Сценарий классного часа Экология человека_как защитить свой организм от вирусов

  • Работа в классе
  • pdf
  • 31.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час "Экология человека: как защитить свой организм от вирусов" разработан для обучающихся 4-х классов и направлен на развитие экологического мышления и сознания младших школьников.
Иконка файла материала Сценарий классного часа_Экология человека_Как защитить свой организм от вирусов.pdf

Тема: «Экология человека: как защитить свой организм от вирусов».

Форма проведения: классный час.

Направленность: экологическое просвещение (экология человека).

Материально-техническое       обеспечение:       компьютер,         проектор, интерактивная доска, тематический видеоматериал, презентация, раздаточный материал.

Оформление: книжная выставка экологической тематики.

Цель: развитие экологического мышления и сознания младших школьников.

Задачи:

1.     Воспитательные:   формировать       культуру    здоровьесбережения, воспитывать бережное осознанное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

2.     Образовательные: повторить, систематизировать и обобщить правила профилактики вирусных инфекционных заболеваний.

3.     Развивающие: создать условия для развития внимательности к своему здоровью и здоровью окружающих, умений работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные: актуализируют правила личной гигиены, направленные на предотвращение вирусных заболеваний.  

Метапредметные:

Регулятивные: научатся принимать и ставить познавательную задачу, планировать работу в команде;

Познавательные: анализировать свое знание и незнание темы, умение и неумение по изучаемому вопросу и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства одноклассников и учителем, строить взаимоотношения с их учетом.

 

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Участники проходят в аудиторию, рассаживаются в свободном порядке за столы.

-   Здравствуйте, дорогие друзья! Очень рада видеть вас. Ребята, вы когданибудь задумывались, произнося слово «здравствуйте», что оно означает для того человека, кому предназначено. (Ответы детей).

-   «Здравствуйте!» – значит «Будьте здоровы!». Здоровы во всех смыслах: здоровы как телом, так и душой. Правильно сказанное слово «здравствуйте» вызывает в организме сильнейшую позитивную реакцию всех внутренних органов, заставляя их работать слаженно. Слово «здороваться» означает желать здоровья не только встречному, но и самому себе! «Будьте здоровы!

Здравствуйте!»

2.Самоопределение к деятельности.

-   Ребята, сегодня у нас с вами классный час. Тему мы сформулируем вместе. В течение классного часа будем работать на основе командной деятельности. Сегодня очень важно, чтобы мы слышали и слушали друг друга, чтобы мы установили обратную связь. Поэтому, если я сделаю хлопок или несколько хлопков, вы должны все вместе повторить его, но синхронно. Потренируемся?

Прием «Хлопок» используется ведущим в ходе классного часа. - Обратите, пожалуйста, внимание на книжную выставку. У кого-то есть предположения о чём мы будем говорить на нашей встрече? (ответы детей: о животных, о растениях, о человеке, об экологии).

-   Кто может сказать, что изучает наука «экология»? (ответы детей)

-   Скажите, откуда мы можем узнать точное значение слова? (Из словарей). - Я предлагаю вам сейчас собрать определения слова «экология», взятых из разных словарей и сравнить эти определения с вашими ответами. У вас на столах лежат большие листы, разрезанные слова и клей. У вас есть одна минута на выполнение задания.

Задание:  собрать определение слова «экология» из отдельных слов. 

-   Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось. 

Группы озвучивают определения. Плакаты с определениями вывешивают на магнитную доску. 

-   Экология как наука включает в себя много направлений для изучения. Это и экология окружающей среды, экология растений, экология жилища, экология животных, экология человека.

-   Над каким же направлением мы будем с вами работать сегодня? Об этом мы узнаем распределившись по командам. У вас на столах лежат перевёрнутые карточки, посмотрите, что на них изображено и постарайтесь сгруппироваться в команды по схожим признакам. На образование команды у вас есть 30 секунд. Возьмите карточки, выйдите из-за столов и посмотрите, что на карточках у других ребят. Образуйте команды.

Участники группируются в команды. 

-   Замечательно. У нас получилось три команды. По какому признаку вы сгруппировались? Теперь посмотрите на изображение на карточках и займите места за тем столом, на котором вы видите предметы, имеющие отношение к вашей команде. Спасибо. Присаживаемся. 

Участники занимают места за определенными столами. 

3. Формулирование темы и проблемы. Постановка цели и задач. - Кто-нибудь уже догадался какое направление экологии мы рассмотрим на классном часе? (Экологию человека.) Как определили? Экология человека – очень обширное направление, нам нужно его сузить до конкретной темы.

