Использование информационных технологий

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Древняя мудрость гласит – можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Иконка файла материала информ технолог.doc
«Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» Древняя мудрость гласит  – можно привести  коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.   Учитель   способен   добиться   идеальной   дисциплины   на   уроке,   но   без   пробуждения   интереса   у учеников, без внутренней мотивации  ­ освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание «напиться»   из   источника   знаний?     Над   этим   вопросом   задумываются   многие   педагоги,   в   том   числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Перспективным   направлением   развития   коррекционного   образования     является   использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.  В   специальных   школах,   так   же   как   и   в   общеобразовательных,   можно   очень   эффективно использовать   компьютерные   технологии   и   ЦОРы.   Они   помогают   внедрять   ИКТ   в   учебный   процесс   и наносят   ощутимый   удар   по   “меловым”   технологиям.   У   электронных   учебных   материалов   огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач. Практика показала, что можно выделить несколько  направлений использования компьютера и ЦОРов в нашей работе:  1.Использование прикладного программного обеспечения по различным предметам.Арсенал   программного   обеспечения   для   специальных   школ   невелик.   Поэтому   я   использую существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними для своих учеников.  Во   время   индивидуальной   работы   за   компьютером   осуществляется   совместная   деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.   Игровая   мотивация   естественным   образом   переходит   в   учебную,   в   интерес   к   содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация,   произвольные   память   и   внимание.   Современные   детские   компьютерные   игры   помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.  2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий. У   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   отсутствует     или   очень   низкая   учебная мотивация.  Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде  Microsoft  Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые   наиболее   долго   удерживают   внимание   ребенка­олигофрена,   делают   процесс   обучения   более осознанным. (Видео Вода – это жизнь) В   процессе   обучения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   психологи   рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как  именно онасвязана   с   моторной     памятью   и   помогает   довести   навыки   ребенка   до   автоматизма,   т.е.   перевести   на уровень подсознания.  Сегодня  существует множество  сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш­игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы. Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с  применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей.   Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной  доской, проявляют большее   желание   участвовать   в   уроках.   Дети   стали   чувствовать   себя   более   комфортно   на   уроке, перестали   бояться   выходить   к   доске.   Интерактивная   доска   помогает   их   самоутверждению,   развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.   3.Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты. Наша   задача   –   уже   с   начальной   школы   привить   детям   гигиенические   нормы   работы   за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения (многие наши дети именно так и считают), а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным   и   интересным   практически   всем   детям   на   начальном   этапе   обучения   является   процессрисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.  Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения   ручкой   на   листе   бумаги.   Возможности   графического   редактора   в   этом   плане   огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. Ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками. Так   же   существуют   готовые   флеш­раскраски,   которые   позволяют   сделать   работу увлекательной и интересной. 4.Средство эмоциональной разгрузки. Детям   нравится,   когда   в   конце   урока,   как   поощрение   за   хорошую   работу,   им   разрешается посмотреть   какой­либо   видеоклип   или   ролик,   снятый   по   сюжетам   детских   песен   или   мультфильмов (Интернет   позволяет   без   труда   находить   такой   материал).   Во   время   проведения   уроков     включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией. 5.Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых заданий.Имея   в   арсенале   работы   учебные   тренажеры   по   разным   предметам     (созданные   самой   или позаимствованные у коллег­педагогов в Интернет­сообществе), я могу подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.  6.Средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Поскольку   для   специальных   школ   практически   нет   печатного   дидактического   материала, приходится самим разрабатывать такие пособия. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога. Имея за плечами опыт   использования возможностей компьютерных технологий   на уроках, могу сказать,   что   это   не   просто   новое   веяние   времени,   а   реальная   необходимость.   Труд,   затраченный   на управление   познавательной   деятельностью   учащихся   с   помощью   информационных   технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации   и   выживания   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   современном   мире, наполненном информацией  и новыми технологиями. А что думают по этому поводу сами дети? Вот некоторые из высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».Помните,   дорогие   коллеги,   что   наша   задача   –   превратить   учебу   в   живое,   интересное   и увлекательное сотрудничество педагога и ученика, в принципе не имеющее границ. А новые технологии – добрые помощники  нам в этом.