Древняя мудрость гласит – можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
«Использование информационных технологий в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Древняя мудрость гласит – можно привести коня к водопою, но заставить его напиться
нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у
учеников, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание
«напиться» из источника знаний? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе,
работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование
возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже
надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и
того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать
процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не
способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы.
Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения,
формы общения, игры дает ему веру в свои силы.
В специальных школах, так же как и в общеобразовательных, можно очень эффективно
использовать компьютерные технологии и ЦОРы. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и
наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные
потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач.
Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера и ЦОРов в
нашей работе:
1.Использование прикладного программного обеспечения по различным
предметам.Арсенал программного обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому я использую
существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними
для своих учеников.
Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность
зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию
задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная
мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают
развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для
полноценного развития личности.
2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и
внеклассных занятий.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная
мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office
PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы,
которые наиболее долго удерживают внимание ребенкаолигофрена, делают процесс обучения более
осознанным. (Видео Вода – это жизнь)
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют
задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как именно онасвязана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на
уровень подсознания.
Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают готовые развивающие флешигры. Их
тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.
Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание
традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении
наших детей.
Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют
большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке,
перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает
общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже
пальчиками.
3.Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты.
Наша задача – уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за
компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения (многие наши дети именно
так и считают), а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным,
доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процессрисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать
значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.
Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают
сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые
движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные.
Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых
изображений. Ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель
различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение
превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.
Так же существуют готовые флешраскраски, которые позволяют сделать работу
увлекательной и интересной.
4.Средство эмоциональной разгрузки.
Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается
посмотреть какойлибо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов
(Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков включение
коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает
новой энергией.
5.Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых
заданий.Имея в арсенале работы учебные тренажеры по разным предметам (созданные самой или
позаимствованные у коллегпедагогов в Интернетсообществе), я могу подготовить урок, коррекционное
занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у
наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе,
соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и
остальные сверстники.
6.Средство для изготовления раздаточного дидактического материала.
Поскольку для специальных школ практически нет печатного дидактического материала,
приходится самим разрабатывать такие пособия. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении
со сканером и принтером – это минитипография педагога.
Имея за плечами опыт использования возможностей компьютерных технологий на уроках, могу
сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на
управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий,
оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему
адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире,
наполненном информацией и новыми технологиями.
А что думают по этому поводу сами дети? Вот некоторые из высказываний, смысл которых можно
выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».Помните, дорогие коллеги, что наша задача – превратить учебу в живое, интересное и
увлекательное сотрудничество педагога и ученика, в принципе не имеющее границ. А новые технологии –
добрые помощники нам в этом.