- Ребята, мы вместе подошли к теме нашего классного часа, и чтобы её уточнить, вам придется разгадать загадку. Прошу вас надеть медицинские маски.  

Какой-то странный маскарад:

Все в масках, но никто не рад.

Где серпантин?

А где шары?

Где конкурсы для детворы?

Не слышно музыки и песен, Сценарий малоинтересен.

Нет танцев, клоунов и смеха.

"Апчхи!" и "Кхе!" разносит эхо.

Не сходишь в «Ауру», в «Союз»,

Всему виной опасный …………………. (вирус)

-   Молодцы! Справились с заданием. Можем мы теперь сформулировать тему нашей встречи?  (Профилактика вирусных заболеваний. Как защитить себя от опасных вирусов?)

Слайд. Тема классного часа.

-   Как вы думаете, тема классного часа актуальна сейчас? Подумайте, в чём её важность. Я даю вам 30 секунд, чтобы записать почему тема актуальна. А сейчас у вас есть 30 секунд, чтобы выбрать лучший вариант ответа в вашей команде. Озвучьте, пожалуйста, эти варианты.

Озвучивание группами актуальности темы.

-   На Земле вряд ли найдется человек, который ни разу не болел. В эпоху процветания вирусов и инфекций человек научился не только распознавать многие из них, но также успешно с ними бороться. К сожалению, особенно уязвим к вирусам детский организм. Как вы думаете, почему? (ответы детей).  - Давайте попробуем определить, в чём же состоит вообще проблема.  Почему люди часто болеют вирусными инфекционными заболеваниями? Это происходит, потому что они не знают, как защитить себя и других от вирусов?

Или есть какая-то другая причина? 

Формулирование проблемы.

Проблема – невнимательность людей к собственному здоровью и

здоровью окружающих, в несоблюдении правил и требований к защите своего и чужого организмов от вирусов.

-   Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на классном часе? Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Ответы детей).

Формулируют цель и задачи.

-   Ребята, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Просмотр видеоролика «Вирусные заболевания». Ответы детей на вопрос из видеоролика. 

-   Как мы можем укрепить защитные функции нашего организма, наш иммунитет? (Ответы детей)

4. Коллективно-творческая практическая деятельность.

-   Итак, дорогие друзья, каждая команда получает задание с помощью, которого сможет ответить на вопрос «Как защитить наш организм от вирусов?».

-   Команда №1! Нашему организму необходима энергия для того, чтобы мы могли двигаться, говорить, дышать, выполнять физическую работу.  На вашем столе лежит лист с заданием. Вы рассматриваете физическую активность как средство защиты и укрепления нашего организма. 

-   Команда №2! Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Важную роль здесь играет правильное питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки и углеводы. На вашем столе лежит лист с заданием. Вы рассматриваете правильное питание как средство защиты и укрепления нашего организма. - Команда №3! Человек здоров, когда все его органы здоровы. Это зависит от нескольких факторов: от наследственности, от природных условий, в которых мы живём; от медицинского обслуживания. Но, самое главное – от того, как мы сами заботимся о своем здоровье. На вашем столе лежит лист с заданием. Вы рассматриваете правила личной гигиены как средство защиты и укрепления нашего организма.

-   Уважаемые команды! Готовы? Приступаем к выполнению заданий. Вам дается 8 минут.

Ведущий:

Всем известно, всем понятно,  Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать.

-   Слово предоставляется команде №1. 

Выступление команды №1 «Как укрепить и защитить наш организм с помощью физической активности?» - 2 минуты.

-   Слово предоставляется команде №2. 

Выступление команды №2 «Как укрепить и защитить наш организм с помощью рационального питания?» - 2 минуты.

-   Слово предоставляется команде №3. 

Выступление команды №3 «Как укрепить и защитить наш организм с помощью соблюдения правил личной гигиены?» - 2 минуты.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

-         Ребята, благодаря вашей сплоченной командной работе мы получили ответ на вопрос «Как укрепить и защитить организм от вирусов?».

-         И в заключении, чтобы оставаться всегда здоровыми, бодрыми и весёлыми, послушайте несколько полезных советов.

Просмотр видеоролика «Советы Деда Рифмоеда». Время – 1 мин. 7 сек.  - Дорогие друзья! Наш классный час подошёл к концу. Я благодарю вас всех за работу. Мне хотелось бы подарить каждому из вас книгу «Наш чистый дом», из которой вы узнаете об одной из наиболее актуальных экологических проблем современных городов – проблеме сокращения количества бытовых отходов. И попрощаемся мы с вами аплодисментами.

Прием «Хлопок».

