Использование инновационных здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности

  • Работа в классе
  • doc
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное общество диктует системе образования как важнейшей структуре своего развития, заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло.Современное общество диктует системе образования как важнейшей структуре своего развития, заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло.
Иконка файла материала Использование инновационных здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.doc
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности Автор работы: Гизетдинова Ризида Эрнесовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 97 г. Екатеринбурга Актуальность:  В уставе Всемирной организации говорится, что здоровье­это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».      Современное   общество   диктует   системе   образования   как   важнейшей   структуре своего развития, заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни. В качестве   главного   результата   модернизации   образования   рассматривается   готовность   и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества.   Следовательно,   внимание   к   вопросам   здоровья   последние   годы   заметно возросло.    Состояние   здоровья   населения   является   важным   индикатором   экологического благополучия. Поэтому не случайно в стратегическом плане развития г. Екатеринбурга до 2015   года   в   качестве   основных   индикаторов   устойчивого   развития   и,   соответственно, главного приоритета экологической политики на всех уровнях на 1 место выдвигается один из главных вопросов: ­ здоровье населения, ­ обеспечение экологической безопасности жителей города, ­экологическое образование, воспитание и просвещение.                  Нормативно­правовой базой  Программы здоровья  являются  Закон Российской Федерации   «Об   образовании».  При   конструировании  Программы   здоровья  каждое образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении. Вместе   с   тем,   обязательными   являются   определенные   в   Примерной   программе   цели   и задачи программы, структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования. Обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным при создании для них необходимых условий.  В УМК    «Школа России»  реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать   для   них   необходимые   условия.   Одно   из   основных   условий   ­   личностно­ ориентированный   подход   к   ребенку  с   опорой   на  его   жизненный   опыт   и   вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучаемости; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.    Поэтому важным направлением моей работы является  эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Внеурочная   деятельность  является   неотъемлемой   частью   образовательного процесса   в   школе   и   позволяет   реализовать   требования   федерального   государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере, гдерешаются   задачи   воспитания   и   социализации,   развития   интересов,   формирования универсальных учебных действий. В рамках внеурочной деятельности в течение 15 лет я провожу курс «Я и моё здоровье». Курс имеет валеологическую направленность. Основная цель курса: формирование у обучающегося целостного представления о своём организме, понимание ценности своего здоровья. Изучая   свой   организм,   дети   учатся   о   нем   заботиться,   знакомятся   с   основами рационального   питания,   способами   профилактики   простудных   заболеваний,   правилами первой помощи, нормами личной гигиены. Занятия   построены   в   форме   диалога.   Беседы   помогают   развивать   у   детей коммуникативные навыки, умения свободно говорить о себе, о проблемах своего здоровья. Именно диалоговость, построенная на доверительных интонациях, ненавязчивых советах, эмоциональном   тоне   общения,   доступном   для   ребенка   языке,   является   доминирующим принципом валеологического образования. Занятия проходят в хорошем настроении, дети много улыбаются, смеются, а смех­ это вечный вечный целитель. Также занятия проходят в игровой форме и сопровождаются сказочными   и   литературными   героями,   сюжетами   мифов.   Разучиваются   веселые двустишия, направленные на формирование здорового образа жизни, например: ­ «В путь­дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся» ­ «Прежде чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть»… В конце каждого занятия дети получают совет: умей себе помочь, помог себе – помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, злости, страха, грусти и т.д. Реализация   курса   «Я   и   моё   здоровье»   во   многом   способствует   развитию познавательных способностей, формированию исследовательских умений и навыков.  По   рекомендациям   предыдущей   аттестации   была   разработана   и   апробирована  рабочая программа и рабочая тетрадь по курсу «Я и моё здоровье» для 2 года обучения.   Использование  рабочей   тетради   «Я   и   моё   здоровье»  позволяет   развивать Использование   рабочей   тетради   во   внеурочной   деятельности   позволяет   мне использовать   деятельностный   подход,   снимает   излишнюю   дидактичность   обучения, вызывает   интерес   у   детей.   Происходит   закрепление,   конкретизация   и   расширение валеологических знаний. Для меня очевидна рефлексия.   познавательную активность, способствует более быстрому запоминанию материала.        Реализуемый в комплекте принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности,   соблюдения   режима   дня.   Предполагается   также   создание   условий   для активного   участия   детей   в   оздоровительных   мероприятиях.   Безусловно,   заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.       В качестве важного направления педагогической деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся выступает работа с родителями. Просвещение родителей, консультации по проблемам здоровья их детей помогает родителям подобрать необходимые комплексы гимнастических упражнений, дыхательную гимнастику для часто болеющих детей, выбрать общие подходы по вопросам формирования позитивного отношения к своему здоровью. Системой работы автора данного отчета является 15­минутные  дискуссии и беседы  на родительских собраниях. Например: ­ «Личная гигиена­основа профилактики» ­ «Режим дня»­ «Профилактика простудных заболеваний» Также   разработаны   и   предложены  памятки,   внеклассные   мероприятия,  помогающие организовать самостоятельную деятельность детей по формированию культуры здоровья.  ­«Правила личной гигиены» ­«Если хочешь быть здоров» ­«Как относиться к успехам и неудачам своего ребенка» ­«Хорошая осанка­залог красоты и здоровья» Темы внеклассных мероприятий: ­ «Папа, мама, я­спортивная семья» ­ «Твое здоровье в твоих руках» ­ «Здоровье – богатство на все времена» ­ «В гостях у гигиены» ­ «Богатырский турнир»          Эти формы работы вызывают интерес к изучению проблемы сохранения здоровья, что способствует профилактике наиболее распространенных заболеваний. Работа в творческом проекте позволяет детям и родителям проводить время вместе.  Учащиеся   моего   класса   принимают   активное   участие   в   разных   оздоровительных мероприятиях. Была организована работа по оформлению стенда  «Уголок здоровья»  в начальной школе. Дети работали в группах: 1 группа собирала информационный материал о   формировании   ценностного   отношения   к   своему   здоровью,   2   группа   подбирала соответствующие рисунки и фотографии, 3 группа работала над оформлением. Материал стенда привлек внимание не только учащихся младших школьников, но и старшеклассники с удовольствием изучали материал.                У учащихся моего класса с каждым годом пробуждалось желание заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье учащихся других классов. Поэтому следующим этапом   работы   была   разработка  проекта   о   соблюдении   режима   дня   для   учащихся первых классов. Ребята с большим интересом проводили интересные мероприятия перед первоклассниками: организовывали динамические перемены,  проводили утреннюю зарядку перед уроками. Разбившись на группы отвечали за определенные классы.              Учащиеся моего класса также ежегодно принимают   участие в районном конкурсе «Экоколобок»,  где   ученики   4   класса   ­   герои   «Здравшарики»,   жители   другой   планеты, обнаружили серьезные проблемы у Землян и в разных формах пропагандировали здоровый образ жизни.         Одним из важных мероприятий  по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования стало создание фильма «Истоки здоровья»,  где весь класс принял участие   в отборе содержания материала. Предлагаю вашему вниманию на  Ярмарке фрагмент из этого фильма.          Использование данных здоровьесберегающих технологий позволяет формировать у учащихся положительную динамику бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих людей. Мониторинги по проделанным работам позволяют делать следующие выводы: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание  уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и   семье;   ознакомление   с   этическими   нормами,   их   культурно­исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.