Использование инновационных подходов в кураторской деятельности
Оценка 4.9

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
28.02.2018
Использование инновационных подходов в кураторской деятельности
Современное развитие общества требует новой системы образования, ориентированной на инновационное обучение и воспитание личности, которой предстоит жить и работать в условиях все более глобализирующегося социокультурного пространства. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». Воспитание является одной из важнейших задач высшей школы и приоритетным аспектом образовательной деятельности. В современной высшей школе необходимо не только повышать качество образовательного процесса, но и развивать традиции кураторства. В статье рассматриваются инновационные подходы в кураторской деятельности, такие как построение личностно ориентированной си-стемы работы со студенческой группой и антропоориентированная практика куратора.
Использование инновационных подходов в кураторской работе.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский  государственный медицинский университет» Аннотация.  В   современной   высшей   школе   необходимо   не   только повышать   качество   образовательного   процесса,   но   и   развивать   традиции кураторства. кураторской   деятельности,  В   статье   рассматриваются   инновационные   подходы   в   такие   как   построение   личностно ориентированной   системы   работы   со   студенческой   группой   и антропоориентированная практика куратора. Современное   развитие   общества   требует   новой   системы образования,   ориентированной   на   инновационное   обучение   и   воспитание личности,   которой   предстоит   жить   и   работать   в   условиях   все   более глобализирующегося социокультурного пространства. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет  образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». Воспитание является   одной   из   важнейших   задач   высшей   школы   и   приоритетным аспектом образовательной деятельности. Институт   кураторов   это   ключевая   структура   в   системе воспитательной работы вуза. В России он  существует более ста лет, и в настоящее   время   в   связи   с   реформой   системы   высшего   образования значимость   деятельности   куратора   в   вузе   только   возрастает.   Куратор академической группы в этих условиях является той ключевой фигурой, которая станет одновременно и наставником, старшим товарищем в деле адаптации студентов младших курсов к высшей школе, и проводником в приобщении к корпоративной культуре и традициям вуза. В   последнее   время   в   вузах   начинается   возрождение   лучших традиций кураторской работы. Изменяются и требования к современному специалисту, который должен быть не только хорошим профессионалом, но и личностью, способной работать в команде и преодолевать препятствия при достижении цели. Подобные качества не всегда могут быть получены в процессе   освоения   дидактических   единиц,   они   могут   стать   результатом систематической   воспитательной   работы   в   вузе.   Преподаватель­куратор должен   быть   готов   к   выполнению   функций   наставника,   советчика, коммуникатора, творца, руководителя, воспитателя и т.д. Для успешной реализации данных ролей куратор должен владеть определенными знаниями в области педагогики и психологии. Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке,   зависит   очень   многое.   Работа   куратора   сегодня   должна   быть направлена   на   решение   приоритетной   задачи   вузовского   воспитания   – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Рассмотрим   два   инновационных   подхода   в   кураторской деятельности: построение личностно ориентированной системы работы со студенческой группой и антропоориентированная практика куратора. Основными принципами  построения личностно ориентированной системы   работы  куратора   являются   личностно   ориентированный (индивидуальный) подход, уважение личности обучаемого, педагогическая поддержка   в   социальном   развитии,   содействие   саморазвитию   и самореализации,  формирование   их   гражданской   позиции,  ЗОЖ,  развитие студенческого самоуправления и т.д. Для того чтобы эти принципы были реализованы от куратора требуются исчерпывающие знания о составе своей группы – в социальном, материальном, интеллектуальном, духовном плане (можно провести ознакомительную беседу «Поговори со мной, куратор», упражнения «Твоя Академия такая,  какой ты её видишь»,  «Что поможет мне учиться»). На   каждом   из   курсов   куратор   осуществляет   определенные   виды деятельности. Важно чтобы студенты действовали совместно с кураторами. Следует выделить собенности работы куратора со студентами 1­2 курсов. Для первокурсника важной является проблема социально­психологической адаптации. Поэтому, целью воспитательной работы куратора должно стать создание условий  в группе  для успешной адаптации  студентов. Решение этих   задач   будет   успешным,   если   куратор   организует   следующие   виды деятельности:   знакомство   с   историей,   традициями   вуза;   ознакомление   с правами   и   обязанностями   студента;   представление   кафедр   факультета; знакомство с работниками деканата, со студенческим активом факультета, студенческого самоуправления; знакомство со студенческими творческими клубами, спортивным клубом и др.   