-         А сейчас прошу взять билетики на выход. Если наш классный час был для вас полезным и продуктивным – возьмите билетик с зачёркнутым вирусом и положите в коробку. Если вы считаете, что классный час не принёс вам пользы, возьмите и положите в коробку билетик со смеющимся вирусом.

 

 

 

Приложение 1.

Кейс с заданиями для команды №1.

Задание: 

1.     Прочитайте текст. 

2.     Изучите комплекс упражнений для утренней зарядки.

3.     Выберите согласно правилам выполнения зарядки, 6 упражнений

4.     Отработайте эти упражнения в группе. 

5.     Проведите зарядку для других команд.

6.     Выступление команды начните с выразительного чтения стихотворений.

 

ДВИЖЕНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ! (вместе)

Чтоб здоровым быть сполна,  Физкультура всем нужна. Для начала по порядку,

Утром сделаем зарядку.

 

Для здоровья важен спорт, Чтоб болезням дать отпор. Нужно спортом заниматься, И здоровым оставаться!

Правила выполнения зарядки

Слово «зарядка» уже само за себя говорит. Занятия спортом по утрам должны заряжать нас не только энергией на весь день, но и положительными эмоциями. А для этого нужно поставить веселую музыку, проявить немного фантазии. 

Значение утренней гимнастики для детей трудно переоценить. Утренняя зарядка – это первый шаг ребенка к спорту.

Лучше всего проводить комплекс утренней гимнастики для детей на свежем воздухе. Всем известно, что насыщение организма кислородом для ребенка особенно важно, ведь окислительные процессы в тканях у детей проходят гораздо быстрее. Но не расстраивайтесь, если такой возможности нет. Можно хорошенько проветривать комнату перед проведением утренней гимнастики. Это заодно может послужить и отличной закалкой.

Необходимо точно дозировать нагрузку, перемежая быстрые упражнения с более спокойными. Главное, не должно быть резких остановок. Любой бег или прыжки должны переходить сначала в ходьбу, и только потом возможна остановка. 

 

Комплекс упражнений для утренней зарядки.

1.     Ходьба на месте в спокойном темпе, не нарушая дыхания. 

2.     Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль тела. На вдохе поднимаемся на носки, руки через стороны выводим наверх. Повторять 2-5 раз.

3.     Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Совершаем вращательные движения головой в одну сторону, затем в другую, наклоняем ее вправо-влево, вперед-назад. Совершить 2-5 повторов.

4.     Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняем наклоны в сторону: правую руку поднимаем вверх и тянемся всем корпусом влево, меняем руки и тянемся уже вправо. По 2-5 раз каждой рукой.

5.     Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки выпрямлены параллельно полу. Поворачиваем корпус вправо и влево. 2-5 повторов в каждую сторону.

6.     Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Совершаем наклоны вперед и тянемся руками к полу. Затем – назад, поднимая руки вверх. Выполняем 2-5 раз в одном направлении.

7.     Ноги вместе, руки на поясе. Выполняем махи ногами вперед, назад и в сторону. Совершить по 2-5 повторов на каждую ногу.

8.     Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Выполняем круговые движения плечами: сначала одним 2-5 раз, затем другим и попеременно.

9.     Ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Выполняем резкие выпады руками вперед попеременно. 2-5 повторов на каждую руку.

10. Ноги вместе, руки на поясе. Выполняем приседания в спокойном темпе, стараясь не ускорять его и не замедлять. 2-5 повторов.

11. Сидя на гимнастическом мате, ноги вместе и выпрямлены. Выполняем наклоны вперед, хватаясь пальцами руг за пальцы ног. Повторить 2-5 раз.

12. Сидя на спортивном мате, ноги выпрямлены и широко расставлены. Тянемся всем корпусом попеременно о к правой ноге, то к левой. Важно не сгибать колени при этом. Выполнить 2-5 раз на каждую ногу.

13. Лежа на спине на спортивном мате, ноги согнуты в коленях. Поворачиваем бедра в сторону так, чтобы колени коснулись пола. 2-5 раз на каждый бок.

14. Встать на четвереньки на гимнастическом мате. Выполняем прогибы в спине вверх и вниз. 2-5 раз в каждую сторону.

15. Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыгаем то на одной ноге, то на другой, то на обеих одновременно. Продолжительность выполнения – 1 минута.

16. Бег на месте. Темп средний. Сразу не останавливаемся, а сначала переходим на ходьбу. Общая продолжительность – 1 минута.

17. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. На вдохе плавно поднимаемся на носки и тянемся руками вверх, затем резко опускаем тело вниз, руки к полу и стараемся максимально расслабить спину и шейный отдел.

 

Приложение 2.

