Современное общество диктует системе образования как важнейшей структуре своего развития, заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло.Современное общество диктует системе образования как важнейшей структуре своего развития, заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий
во внеурочной деятельности
Автор работы: Гизетдинова Ризида Эрнесовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 97 г. Екатеринбурга
Актуальность:
В уставе Всемирной организации говорится, что здоровьеэто «состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов».
Современное общество диктует системе образования как важнейшей структуре
своего развития, заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся
условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В
качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и
способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за
собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие
общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно
возросло.
Состояние здоровья населения является важным индикатором экологического
благополучия. Поэтому не случайно в стратегическом плане развития г. Екатеринбурга до
2015 года в качестве основных индикаторов устойчивого развития и, соответственно,
главного приоритета экологической политики на всех уровнях на 1 место выдвигается
один из главных вопросов:
здоровье населения,
обеспечение экологической безопасности жителей города,
экологическое образование, воспитание и просвещение.
Нормативноправовой базой Программы здоровья являются Закон Российской
Федерации «Об образовании». При конструировании Программы здоровья каждое
образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении.
Вместе с тем, обязательными являются определенные в Примерной программе цели и
задачи программы, структура системной работы по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным при создании
для них необходимых условий. В УМК «Школа России» реализуется гуманистическое
убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если
создать для них необходимые условия. Одно из основных условий личностно
ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность
требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к
обучаемости; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.
Поэтому важным направлением моей работы является эффективное внедрение в
систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере, гдерешаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования
универсальных учебных действий.
В рамках внеурочной деятельности в течение 15 лет я провожу курс «Я и моё здоровье».
Курс имеет валеологическую направленность.
Основная цель курса: формирование у обучающегося целостного представления о
своём организме, понимание ценности своего здоровья.
Изучая свой организм, дети учатся о нем заботиться, знакомятся с основами
рационального питания, способами профилактики простудных заболеваний, правилами
первой помощи, нормами личной гигиены.
Занятия построены в форме диалога. Беседы помогают развивать у детей
коммуникативные навыки, умения свободно говорить о себе, о проблемах своего здоровья.
Именно диалоговость, построенная на доверительных интонациях, ненавязчивых советах,
эмоциональном тоне общения, доступном для ребенка языке, является доминирующим
принципом валеологического образования.
Занятия проходят в хорошем настроении, дети много улыбаются, смеются, а смех
это вечный вечный целитель. Также занятия проходят в игровой форме и сопровождаются
сказочными и литературными героями, сюжетами мифов. Разучиваются веселые
двустишия, направленные на формирование здорового образа жизни, например:
«В путьдорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся»
«Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть»…
В конце каждого занятия дети получают совет: умей себе помочь, помог себе –
помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, злости, страха, грусти и т.д.
Реализация курса «Я и моё здоровье» во многом способствует развитию
познавательных способностей, формированию исследовательских умений и навыков.
По рекомендациям предыдущей аттестации была разработана и апробирована рабочая
программа и рабочая тетрадь по курсу «Я и моё здоровье» для 2 года обучения.
Использование рабочей тетради «Я и моё здоровье» позволяет развивать
Использование рабочей тетради во внеурочной деятельности позволяет мне
использовать деятельностный подход, снимает излишнюю дидактичность обучения,
вызывает интерес у детей. Происходит закрепление, конкретизация и расширение
валеологических знаний. Для меня очевидна рефлексия.
познавательную активность, способствует более быстрому запоминанию материала.
Реализуемый в комплекте принцип охраны и укрепления психического и физического
здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте,
аккуратности, соблюдения режима дня. Предполагается также создание условий для
активного участия детей в оздоровительных мероприятиях. Безусловно, заявленные
позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду
с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.
В качестве важного направления педагогической деятельности по охране и укреплению
здоровья учащихся выступает работа с родителями. Просвещение родителей, консультации
по проблемам здоровья их детей помогает родителям подобрать необходимые комплексы
гимнастических упражнений, дыхательную гимнастику для часто болеющих детей, выбрать
общие подходы по вопросам формирования позитивного отношения к своему здоровью.
Системой работы автора данного отчета является 15минутные дискуссии и беседы на
родительских собраниях.
Например:
«Личная гигиенаоснова профилактики»
«Режим дня» «Профилактика простудных заболеваний»
Также разработаны и предложены памятки, внеклассные мероприятия, помогающие
организовать самостоятельную деятельность детей по формированию культуры здоровья.
«Правила личной гигиены»
«Если хочешь быть здоров»
«Как относиться к успехам и неудачам своего ребенка»
«Хорошая осанказалог красоты и здоровья»
Темы внеклассных мероприятий:
«Папа, мама, яспортивная семья»
«Твое здоровье в твоих руках»
«Здоровье – богатство на все времена»
«В гостях у гигиены»
«Богатырский турнир»
Эти формы работы вызывают интерес к изучению проблемы сохранения здоровья, что
способствует профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Работа в творческом проекте позволяет детям и родителям проводить время вместе.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в разных оздоровительных
мероприятиях. Была организована работа по оформлению стенда «Уголок здоровья» в
начальной школе. Дети работали в группах: 1 группа собирала информационный материал
о формировании ценностного отношения к своему здоровью, 2 группа подбирала
соответствующие рисунки и фотографии, 3 группа работала над оформлением. Материал
стенда привлек внимание не только учащихся младших школьников, но и старшеклассники
с удовольствием изучали материал.
У учащихся моего класса с каждым годом пробуждалось желание заботиться не
только о своем здоровье, но и о здоровье учащихся других классов. Поэтому следующим
этапом работы была разработка проекта о соблюдении режима дня для учащихся
первых классов. Ребята с большим интересом проводили интересные мероприятия перед
первоклассниками: организовывали динамические перемены, проводили утреннюю зарядку
перед уроками. Разбившись на группы отвечали за определенные классы.
Учащиеся моего класса также ежегодно принимают участие в районном конкурсе
«Экоколобок», где ученики 4 класса герои «Здравшарики», жители другой планеты,
обнаружили серьезные проблемы у Землян и в разных формах пропагандировали здоровый
образ жизни.
Одним из важных мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни на ступени начального общего образования стало создание фильма «Истоки
здоровья», где весь класс принял участие в отборе содержания материала. Предлагаю
вашему вниманию на Ярмарке фрагмент из этого фильма.
Использование данных здоровьесберегающих технологий позволяет формировать у
учащихся положительную динамику бережного отношения к своему здоровью и к здоровью
окружающих людей. Мониторинги по проделанным работам позволяют делать следующие
выводы: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения
различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других
людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе
и семье; ознакомление с этическими нормами,
их культурноисторической
обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.