Второй курс – это период самой напряженной учебной деятельности. Студент   2   курса   хочет   быть   независимым   и   стремиться   стать   им, изменяется и коллектив группы. Целью работы куратора на втором курсе является   разработка   и   активное   включение   студентов   в   организованные формы   и   методы   воспитания,   позволяющие   активно   участвовать   в коллективной   творческой   деятельности   факультета   и   вуза.   Чтобы второкурсник   стал   активным   субъектом   воспитания,   необходимо предоставить ему возможность самореализовываться во всех направлениях, предлагая интересные научные кружки, работу в творческих коллективах, общественных   организациях,   командах   КВН,   интеллектуальных   и спортивных состязаниях и т.д. Таким образом, основная задача куратора – не столько организовать запланированные мероприятия, сколько вовлечь студентов в деятельность. Именно   в   этом   случае   создаются   условия   выбора,   самореализации, активности,   самостоятельности   и   творчества   для   каждого   студента. Воспитательные мероприятия должны быть ориентированы на психолого­ социальные   особенности   молодежи,   возрастные   и   индивидуально­ психологические особенности студентов.  Необходима   специальная   системная   деятельность   кураторов, направленная на помощь студентам 1­2 курса в их социализации, в освоении ими механизмов самоанализа, самооценки и самоконтроля. Вместе с тем в настоящее   время   эффективность   такой   работы   явно   недостаточна.   Это связано с тем, что зачастую педагогическое сопровождение осуществляется фрагментарно,   помощь   оказывается   по   отношению   к   необходимости справиться с уже назревшими проблемами.  Такими   качествами   обладает   антропопрактика,  дающая возможность культивировать базовые, родовые способности человека. Она представляет   собой   особую   работу   «в   пространстве   совместно­ распределенной   деятельности,   в   пространстве   рефлексивного   сознания. Применительно   к   внеаудиторной   деятельности   первокурсников   речь должна идти о переходе к качественно новому этапу воспитательной работы   –   к   антропопрактике   кураторства,  которая   предполагает содействие   процессам   самоопределения   и   самостроительства   личности первокурсника,   развития   его   индивидуальности   и   социально   значимых качеств. Антропопрактика   кураторства   предусматривает   организацию совместной   деятельности,   в   которой   ее   участники   превращаются   в равноправных   сотворцов   образовательного   процесса.   Антропопрактика кураторства   является   своего   рода   инновацией   в   деятельности   вуза. Целью   антропоориентированной   практики   куратора   является эффективная   социализированность   первокурсников.   При   этом приоритетными   задачами   являются:  создание   благоприятных психолого­педагогических   условий   для   индивидуального   развития личности студента, формирования сплоченного студенческого коллектива; содействие благополучному вхождению первокурсников в новую для них образовательную среду; осуществление помощи студентам в осмыслении и преодолении   трудностей   в   учебной   деятельности;   содействие формированию   положительного   представления   студентов   1   курса   о будущей   профессии;   содействие   личностному   и   профессиональному самоопределению студентов. В качестве продуктивной методологической основы   антропопрактики   кураторства   студентов   1   курса   выступает антропологический подход, в рамках которого студент рассматривается в многообразии   проявлений   в   разных   сферах   жизнедеятельности.   Этот подход   ориентирует   куратора   на   сопровождение   социализации   не абстрактного,   а   конкретного   студента   в   повседневных   формах существования во вполне определенных человеческих сообществах. Реализация   антропопрактики   кураторства   студентов  1  курса –  это инновационная деятельность, которая оптимизирует процесс социализации первокурсников и существенно меняет педагогическую позицию куратора. Реализуя   свою   деятельность   как   антропопрактику,   куратор   становится ключевой   фигурой,   способной   эффективно   воздействовать   на   процесс социализации первокурсников, влиять на успешность вхождения молодых людей   в   новое   для   них   образовательное   пространство.   Он   обеспечивает создание условий, способствующих нахождению индивидуальных смыслов, целей, значений развития и самоопределения первокурсника в собственной жизни, а также формированию субъект­субъектных отношений на основе   Он   становится   фактором, взаимопринятия   и   взаимопонимания. определяющим   возможность   и   необходимость   восхождения   человека   к полноте собственной реальности. Таким   образом,   в современной высшей школе для формирования творчески   мыслящих   специалистов   необходимо   не   только   повышать качество образовательного процесса, но и развивать традиции кураторства, которые   смогут   повлиять   на   воспитание   настоящего   профессионала   с активной позицией.

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности

Использование инновационных подходов в кураторской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018