Кейс с заданиями для команды №2.

Задание: Прочитайте текст. Ответьте на вопрос в конце текста, проведя опыт. О пользе овощей, фруктов и ягод для организма человека

Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека общеизвестно. Они вкусны, питательны, полезны для здоровья.  Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших пищевых веществ, необходимых для нормального осуществления обмена веществ, от которых напрямую зависит здоровье человека. Витамины, минеральные вещества, легкоусвояемые углеводы, пищевые волокна – вот далеко не полный перечень полезных веществ, которыми богаты эти дары природы.

Овощи и фрукты – действительно кладезь витаминов и минералов. Они богаты кальцием, магнием, железом, цинком и витаминами А, С, Е и К.

В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих недугов. И сейчас в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах и воспалениях суставов. А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг». 

Что же общего у всех овощей и фруктов? Витамины.  «Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять. Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно. Рекомендуется потреблять не менее 400 граммов овощей и фруктов ежедневно. 

 Но вот интересный вопрос: какие овощи и фрукты полезнее: сырые или подвергшиеся термической обработке (варёные, жареные, печёные)?

                 Предлагаем вам ответить на него опытным путём.

Инструкция по проведению опыта с сырыми и варёными овощами. Проведите эксперимент и определите, какие овощи и фрукты полезнее: сырые или термически обработанные.

1)  Возьмите сырые и варёные овощи. 

2)  Аккуратно потрите их на тёрке каждый в отдельную чашку. 

3)  Добавьте по отдельности перекись водорода к сырому и варёному овощу.  4) Подождите некоторое время. Понаблюдайте, что будет происходить в каждой чашке. 

5)  Ответьте на вопрос «В каких чашках произошли изменения и какие?». Занесите ответы в таблицу.

6)  Сделайте вывод. 

 

Внимание! Подсказка!

В сырых овощах и фруктах содержится много полезных веществ, которые после термической обработки полностью или частично разрушаются. Это значит, что приготовленные овощи и фрукты становятся менее полезными для организма человека. Обнаружить некоторые из этих веществ можно с помощью перекиси водорода. Обратите внимание! Если при взаимодействии измельченных вами овощей и фруктов с перекисью водорода появляются пена, пузырьки (выделяются газы), изменение цвета, увеличение в объёме – это результат того, что полезные вещества в них присутствуют. Если этого эффекта нет – значит полезные вещества разрушились или полностью отсутствуют. Сделайте вывод, какие изменения вы заметили при добавлении перекиси к сырым овощам, а какие к варёным?

Объясните результаты опыта.

Начните         выступление      своей          группы       с        выразительного      чтения стихотворения.

Чтобы мне здоровым быть, Надо овощи любить.

Свёкла, репка, лук, морковь — Моя первая любовь.

Таблица

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

Поместили в чашку измельчённый варёный картофель, добавили раствор

перекиси водорода

 

 

Поместили в чашку измельчённую варёную морковь, добавили раствор

перекиси водорода

 

 

Поместили в чашку измельчённый сырой картофель, добавили раствор

перекиси водорода

 

 

Поместили в чашку измельчённую сырую морковь, добавили раствор

перекиси водорода

 

 

Поместили в чашку измельчённое

сырое яблоко, добавили раствор перекиси водорода

 

 

 

Приложение 3.

Кейс с заданиями для команды №3.

Задание: 

1.     Прочитайте текст. 

2.     Используя разрезные картинки, создайте плакат «Правила личной гигиены при вирусных инфекциях».

Как защитить себя от вирусной инфекции

       Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общего пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд), и последующему полному осушению рук.

       После возвращения с улицы домой – вымыть руки и лицо с мылом, промыть нос изотоническим раствором соли.

       Прикасаться к лицу, глазам-только недавно вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Или воспользоваться одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3 часа, повторно использовать маску нельзя.

       Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом, увеличивают риск инфицирования.

       Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).

       Ограничить приветственные рукопожатия и объятия.

       Чаще проветривать помещения. Не пользоваться общими полотенцами.

 

Как не заразить окружающих

       Минимизировать контакты со здоровыми людьми (приветственные рукопожатия, объятия).

       Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом – использовать одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждый час.

       При кашле или чихании обязательно прикрывать рот, по возможности – одноразовым платком, если его нет – ладонями или локтевым сгибом.

       Пользоваться только личной или одноразовой посудой.

       Изолировать от домочадцев свои предметы личной гигиены: зубную щетку, мочалку, полотенца.

       Проводить влажную уборку дома ежедневно, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.

 

Рисунок 1. Гигиена при ОРВИ и гриппе

 

Рисунок 2. Защита от гриппа