1 ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных
материалов; в качестве мультимедийного сопровождения урока; компьютерное
тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на
экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше,
чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило,
повышается интерес студентов к урокам с использованием ИКТ.
Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие
факторы: уровень подготовки кабинета, методическую цель урока, тип урока,
готовность студентов к виду учебной деятельности, санитарногигиенические
требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в
учебном процессе с учетом возрастных особенностей студентов.
Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом
дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных ресурсов в
Интернет, повысилась активность преподавателей и студентов в использовании
ресурсов и возможностей Интернет.
При использовании Интернет технологий появляется возможность:
■ развивать навыки работы с информацией;
■ научить находить информацию в различных источниках;
■ пользоваться автоматизированными системами поиска;
■ выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать,
систематизировать;
■ развивать критическое мышление студентов;
■ развивать навыки самообразования;
■ создавать собственные информационные прототипы и продукты.
Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет
технологий в образовательном процессе:
■ работа с браузерами, поисковыми системами;
■ использование почтовой программы;
■ виртуальное общение;
2 ■ участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;
■ создание Web сайтов, Web порталов;
■ создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.
Система компьютерных телекоммуникаций это живая информационная среда, в
которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным
информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства
Интернет в дистанционном обучении преподавателей и студентов.
Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через
Интернет:
■ возможность заниматься в удобное для себя время;
■ одновременное обращение большого количества обучающихся ко
многим источникам учебной, общение через сети друг с другом и с
преподавателями;
■ использование
информационных
в
образовательном процессе
телекоммуникационных
и
современных
технологий,
способствующих продвижению человека в мировое информационное
пространств»;
■ социальное равноправие (равные возможности получения образования у
всех желающих);
■ стимулирование самостоятельности в обучении.
Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои
недостатки:
■ ограниченные технические возможности и медленные модемы
приводят к задержкам в получении и передаче информации; обучения;
■ успешность обучения частично зависит от навыков в управлении
компьютером, работы в Интернет.
Но использование ИКТ в преподавании различных предметов курса невозможно
без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и
3 подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого
преподавателя.
Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении,
при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах, в процессе участия в которых
происходит продуктивная познавательная деятельность студентов.
Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать
формирование творческой личности, готовой к деятельности при широком
распространении и внедрении во все сферы деятельности ИКТ. В процесс обучения
проникают и все больше применяются элементы дистанционного обучения
(дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ являются
инструментом, не только доставляющим студентам различные знания по
информатике, но и средствами, усиливающими творческие возможности обучаемого,
возможности проводить исследования, выполнять задания проекты. Более того,
возможность телекоммуникационного доступа к мировым информационным
ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие студентов,
обучаемыми окружающей среды.
Самостоятельность студентов при работе в Интернет (поиск информации,
выполнение проектов, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах) позволяет
рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как инструмент
познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной
активности студента.
Общая информационная культура общества неразрывно связана с
эффективностью внедрения ИКТ в процессы обучения. Использование Интернет
преподавателем ставит ряд проблем, решение которых зависит от эффективного
взаимодействия ряда субъектов науки и практики: создателей образовательных
порталов и обучающих программ, методистов и преподавателей для организации
образовательной деятельности в условиях информационного общества.
Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий
работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ
следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый
4 педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера
данью времени или превращать его в модное увлечение.
5
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.